Горбачёв Михаил Сергеевич

Горбачёв Михаил СергеевичГОРБАЧЁВ Михаил Сергеевич (родился 2.3.1931, село Привольное Северо-Кавказского края), советский государственный и партийный деятель, российский общественный деятель; генеральный секретарь ЦК КПСС (1985-91), президент СССР (1990-91). Из крестьянской семьи. В Великую Отечественную войну подростком вместе с матерью (отец воевал на фронте) оказался в немецкой оккупации. С 1944 года ещё школьником вместе с отцом, демобилизованным после ранения, работал на комбайне. За успехи в уборке урожая награждён орденом Трудового Красного Знамени (1948). Окончил юридический факультет МГУ (1955) и заочно экономический факультет Ставропольского сельскохозяйственного  института (1967).

С 1952 года член КПСС (кандидат с 1950). С 1955 на комсомольской работе: секретарь Ставропольского городского (1956-1958), 2-й и 1-й секретарь Ставропольского краевого (1958-61) комитетов ВЛКСМ. С 1962 на партийной работе: 1-й секретарь Ставропольского городского (1966-68), 2-й (1968-70) и 1-й (1970- 1978) секретарь Ставропольского краевого комитетов КПСС. Член ЦК КПСС (с 1971), секретарь ЦК КПСС (с 1978), член Политбюро ЦК КПСС (с 1980, кандидат с 1979). В ЦК первоначально курировал сельское хозяйство страны и производство продовольственных товаров, но скоро стал оказывать влияние на многие другие направления деятельности ЦК. Вместе с Н. И. Рыжковым и Е. К. Лигачёвым, входившими в группу, которая анализировала реальное положение дел в стране, пришёл к выводу о серьёзном кризисе советской экономики и системы управления.

Реклама

В 1985  году на мартовском пленуме ЦК КПСС Горбачев избран генеральным секретарём ЦК КПСС (переизбран в июле 1990 на 28-м съезде КПСС). Его приход к управлению страной произошёл на фоне продолжавшегося Афганского конфликта 1979-89, развёртывания в Западной Европе [в связи с установкой в Европейской части СССР советских ракет средней дальности - РСД-10 («СС-20»)] новейших американских ракет «Першинг-2», подлётное время которых до важнейших стратегических объектов СССР составляло 5 минут. Это, а также попытки США реализовать программу стратегической оборонной инициативы (СОИ), которая ставила под угрозу безопасность СССР, небывалое наращивание гонки вооружений, особенно ядерных, резко ухудшило к середине 1980-х годов общую международную обстановку.

Первоначально Горбачев, как и Ю. В. Андропов, видел выход для страны из кризиса в восстановлении порядка на производстве, укреплении партийной дисциплины, в существенном росте производительности труда, технологической модернизации, прежде всего машиностроения, с целью поддержания военно-стратегического паритета с США, значительном приросте национального дохода. Чтобы подвести реальную базу под свою программу, Горбачев рассчитывал приобрести новые технологии и товары народного потребления за валюту, 80% которой поступало от продажи сырья и энергоресурсов. Эта программа получила название «ускорение научно-технического прогресса». Однако после ужесточения в 1985-86 США и их союзниками технологической блокады СССР и резкого снижения цен на нефть и металлы в августе 1985 - апреле 1986 стало ясно, что программа «ускорения» не имеет перспектив. Ситуацию с государственным бюджетом осложнила предпринятая в 1985 году неумело проведённая на местах попытка искоренить пьянство на производстве и в общественных местах. К тому же Горбачев столкнулся с серьёзными проблемами, вызванными нежеланием и неспособностью многих руководителей всех звеньев партийного, государственного и хозяйственного аппарата, выдвинувшихся при Л. И. Брежневе, отказаться от шаблонных, ставших малоэффективными методов управления людьми и экономикой. Горбачев начал осуществлять «кадровую революцию»: уже к концу 1985 года была заменена треть членов СМ СССР. Стремясь заручиться общественной поддержкой, в 1985-86 он много ездил по стране, откровенно говорил с людьми.

Для Горбачева и выдвинувшихся в середине 1980-х годов руководителей становилось всё более понятным, что причины отставания страны и кризисные явления носят системный характер: экономическая модель сверхцентрализованной плановой экономики оказалась исчерпанной. На 27-м съезде КПСС (февраль - март 1986) Горбачев обнародовал ряд мер, за которыми закрепилось название «перестройка». В области государственной экономики открывалась возможность внедрения элементов её саморегулирования; одновременно допускалось появление нового, частного, уклада.

