Гофман Эрнст Теодор

Гофман, Хофман (Hoffmann) Эрнст ТеодорГОФМАН, Хофман (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (настоящее имя Эрнст Теодор Вильгельм) (24.1.1776, Кёнигсберг - 25.6.1822, Берлин), немецкий писатель, композитор, дирижёр, живописец, рисовальщик. Сын королевского адвоката. Изучал право в Кёнигсбергском университете (1792-1795); с 1796 года занимался юридической практикой в Глогау, Познани, Плоцке, Варшаве. В 1807-08 годах жил частными уроками музыки в Берлине; в 1808-13 дирижёр, режиссёр и сценограф (создавал декорации для постановок пьес П. Кальдерона де ла Барки, Г. фон Клейста) в театрах Бамберга, Лейпцига, Дрездена. В 1814 году возвратился в Берлин, где до конца жизни служил чиновником в Министерстве юстиции. Первые публикации - новеллы и очерки в лейпцигской «Всеобщей музыкальной газете» («Allgemeine musikalische Zeitung», 1809), вошедшие позднее в сборник «Фантазии в манере Калло» («Phantasiestücke in Callot’s Manier», Bd 1-4, 1814-15, с предисловием Жан Поля). Крупнейший представитель романтизма в немецкой литературе, Гофман в своих сказках, новеллах, повестях, романах создал двуплановый художественный мир, в котором за повседневной действительностью скрываются таинственные силы, управляющие человеком; прозреть их, вырваться из трагикомического водоворота земной жизни возможно лишь избранным - художникам, творческим личностям. Музыка как стихийный праязык природы, противостоящий бюрократически-бюргерской регламентации жизни, стала для Гофмана высшим искусством, а музыкант - одним из центральных героев его прозы, сочетающим служение искусству с трагической участью мученика и вечного странника. Образ великого музыканта, обречённого на одиночество в мире потребителей искусства, впервые появляется в новелле «Кавалер Глюк» («Ritter Gluck», 1809); его преемником, концептуальным воплощением «энтузиаста» становится капельмейстер Крейслер [новелла «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» («Johannes Kreisler’s, des Kapellmeisters musikalische Leiden», 1810), также роман «Житейские воззрения Кота Мурра...» («Lebensansichten des Katers Murr...», Bd 1-2, 1819-21)].

Реклама

Гофман, Хофман (Hoffmann) Эрнст ТеодорГофман обычно не переносит действие полностью в вымышленный мир: фантастические ситуации вырастают у него непосредственно из быта с помощью приёмов гротеска, шаржа, гиперболы. Романтичная ирония, роль которой в творчестве Гофмана постепенно увеличивалась, становится оружием против догматизации любых концепций и теорий, в том числе и романтических. Стремясь к синтезу искусств, Гофман строит свои произведения по законам музыки, видя в литературном жанре аналог музыкальной  формы. В основе многообразного художественного мира Гофмана - принцип контраста, который проявляется в композиции [вставные новеллы, обрамляющие диалоги - в цикле новелл «Серапионовы братья» («Die Serapionsbrüder», 1819-21); чередование фрагментов сюжетных линий и др.], стиле (переход от возвышенно-патетического языка к прозаически-канцелярскому), образной структуре (мотив двойничества). В новелле «Золотой горшок» («Der goldene Topf», 1814), сказке «Щелкунчик и Мышиный король» («Nußknacker und Мäusekönig», 1816), повести «Принцесса Брамбилла» («Prinzessin Brambilla», 1821) яркой сказочной феерии противостоит стихия мрачной мистики, зловещих фантасмагорий и кошмаров, напоминающих об английском готическом романе конца 18 века. Мрачный колорит преобладает в романе «Эликсир дьявола» («Die Elixiere des Teufels», Bd 1-2, 1815-16), цикле новелл «Ночные рассказы» [«Nachtstücke», 1817; наиболее известная - «Песочный человек» («Der Sandmann», 1817)], населённых фантомами, двойниками, куклами-автоматами; человек выступает здесь марионеткой тёмных сил и собственного подсознания. Гротескно-сатирические тона преобладают в повести-сказке «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» («Klein Zaches genannt Zinnober», 1819), где комические образы ничтожного уродца-деспота и карикатурного княжества олицетворяют филистерство, соединяющее стремление к тирании и готовность к рабству. Против марионеточных режимов и инстинктов массового сознания направлен остросатирический роман-сказка «Повелитель блох» («Meister Floh», 1822).

