Глюк Кристоф Виллибальд
Смотрите также:
ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, Бавария - 15.11.1787, Вена), австрийский композитор, театральный деятель. По происхождению чех. Сын лесничего. В школьные годы пел в хоре, учился игре на инструментах. В 1731 году поступил в Пражский университет (факультет логики и математики), в Праге работал церковным органистом, участвовал в исполнении итальянских ораторий. С 1737 года жил в Милане, где учился у Дж. Б. Саммартини и в 1741 успешно дебютировал в театре «Реджо дукале» оперой «Артаксеркс» на либретто П. Метастазио. До 1745 писал оперы-сериа для театров Милана, Венеции и Турина, затем заключил контракт с Королевским театром в Лондоне, где в 1746 году представил 2 оперы (использовал в них материал своих итальянских сочинений). В 1747 году посетил Дрезден, Гамбург, Копенгаген с труппой П. Минготти, специализировавшейся на постановках опер-буффа и театрализованных серенад при дворах европейских монархов. В 1749 году поступил в труппу Дж. Б. Локателли, игравшую в Новом театре в Праге. Итальянские оперы Глюка этого периода выделяются некоторой экстравагантностью музыкального языка, нарочитым использованием диссонансов («Милосердие Тита», 1752, Неаполь), отступлениями от правил гармонии и контрапункта (известен отзыв Метастазио о Глюке: «архивандальная музыка»). Вокальные партии, создававшиеся в сотрудничестве с певцами, рассчитаны на блестящую виртуозную технику пения.
Реклама
В 1748 году на открытии венского «Бургтеатер», перестроенного ко дню рождения императрицы Марии Терезии, была с огромным успехом исполнена опера-сериа Глюка «Узнанная Семирамида». В 1752 Глюк переселился в Вену, став капельмейстером князь Саксен-Хильдбургхаузенского. В 1755 году по приглашению графа Дж. Дураццо приступил к работе в «Бургтеатер», сначала как руководитель «академий» (концертов), затем как автор балетной музыки, комических опер для французской труппы («Мнимая рабыня», 1758) и итальянских опер, ставившихся по различным торжественным поводам. В это время жанровый диапазон творчества Глюка значительно расширился. Эпизодически он продолжал сочинять для театров Рима, Болоньи, Флоренции. В 8 комических операх, написанных в Вене, синтезировал черты французской комедии и итальянской оперы-буффа, приобрёл опыт сочинения музыки на французский текст. Эти оперы, особенно «Непредвиденная встреча» (1764), позднее исполнявшаяся на немецком языке, повлияли на формирование австрийского зингшпиля.
С прибытием в Вену в 1761 году поэта Р. Кальцабиджи начался реформаторский этап творчества Глюка. Первым их совместным произведением стал пантомимный балет «Дон Жуан, или Каменный гость» (1761), который произвёл сенсацию в Вене и всей Европе. Действенной хореографии Д. М. Г. Анджолини отвечали непрерывность развития и драматизм глюковской партитуры. Заключительная чакона (танец фурий) манифестировала «бурю и натиск» в музыке (отзвуки финальных номеров балета заметны в увертюре к опере «Дон Жуан» В. А. Моцарта). Стилевой перелом ознаменовала опера «Орфей и Эвридика» (1762). Глюк достиг здесь классической простоты и ясности структуры, непрерывности музыкального развития (все речитативы, вопреки канонам оперы-сериа, исполняются с аккомпанементом оркестра); вокальные партии упрощены и очищены от колоратур. Жанр «театрального празднества» (azione teatrale) позволил Глюку интенсивно использовать хоры и пантомимные балеты (хореограф Анджолини). Свойственный художникам-классицистам «греческий вкус» ярко проявился в 1-й сцене оперы, где постановщики стремились воспроизвести античный ритуал погребения. Принципы реформы Глюка были систематически изложены в посвящении к следующей опере «Альцеста» (1767, изд. в 1768; смотри: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв. М., 1971. С. 480-481).
Творческие эксперименты продолжены в «Празднестве Аполлона» (1769), созданном по модели французской оперы-балета, и в серьёзной французской опере «Ифигения в Авлиде» (1774, Парижская опера) на либретто Ф. дю Рулле. Подписав контракт с Парижской оперой (1773), Глюк за 6 лет представил 4 новые оперы и 4 ранее написанные (в новых редакциях), в том числе «Орфей» (трагедия-опера, либретто Кальцабиджи в переводе П. Л. Молина, 1774, Париж), комические оперы «Волшебное дерево» (либретто Молина, по Ж. Ж. Ваде, 1775, Версаль) и «Осаждённая Питера» (опера-балет, либретто Ш. С. Фавара, 1775, Париж), «Альцеста» (трагедия-опера, либретто Кальцабиджи в переводе Ф. дю Рулле, 1776, Париж).
В 1779 году композитор завершил оперную карьеру и окончательно вернулся в Вену. В 1781-82 «Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» были исполнены в честь пребывания в Вене и Париже великого князя Павла Петровича с супругой Марией Фёдоровной. К тому времени Глюк был давно известен в России (опера «Китаянки», балеты «Дон Жуан» и «Александр» были поставлены в Москве и в Санкт-Петербурге после венских премьер; в Санкт-Петербурге в 1782 поставлена опера «Орфей и Эвридика»).