20 министерств и 70 крупнейших государственных предприятий получили право устанавливать прямые связи с зарубежными партнёрами и создавать совместные предприятия. Были разрешены «индивидуальная трудовая деятельность», организация кооперативов по сбору и переработке вторичного сырья (некоторые из них впоследствии выросли в крупные фирмы). В политико-идеологической сфере Горбачев сделал упор на преодоление догматизма и консерватизма и инициировал политику гласности (фактически идеологическую реформу). С 1986 года значительно расширилась свобода слова, печати, стали открыто обсуждаться острые темы современной жизни, давнего и недавнего исторического прошлого. Появилась возможность создания неформальных общественных организаций и объединений. Освобождалась от опеки государственных органов религиозная жизнь в стране. Инакомыслие перестало считаться преступлением. Читателям становились доступны десятилетиями скрывавшиеся в «спецхранах» произведения классиков отечественной литературы (в том числе отдельные произведения И. А. Бунина, В. Г. Короленко, М. Горького, Б. Л. Пастернака и др.), запрещённая ранее иностранная литература. На экраны выходили новые фильмы, посвящённые злободневным проблемам, и возвращались к зрителям картины, годами по цензурным соображениям лежавшие на полках. Период обновления переживали театр и телевидение. Стали открываться архивы, печатались труды выдающихся представителей отечественной философской и исторической мысли, широкий доступ к которым был прежде закрыт. Значительно расширились культурные контакты СССР с другими странами. Была существенно упрощена процедура въезда и выезда из СССР. Важной составляющей демократического процесса явилось переосмысление истории СССР. По инициативе Горбачева в январе 1988 года при ЦК КПСС образована Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий (к середине 1989 года реабилитировала около 1 млн. граждан). Были также амнистированы 140 диссидентов. Из ссылки возвращён академик А. Д. Сахаров.

Новая социально-политическая ситуация в стране вступила в противоречие с привычными устоями в сознании и поведении представителей партийной и государственной номенклатуры, которая со временем перешла к скрытому и открытому сопротивлению реформам, иногда принимавшему характер саботажа. В ответ Горбачев интенсифицировал процесс обновления кадров партаппарата: к началу 1987 года Политбюро ЦК КПСС было обновлено на 70%, ЦК - на 40%, состав секретарей горкомов и райкомов - на 70%, обкомов - на 60%.

Летом 1987 (на июньском пленуме ЦК КПСС) Горбачев сформулировал основные принципы экономической реформы, суть которой заключалась в переводе всех государственных предприятий на самоокупаемость и самофинансирование, расширении их самостоятельности. В промышленности вместо плана вводился государственный заказ на часть произведённой продукции и предусматривавший самостоятельную реализацию оставшейся части предприятием. Все предприятия получили большую свободу в распоряжении прибылью, право самим выходить на внешний рынок, осуществлять совместную деятельность с иностранными партнёрами. Трудовым коллективам давалось право избирать на собраниях органы самоуправления (советы предприятий), директоров, брать у государства в аренду своё предприятие. Кроме того, предусматривалось развитие частного сектора в сфере услуг и в сельском хозяйстве. Колхозники получили возможность развивать коллективный и семейный подряд, получать землю в долгосрочную (до 50 лет) аренду, самостоятельно реализовывать свою продукцию по свободным ценам. Таким образом, экономическая реформа, по замыслу Горбачева, преследовала цель преодолеть отчуждение человека от результатов его труда и от власти.

Экономическая реформа имела неоднозначные последствия. В стране стала складываться многоукладная экономика, в которой, наряду с государственным сектором, зародился и быстро набирал силу частный сектор, утверждавшийся не только в сфере услуг, но также в производстве и в банковском деле. К концу 1987 года возникло 13,9 тысяч кооперативов, в 1988 их было 77,5 тысяч, в 1990 - 245 тысяч; к 1990 году объём реализованной продукции кооперативов составил 67,3 миллиарда рублей, или 6,7% ВНП, к весне 1991 года 7 миллионов граждан, или 5% активного населения, были заняты в кооперативном секторе. В марте 1989 года на полный хозрасчёт и самофинансирование перешли 5 специализированных банков (смотри в статье Банки в России), созданных в ходе реформы банковской деятельности (проводилась с июня 1987) и существовавших наряду с Государственным банком СССР. Начала формироваться сеть коммерческих и кооперативных банков (к началу 1990 года в СССР было зарегистрировано 224 коммерческих банка), возникали и другие рыночные структуры: биржи, всевозможные посреднические организации.

Однако, несмотря на это, общеэкономические процессы определялись тогда в сфере государственной экономики. Руководители государственных предприятий, теперь прямо зависевшие от трудовых коллективов, повышали зарплату за счёт сокращения производственных инвестиций и средств на НИОКР, возникшие при предприятиях кооперативы не только дали простор для деятельности инициативных, хозяйственных людей, но и послужили прикрытием для перекачивания безналичных средств в наличные, что вместе увеличивало на рынке объём денежной массы, не обеспеченной товарами. В торговле возник дефицит на ряд предметов первой необходимости, начались рост цен и инфляция. В аграрной сфере реформа ожидаемых результатов не дала: процесс «раскрестьянивания крестьянства», как выражался Горбачев, за многие десятилетия советской истории зашёл слишком далеко.