Ограниченность как немецкого мещанства, так и романтических иллюзий Гофман высмеял в романе «Житейские воззрения Кота Мурра...», отличающемся необычной композицией: по принципу контрапункта здесь соединены фрагменты глубокомысленного трактата ленивого кота (пародии на филистера) с отрывками из биографии великого музыканта Крейслера. Ирония пронизывает всё повествование, смешивая трагическое и комическое, возвышенное и низменное - двоемирие оказывается мнимым, как и противопоставление двух моделей жизнеустройства: княжества и аббатства; любое государство обнаруживает свою деспотическую основу, свобода недостижима. Образ цельной личности, художника как мастера создан в новеллах «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья» («Meister Martin der Кüfner und seine Gesellen», 1819), «Мастер Иоганн Вахт» («Meister Johannes Wacht», 1822, русский перевод 1838), воспевающих средневековое цеховое ремесло. Гимном жизни в неисчерпаемом богатстве её проявлений стало последнее произведение Гофмана - новелла «Угловое окно» («Des Vetters Eckfenster», 1822).

Влияние Гофмана отразилось в творчестве многих крупнейших писателей 19-20 века - Э. По, О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Ш. Бодлера, О. Уайльда, Ф. Кафки; в России (где его произведения активно переводили с начала 1820-х годов) воздействие Гофмана испытали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Ф. К. Сологуб и др.

Гофман - автор зингшпиля «Весёлые музыканты» на текст К. Брентано (1804), первой немецкой романтичной оперы «Ундина» (1813; поставлена в 1816; по одноимённой сказке Ф. де ла Мотт Фуке), симфоний, камерно-инструментальной и хоровой музыки; его музыкально-эстетические взгляды повлияли на творчество К. М. фон Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Выступал как музыкальный  критик (под псевдонимом Иоганн Крейслер, капельмейстер) со статьями, трактующими в романтичном ключе творчество И.С. Баха, Л. ван Бетховена и др. Образы произведений Гофмана нашли отражение в фантазиях для фортепиано «Крейслериана» Шумана, операх «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Кардильяк» П. Хиндемита, балетах «Коппелия» Л. Делиба, «Щелкунчик» П. И. Чайковского и др. Как художник Гофман исполнял декоративные росписи в Кёнигсберге, Глогау, Варшаве, Бамберге, Берлине («Комната Ундины» в своей квартире, 1815-16), портреты и карикатуры (на Наполеона I, также на театральные и литературные темы и др.).

Соч.: Musikalische Werke. Lpz., 119251. Bd 1- 2; Poetische Werke. В., 1957-1962. Bd 1-12. В.. 1993; Крейслериана. Житейские воззрения кота Мурра. Дневники. М., 1972; Собр. соч.: В 6 т/м., 1991-2000.

Лит.: Ehinger Н. Е. Т. А. Hoffmann als Musiker und Musikschrifsteller. Olten; Кöln, 1954; Allroggen G. Е. Т. А. Hoffmanns Kompositionen. Regensburg, 1970; Ботникова А. Б. Э. Т. А. Гофман и русская литература (1-я половина XIX в.). Воронеж, 1977; Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. М., 1982; Wellenberger G. Der Unernst des Unendlichen. Marburg, 1986; Э. Т. А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / Сост. К. Гюнцель. М., 1987; Щербакова И. Рисунки Э.-Т.-А. Гофмана // Панорама искусств. М., 1988. Вып. 11; Виткоп-Менардо Г. Э. Т. А. Гофман сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск, 1999; Steinecke Н. Die Kunst der Fantasie. Е. Т. А. Hoffmanns Leben und Werk. Fr./М., 2004; Сафрански Р. Гофман. М., 2005; Житомирская 3.В. Э. Т. А. Гофман. Библиография русских переводов и критической литературы. М., 1964. Смотри также литературу при ст. Романтизм (литература, музыка).

А.А. Стрельникова.