В своей реформаторской деятельности Глюк стремился подчинить музыку законам драмы. Успешно и последовательно реализуя эту идею в итальянской опере-сериа, французской музыкальной трагедии и пантомимном балете, он, по единодушному мнению современников, произвёл революцию в музыкальном театре. Постановки его опер возбуждали горячие эстетические и общественно-идеологические споры, формировали враждующие группировки художников, зрителей и критиков (известна проходившая в Париже баталия «глюкистов» и сторонников Н. Пиччинни - «пиччиннистов», она отражена в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина; противниками Глюка были Ж. Ф. де Лагарп и Ж. Ф. Мармонтель). Вместе с тем реформа Глюка идеально сочеталась с традициями французской оперы (опора на музыку декламацию, большая роль ансамблей, хора, балета, оркестра) и повлияла на развитие музыкального театра 19 века (Л. Керубини, Л. ван Бетховен, Г. Спонтини, Р. Вагнер, М. П. Мусоргский). Последователем Глюка в Вене был А. Сальери. Антитеза глюковскому пониманию музыкальной драмы - в операх В. А. Моцарта, исходившего из приоритета музыки. Оперы Глюка сохранялись в репертуаре до 1830-х годов «Глюковский ренессанс» начался с постановки в парижском «Театр лирик» оперы «Орфей и Эвридика» (1859, 1861) в редакции Г. Берлиоза (знатока и ценителя творчества Глюка) с П. Виардо-Гарсия в партии Орфея.
В многообразном наследии Глюка выделяются 6 реформаторских опер (кроме упомянутых «Орфея и Эвридики» и «Альцесты» также музыкальная драма «Парис и Елена», либретто Р. Кальцабиджи, 1770, «Бургтеатер»; героическая опера «Армида», либретто Ф. Кино, по Т. Тассо, 1777; трагедия «Ифигения в Тавриде», либретто Гийара, по Гимону де ла Тушу и Еврипиду, 1779; музыкальная драма «Эхо и Нарцисс», либретто Л. Т. фон Чуди, по Овидию, 1779; все - Парижская опера). Им написаны 19 опер-сериа (преимущественно на либретто П. Метастазио), 10 серенад, «театральных празднеств», прологов и т.п.; 9 французских комических опер; пастиччо и вставные арии для опер других композиторов; около 90 балетов, исполнявшихся в рамках оперных и драматических спектаклей (авторство Глюка для многих сомнительно); песни, в том числе «Оды и песни Клопштока» (1774-75, изданы в 1785), духовные сочинения, в том числе мотет «De profundis clamavi», около 20 симфоний, трио-сонаты.
Нотные изд.: Sämtliche Werke / Hrsg. von R. Gerber u.а. Kassel, 1951-.
Соч.: The collected correspondence and papers. L., 1962.
Лит.: Marx А. В. Gluck und die Oper. В., 1863; Wotquenne А. Catalogue thématique des œuvres de Chr. W. von Gluck. Lpz.j 1904. Wiesbaden, 1983; Liebeskind J. Ergänzungen und Nachträge zu Wotquennes Thematisches Verzeichnis. Lpz., 1911; Tiersot J. Gluck. 4éd. Р., 1919; Соллертинский И. Глюк. Л., 1937; Кузнецов К. А. «Орфей». Опера Глюка. М., 1939; Gerber R. Chr.W. Gluck. 2. Aufl. Potsdam, 1950; Abert А. А. Chr.W. Gluck. Мünch., 1959; Howard Р. Gluck and the birth of modern opera. L., 1963; idem. Chr.W. Gluck: а guide to research. N. Y., 1987; idem. Gluck: an eighteenth-century portrait in letters and documents. Oxf., 1995; Ливанова Т. Реформа Глюка и французский оперный театр // Классическое искусство Запада. М., 1966; Белецкий И. К. В. Глюк. Л., 1971; Конен В. Д. Глюк и музыка будущего // Конен В. Д. Этюды о зарубежной музыке. 2-е изд. М., 1975; Gallarati Р. Gluck е Mozart. 2 ed. Torino, 1977; Lesure Р. Querelle des gluckistes et des piccinnistes. Gen., 1984. Vol. 1-2; Einstein А. Gluck. 2nd ed. L., 1987; Рыцарев С. А. К. В. Глюк. М., 1987; Роллан Р. Глюк (по поводу «Альцесты») // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. М., 1988. Вып. 3; Brown В. Gluck and the French theatre in Vienna. Oxf., 1991; Сусидко И. П. [Моцарт] и Глюк // Советская музыка. 1991. № 12; Кириллина Л. В. Орфизм и опера // Музыкальная академия. 1992. № 4; Климовицкий А. И. Глюк // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. СПб., 2000. Т. 1: XVIII в. Кн. 1; Hopkinson С. А bibliography of the works of С.W. von Gluck. L., 1959/1967.
А. В. Булычёва.