В тот же период ослабление тоталитарной системы, а вместе с ней и власти союзного руководства обострило межэтнические противоречия, уходившие своими корнями в прошлое, а также способствовало проявлению национально-государственных амбиций местных элит. В конце 1987 года в Грузии начали развёртываться движения с националистической окраской. В феврале 1988, после просьбы областного Совета Нагорно-Карабахской АО, обращённой к ВС Азербайджанской ССР и ВС Армянской ССР, о передаче области из состава Азербайджана в состав Армении, произошли первые кровопролитные межэтнические конфликты - в Карабахе и Сумгаите.

Сложно проходило реформирование политической системы. В 1988 году впервые отчётливо выявились расхождения в Политбюро ЦК по отношению к перестройке. Однако Горбачев продолжил реформу. Этапный характер в её развитии носила 19-я Всесоюзная конференция КПСС (28.6 - 1.7.1988), где разгорелась острая дискуссия и был принят ряд резолюций, направленных на демократизацию политической системы страны. Впервые в истории советского общества Горбачев предложил меры по реальному разделению функций партийной и государственной власти. Для включения граждан в процесс принятия решений предусматривалось создание новых государственных институтов: Съезда народных депутатов СССР, выборы на который должны были производиться на альтернативной основе, и действующего на постоянной основе парламента. Для реализации реформы внеочередная сессия ВС СССР 1.10.1988 утвердила Горбачева на посту председателя Президиума ВС СССР. В марте - мае 1989 состоялись первые в стране свободные выборы народных депутатов, по итогам которых свыше 30 секретарей обкомов и крупных горкомов партии потерпели поражение.

На 1-м Съезде народных депутатов большинством голосов 25.5.1989 Горбачев был избран председателем ВС СССР. К этому времени центристская позиция Горбачева уже отчётливо была окрашена социал-демократическими представлениями. Он определил смысл политической реформы как передачу всей полноты власти Советам народных депутатов. На этом же съезде организационно оформилась Межрегиональная депутатская группа, которая вскоре по ряду вопросов стала предлагать либеральную альтернативу реформистскому курсу Горбачева. С нарастанием либеральной оппозиции («демократов» в политической лексике того времени) политика Горбачева, отстаивавшего курс на постепенное реформирование страны, стала подвергаться ожесточённой критике с двух сторон: «консерваторы» обвиняли его в отходе от основ социализма, «демократы», которых в Политбюро ЦК КПСС поддерживал А. Н. Яковлев, - в торможении радикальных преобразований (противоположность оценок перешла в публицистику, частично сохраняется в современной историографии и общественном мнении).

Новой внутренней политике, в значительной степени обусловленной положением СССР в мире, соответствовали и новые подходы в международных делах. Деятельность Горбачева сыграла решающую роль в обуздании гонки ядерных вооружений, преодолении конфронтации с Западом и в улучшении всей международной ситуации. В 1987 году между СССР и США был подписан Договор о взаимной ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Дальнейшее движение в этом направлении увенчалось подписанием в Москве 31.7.1991 Договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Благодаря политике Горбачева в нормальное русло вошли советско-китайские отношения. Большой положительный резонанс в стране и за рубежом вызвало решение Горбачева о выводе в 1989 году советских войск из Афганистана. Значительно улучшились отношения СССР с ФРГ, Великобританией и другими западноевропейскими странами, многими странами Азии и Латинской Америки. В отношении  восточноевропейских стран Горбачев отказался от политики ограничения их суверенитета, проводившейся после окончания 2-й мировой войны. Позиция Горбачева способствовала демократизации режимов в странах Восточной Европы, а также объединению Германии в октябре 1990 года. Согласованный Горбачевым и канцлером ФРГ Г. Колем 6-летний срок вывода советских войск из Восточной Германии (впоследствии сокращён российским правительством до 5 лет) позднее стал оцениваться общественностью как недостаточный и вызвал упрёки в поспешности (смотри Германский вопрос 1945-1990). Демократизация режимов в Восточной Европе в конце 1980-х годов привела к демонтажу Организации Варшавского договора, оформленному 1.7.1991, и выводу советских войск из  восточноевропейских стран. Это послужило началом преодоления раскола Европы. В 1990 году Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира, но в своей стране его внешняя, особенно европейская, политика нередко подвергалась резкой критике.

В Советском Союзе итогом перестройки Горбачева стало изменение политического режима: в 1990 году власть от КПСС перешла к Съезду народных депутатов СССР - первому в советской истории парламенту, избранному на альтернативной основе на свободных демократических выборах. Были реконструированы высшие органы государственной власти, Горбачев избран президентом СССР.

