Греки
ГРЕКИ (самоназвание - ‘Έλληνες), народ, основное население Греции и Кипра. Численность 12,3 миллионов человек (2006, оценка), в том числе в Греции 10,4 миллионов человек (включая понтийских греков и цаконийцев - потомков древних спартанцев в горных районах Пелопоннеса), на Кипре (на юге) 567 тысяч человек, в Италии (в основном на юге) 121 тысяча человек, Албании (в основном на юге) 99 тысяч человек, во Франции (в основном в районе г. Карджезе на западе острова Корсика) 58 тысяч человек, в Египте (в районе Александрии) 79 тысяч человек, Германии 360 тысяч человек, Великобритании 201 тысяча человек, США 465 тысяч человек, Канаде 157 тысяч человек, Австралии 267 тысяч человек. Небольшие группы скотоводов-каракачанов живут в Румынии (14 тысяч человек), Сербии (10 тысяч человек), Болгарии (7,3 тысяч человек). В Турции насчитывается 4,1 тысяча православных греков (в начале 20 века около 1,5 миллионов человек) и до 300 тысяч человек греков-мусульман. Говорят на греческом языке. Верующие - православные, есть католики (грекокатолики - в основном на островах Киклады) и мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба (во Фракии, на Родосе, в Турции), небольшое число свидетелей Иеговы.
Реклама
Древнегреческая этническая общность сложилась на основе племён дорийцев, эолийцев, ахейцев и ионийцев, занявших во 2-м тысячелетии до нашей эры юг Балканского полуострова, Эгейский бассейн и западное побережье Малой Азии. В эпоху греческой колонизации (8-6 века до нашей эры) греки расселились по побережьям Средиземного и Чёрного морей. Несмотря на политическую раздробленность, греки были объединены общим самосознанием и самоназванием (с 7 века до нашей эры - “Ελληνες; этноним «греки» происходит из латинского языка, первоначально, по-видимому, относился к одному из племён Северной Греции, что отражено в названиях городов Грайя в Беотии и на острове Эвбея, был воспринят римлянами, вероятно, от колонистов из эвбейской Грайи в Кумах). Начиная с эпохи колонизации значительное греческое население появилось в Передней и Малой Азии, греческий язык (койнэ) и культура стали общими для элиты народов Восточного Средиземноморья. Греки составили ядро Византийской (Восточно-Римской) империи, откуда происходит их средневековое самоназвание ромеи (греческий ‘римляне’). Мигрировавшие с севера группы фракийцев, иллирийцев, албанцев, кельтов, влахов, славян ассимилировались греками. В Османской империи составляли ядро православной общины (урум милет - ‘народ ромеев’). В Стамбуле греки занимали влиятельное положение (смотри Фанариоты). Вместе с тем османское завоевание и периодические преследования в империи христианского населения вызвали эмиграцию греков и образование греческих диаспор по всему миру. Повстанческое (смотри Клефты) и национально-освободительное движения (смотри Греческая национально-освободительная революция 1821-29) способствовали консолидации греков и стиранию областных различий. Истребление греков в Османской империи во время и после 1-й мировой войны в 1915-23 (Малоазийская катастрофа) привело к массовой эмиграции их из Турции на Кавказ и с Кавказа в Грецию; выходцы из Малой Азии составили общность понтийских греков, в их числе - греки, говорящие на тюркских (урумы) и адыгских (урымы) языках.