Системная трансформация обострила противоречия в обществе, а ошибки и запоздалые действия руководства усугубили ситуацию. Ухудшение положения на потребительском рынке, а также обострение межнациональных отношений (в том числе кровопролитные столкновения в Баку, Тбилиси и Вильнюсе) привели к ослаблению общественной поддержки Горбачева. В то же время либеральная оппозиция сплотилась вокруг Б. Н. Ельцина (был выдвинут Горбачевым на ответственную руководящую работу, но в 1987 снят с постов). В отличие от своих предшественников, Горбачев не лишил противника возможности участвовать в политической жизни, и тот вскоре стал его главным соперником в борьбе за власть. Вместе с тем жёсткая унитарность государственного устройства СССР перестала устраивать и местные элиты, которые стали опираться на различного рода национальные движения. Центробежные процессы особенно усилились после того, как 12.6.1990 Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственномсуверенитете РСФСР, открыв «парад суверенитетов» и других республик - как союзных, так и автономных. Пытаясь сохранить целостность страны, Горбачев выступил с инициативой проведения первого в истории СССР референдума. На нём (17.3.1991) 76% голосовавших (в России - 71,3%) высказались за сохранение обновлённого Союза. На 20.8.1991 была назначена процедура подписания руководителями республик нового Договора о Союзе Суверенных Республик, предполагавшего существенное расширение полномочий республик в рамках союзного государства. Однако этот процесс был сорван разразившимся Августовским кризисом 1991 года, вызванным действиями ряда лиц из окружения Горбачева. Путч ГКЧП провалился. После этого Б. Н. Ельцин 23.8.1991 приостановил деятельность КПСС на территории РСФСР.

Горбачев, вернувшись в Москву из Фороса, где он был изолирован путчистами, 24.8.1991 объявил об уходе с поста генерального секретаря ЦК КПСС и обратился к ЦК с призывом о самороспуске. Но поражение путчистов не стало победой Горбачева. В РСФСР верх взяли силы, возглавляемые Б. Н. Ельциным; другие союзные республики в ответ на путч заявили о своей независимости. Тем не менее Горбачев возобновил процесс переговоров о подписании нового Союзного договора, но и он был сорван: президенты РСФСР, Украины и председатель ВС БССР 8 декабря подписали Беловежские соглашения 1991 года о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств. Горбачев предпринял ещё несколько безуспешных попыток предотвратить распад государства. 25.12.1991 он заявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР.

С 1992 года Горбачев - президент Международного фонда социально-экономических и политологических исследований (так называемый Горбачёв-фонд). Занимается исследованием истории перестройки и разработкой идей, положенных в её основу, реализует гуманитарные проекты, помогает международной ассоциации «Гематологи мира - детям», участвует в осуществлении программы «Детские лейкозы в России», в строительстве и оснащении Центра детской гематологии и трансплантологии имени Р. М. Горбачёвой. С 1993 года Горбачев возглавляет Международную неправительственную экологическую организацию «Зелёный крест». Один из инициаторов создания Форума лауреатов Нобелевской премии мира (1999), Форума мировой политики (2003).

Награждён 3 орденами Ленина и более чем 300 иностранными наградами и премиями.

Соч.: Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987; Избранные речи и статьи. М., 1987-1990. Т. 1-7; Об основных направлениях по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике. М., 1990; Через многоукладность экономики - к эффективности производства. М., 1990; Нобелевская лекция 5 июня 1991 г., Осло; М., 1991; Августовский путч: Причины и следствия. М., 1991; Декабрь-91: Моя позиция. М., 1992; Годы трудных решений. М., 1993; Жизнь и реформы. М., 1995; Размышления о прошлом и будущем. М., 1998; Как это было: Объединение Германии. М., 1999; Понять перестройку...: Почему это важно сейчас. М., 2006.

Лит.: Печенев В. А. М. С. Горбачев: к вершинам власти. М., 1991; Горбачев - Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992; Рыжков Н. И. Перестройка: История предательств. М., 1992; Черняев М. С. Шесть лет с Горбачевым. М., 1993; Грачев А. С. Дальше без меня...: Уход Президента. М., 1994; Медведев В. А. В команде Горбачева: Взгляд изнутри. М., 1994; Шахназаров Г. Х. Цена свободы: Реформация Горбачева глазами его помощника. М., 1994; Союз можно было сохранить: Документы и факты о политике М. С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. М., 1995; Метлок Д. Ф. Рейган и Горбачев: как окончилась «холодная война»... и все выиграли. М., 2005; Пияшев Н. Ф. М. С. Горбачев... кто он? М., 1995; В Политбюро ЦК КПСС... По записям А. Черняева, В. Медведева, Г. Шахназарова (1985-1991). М., 2006.