Греки России, СССР, СНГ. Особые отношения Византии с Русским государством способствовали возникновению в нём в 15 веке значительной греческой колонии. Грекам в Москве принадлежали монастыри и подворья; в 17 веке существовала Греческая слобода. Многие греки вошли в состав российского правящего класса [Траханиотовы, Ховрины, Ларевы, Ласкаревы (Ласкиревы)]. Особенно усилилась иммиграция греков во время и после русско-турецких войн конца 17 - 19 века, в которых многие греки участвовали на стороне России, и во время 1-й мировой войны. В 1779-84 годах сформирован греческий батальон (с 1797 Балаклавский греческий батальон, нёсший кордонную службу в Крыму), в 1795 - греческий дивизион в Одессе (с 1803 Одесский греческий пехотный батальон). В 1814 году в Одессе возникла греческая повстанческая организация «Филики Этерия» (смотри Этерии), позднее возглавленная А. Ипсиланти. Среди греков на русской службе 18 - начала 20 века - Н. А. Каподистрия, семья Ипсиланти, князья Кантакузены, Маврокордато, Мурузи. Крупнейшие греческие общины были в Одессе (в 1795 греки составляли 10% её населения), Ростове, Таганроге, Екатеринодаре, Николаеве. Греческое купечество было одним из наиболее влиятельных на Юге России, в Одессе с 1817 году существовало греческое коммерческое училище. После 1906 в Одессе и Батуме издавались греческие газеты, возникали культурные общества. Из компактных групп греков Российской империи выделяются: мариупольские греки Украины, понтийские греки Грузии и Северного Кавказа (в основном со 2-й половины 18 века). Последняя волна переселений греков из Турции в Россию происходила после Лозаннской конференции 1922-23. По переписи 1920 года, в РСФСР проживало 73,7 тысяч греков (из них 65,6 тысяч человек - в Кубано-Черноморской области), по переписи СССР 1926 - 213,6 тысяч человек. С 1928 года создавались греческие автономные районы на Украине, в Грузии, на Северном Кавказе. Появились общественно-просветительные объединения, клубы, театры, музеи, на греческом языке велось преподавание и радиовещание, издавались литература и пресса (в 1926 году греческая письменность была нормализована на основе димотики с упрощённой орфографией, впоследствии была введена русская графика). В 1937 – 1939 годах греческие автономии были ликвидированы, культурные учреждения закрыты, в 1940-е годы большинство российских греков выслано в Казахстан (их потомки насчитывают 12 тысяч человек, по переписи 1989 года, их было 46,7 тысяч человек), Узбекистан (8,4 тысяч человек), Киргизию (2,3 тысячи человек), Поволжье, Приуралье и в Сибирь. В 1956 году они получили право вернуться на родину. Ныне в России проживает 97,8 тысяч греков [2002, перепись; по данным АГООР (Ассоциация греческих общественных объединений России) - 250 тысяч человек], в том числе в Ставропольском крае - 34,1 тысяч человек, Краснодарском крае - 26,5 тысяч человек, Ростовской области - 3,2 тысячи человек, Северной Осетии - 2.3 тысяч человек, Адыгее - 1,7 тысяч человек, Москве и Московской области - 5,6 тысяч человек, Тюменской области - 2,0 тысяч человек, Свердловской области - 2,0 тысяч человек; в Украине живут 93 тысяч человек (2006, оценка), Грузии - 33 тысячи человек (по переписи 2002 - 15,2 тысяч человек, в 1989 насчитывалось 100,3 тысяч человек). В России с 1992 года действует АГООР, в 1995 создана Федерация греческих обществ Украины.
Основная традиционная земледельческая культура греков - виноград и оливки (торговля оливковым маслом стала основой экономики греческих полисов в античности); большое значение имеют цитрусовые, орехи, фасоль, овощи, табак; зерновое земледелие развито на северо-востоке Греции и на Пелопоннесе. Распространены отгонное скотоводство, шелководство (с 6 века, когда византийским монахам удалось вывезти грены шелковичного червя из Китая, Византия приобрела монополию на производство драгоценных шёлковых тканей в Европе и Средиземноморье). На севере живёт архаичная группа скотоводов-каракачанов. Традиционные ремёсла - прядение, ткачество, вышивка, в Малой Азии - производство ковров. В гончарном и ювелирном искусстве сочетаются античные, византийские и восточные традиции.
Пряха. Остров Керкира.
Пища - фасоль с оливковым маслом, лимонным соком, чесноком, овощи, сыр, кислое молоко, на побережье - рыба, моллюски. Традиционные блюда - шашлык (сувлаки), запеканка из мяса с овощами (мусакас), «деревенский» салат с сыром и маслинами (хориатики). Напитки - вино (в том числе рецина), пиво, виноградная и фруктовая водка (раки), настоянная на анисе (узо), на смоле реликтовых деревьев острова Хиос (мастиха) и др. В конце каждой трапезы подают восточный («греческий») кофе. Стол полагается накрывать клетчатой (в основном красно-белой) скатертью. Жилище в гористых областях материковой Греции - средиземноморского типа: каменное двухэтажное (в нижнем этаже - хлев и хозяйственные помещения, в верхнем - жилые) с внешней лестницей и балконами на 2-м этаже; на Пелопоннесе и островах - левантийского типа: одно-, полутора- или двухэтажное из камня и глины с плоской, конической или купольной кровлей; на севере - паннонского типа: одноэтажное с жилыми и хозяйственными помещениями, вытянутыми в один ряд под общей крышей; ориентального типа: с хозяйственными помещениями в нижнем каменном этаже и жилыми - в верхнем, рамной конструкции с эркером. В городах преобладают белёные дома с плоскими крышами, часто с внешними лестницами на верхний этаж. Рамы, как правило, окрашены в синий цвет. Пол обычно каменный, в горах - чаще деревянный. Характерны маленькие круглые столики, медные жаровни с крышками. Варианты мужского костюма: широкие в шагу с узкими штанинами штаны (вракес), широкий чёрный или красный пояс, безрукавка, скреплённая Х-видным украшением (киостеки - перекрещенные цепочки, иногда с бляхой в середине), феска; короткая куртка с ложными рукавами и короткая клешёная (до 100 клиньев) юбка-фустанелла (служит парадной одеждой гвардейцев). Женский костюм - туникообразная рубаха с длинной широкой юбкой (фуста) и безрукавкой и курткой либо с платьем; поверх всегда надеваются богато расшитый передник и широкий пояс с большой серебряной или позолоченной пряжкой (порпи). Под восточным влиянием распространена нарядная распашная одежда из бархата с шитьём. Характерны нагрудные украшения из монет (гиорнтани). Обувь типа постолов (царухи). Сохраняются следы античных культов: культ женских морских духов-нераид, колядование (пение песен-каланда) на Новый год, карнавальные шествия с чучелом коня на Масленицу, факельные шествия на Пасху, обряды вызывания дождя с вождением Пеперуды (Папаруна) и др.
Гречанка с острова Крит.
Устное творчество испытало влияние традиционных музыкальных культур соседних балканских народов (болгар, македонцев), цыган и турок. Фольклор включает сказки (о животных, волшебные и др.; характерный персонаж - неуклюжее чудовище Дракос, побеждаемое остроумным героем), пословицы (в том числе в форме двустишия), песни (трагуди - от «трагедия») и др. Популярен сюжет сказок, поэм, песен об Арэти и её брате Констандиносе, вставшем из могилы. Песенные жанры: богатырские (акритские, восходящие к византийскому эпосу циклы о Дигенисе, о сыне Андроника и др., где в роли противников героя вместо сарацин часто выступают турки); баллады (характерен мотив возвращения мужа к жене после долгой разлуки; так называемые хароновские баллады о поединке покойного с Хароном); исторические (воспевающие реальных исторических лиц и события, в основном периода национально-освободительной борьбы, в том числе песни клефтов и участников Движения Сопротивления периода 2-й мировой войны); лирические (в том числе исполняемые на прощальной трапезе перед отъездом на чужбину); обрядовые (песни вызывания дождя, свадебные, колыбельные; похоронные причитания миролои, исполняемые родственницами покойного или профессиональными плакальщицами; календарные: каланды, весенние, майские песни и др.); трудовые (моряков, рыбаков, пастухов и др.); бытовые. Основной размер народной поэзии - силлабический 15-сложник с обязательной цезурой на 8-й стопе. Характерны песенно-танцевальные жанры сиртос, каламатьянос (хороводы), педиктос (песня-танец с подскоками). Из общегреческих танцев (хорос) выделяются также медленный мужской сольный танец зейбекикос, воинский танец горцев цамикос, исполнявшийся клефтами, с сольным исполнением сложных фигур, вероятно, отражающий албанское влияние; на Крите исполнялся воинский танец в полном вооружении - пендозалис. Танцевальная площадка (хоростаси) имеется в каждом селе и даже в монастырях. Повсеместно распространён городской песенно-танцевальный стиль рембетико с текстами трагического содержания (сложился в 1920-х годах преимущественно среди греческих беженцев, в середине 20 века приобрёл значение национальной музыки). Среди музыкальных инструментов - лютня с длинной шейкой бузуки, смычковый инструмент лираки, различные флейты, а также волынка, скрипка, мандолина, входящие в состав народного оркестра, который в середине 19 века дополнился кларнетом и гитарой. Теории о древних корнях современной народной музыки греков имеют гипотетический характер.
Лит.: Греческие народные песни. М., 1957; Megas G. Greek calendar customs. 2nd ed. Athens, 1963; Пулянос А., Иванова Ю. В. Греки // Народы зарубежной Европы. М., 1964. Т. 1; Греки России и Украины. СПб., 2004.
А. А. Новик.