Грибоедов Александр Сергеевич
ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич [4(15).1.1795, по другим данным, 1794 или 1790, Москва - 30.1(11.2).1829, Тегеран; похоронен в Тифлисе], русский драматург, поэт, дипломат, литературный критик, пианист-импровизатор. Из дворянского рода. Учился первоначально дома, при содействии профессоров Московского университета, затем в Московском университетском благородном пансионе (1806) и на словесном отделении Московского университета (1806-08), позднее слушал лекции на этико-политическом отделении и был произведён в кандидаты права (1810); вплоть до 1812 года оставался в университете, изучая математику и естественные науки. В июле 1812 зачислен корнетом в Московский гусарский полк, в декабре того же года переведён в Иркутский гусарский полк. С ноября 1813 служил при штабе начальника Кавалерийских резервов генерала А. С. Кологривова; в марте 1816 вышел в отставку. В июне 1817 поступил на службу в Коллегию иностранных дел губернским секретарём, в декабре 1817 получил должность переводчика. В июле 1818 назначен секретарём при поверенном в Персии, в 1822 - секретарём «по дипломатической части» при главноуправляющем Грузией генерале А. П. Ермолове. В декабре 1824 избран членом Вольного общества любителей российской словесности. 22.1.1826 арестован по делу о восстании декабристов, 2.6.1826 освобождён с «очистительным аттестатом». После назначения генерала И. Ф. Паскевича (женатого на двоюродной сестре Грибоедова) командиром Отдельного Кавказского корпуса Грибоедов занимался «заграничными сношениями» с Турцией и Персией, участвовал в подготовке нереализованного проекта Российской Закавказской компании, внёс значительный вклад в подготовку Туркманчайского мира 1828 (в марте 1828 доставил текст договора в Санкт-Петербург, где Грибоедова принял Николай I, наградив чином статского советника и орденом Святой Анны 2-й степени с алмазами). Летом 1828 Грибоедов выехал в Персию в ранге полномочного министра Российской императорской миссии. В августе того же года женился на дочери поэта А. Чавчавадзе - Нине Александровне. Убит в Тегеране разъярённой толпой, ворвавшейся в здание российского посольства.
Реклама
Литературная деятельность Грибоедова началась в 1814 году публицистическими статьями «Письмо из Брест-Литовска к издателю» и «О кавалерийских резервах» (журнал «Вестник Европы») и продолжилась переводом пьесы К. де Лессера «Молодые супруги» (1815). В 1816 выступил как литературный критик с острополемической статьёй «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады "Ленора"», направленной против Н. И. Гнедича и косвенно против В. А. Жуковского, которая вызвала широкий резонанс. Вскоре Грибоедов сблизился с кругом П. А. Катенина и А. А. Шаховского, чьи литературные вкусы были далеки от «мечтательного романтизма» Жуковского и его единомышленников. Совместно с Шаховским и Н. И. Хмельницким написал комедию «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817), совместно с Катениным - комедию «Студент» (1817), в которой содержались откровенные насмешки над стилем К. Н. Батюшкова, Жуковского и В. Л. Пушкина, совместно с А. А. Жандром - комедию «Притворная неверность» (1818). Вместе с тем Грибоедов никогда не стремился к активному участию в борьбе литературных группировок, предпочитая независимость. Осенью 1823 он сблизился с П. А. Вяземским, убеждённым противником Шаховского и Катенина, и сочинил в соавторстве с ним водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (1824), после чего, формально не порывая с Вяземским, оказался в числе ближайших приятелей его злейшего врага - Ф. В. Булгарина.
А. С. Грибоедов. Портрет работы И. Н. Крамского. 1873. Третьяковская галерея (Москва).
Лирика Грибоедова и отрывки незавершённых поэм почти не привлекли внимания современников: его опыты в этом роде («Кальянчи», 1820-21; «Давид», 1823; «Хищники на Чегеме», 1825; «Там, где вьётся Алазань...», 1826, и др.) принципиально не отличались от многочисленных в 1820-е годы сочинений в «библейском» и «восточном» стилях. В историю русской литературы Грибоедов вошёл как автор комедии «Горе от ума» [основной текст - 1824; 1-е издание, 1833 (с цензурными изъятиями); первые полные издания - 1858 (за границей), 1862 (в России); первые постановки: любительскими труппами - 1827-28, Кавказ; профессиональными труппами - 1831, Санкт-Петербург (январь), Москва (ноябрь)], в обсуждении которой приняли участие несколько поколений русских писателей (М. А. Дмитриев, А. А. Бестужев, О. М. Сомов, К. А. Полевой, В. Г. Белинский, А. А. Григорьев, И. А. Гончаров, Д. И. Писарев, Ф. М. Достоевский, Ю. И. Айхенвальд, М. О. Меньшиков и многих др.). Если потомки оценивали комедию, как правило, высоко, то современники (в том числе А. С. Пушкин, Вяземский, Д. В. Давыдов, А. А. Дельвиг) более сдержанно, поскольку созданный Грибоедовым образ культурной жизни московского дворянства оказался слишком далёким от реальности, а поведение главного героя воспринималось как не вполне адекватное: свои обличительные монологи он адресовал тем, кто ни согласиться с ним, ни понять его не мог. В «декабристской» среде, однако, видели в Чацком «героя века», образцового либерала, и именно это восприятие комедии оказалось востребованным во 2-й половине 19 и особенно в 20 веке.
Художественное своеобразие «Горя от ума» обусловлено стремлением Грибоедова к широкому синтезу выразительных возможностей классицизма и романтизма. С одной стороны, он учёл требование единства времени, места и действия, активнейшим образом использовал «говорящие» фамилии и ориентировался на традиционные сценические амплуа (резонёра, обманутого отца, хвастливого воина, комической старухи и др.). С другой стороны, с образом Чацкого, классического резонёра, не устающего негодовать на общественные нравы, соотнесены едва ли не все основные перипетии судьбы романтичного героя: одиночество (Чацкий противопоставлен не только консервативной Москве Фамусова, но и либеральной - Репетилова), странствие, изгнание и проклятие, воспоминания, крушение любви, которая понимается в полном соответствии с романтичной трактовкой конфликта идеала и действительности, и тому подобное. Исключительно сложной оказалась жанровая структура пьесы: традиция высокой комедии классицизма усложнялась взаимодействием с целым рядом иных форм, и в первую очередь с комедией салонной, которая наполнилась злободневным общественным содержанием. Первый монолог Чацкого представляет собой эпиграмматический цикл, а последующие в целом тяготеют к сатире, но при этом в них присутствуют и отдельные элегические мотивы; «сон» Софьи является пародией на баллады Жуковского, и т. д. Стиль комедии также отразил общее стремление Грибоедова к синтезу: салонная речь сочетается с просторечием, ирония - с патетической декламацией, краткие афористические реплики - с обширными монологами, точность высказывания - с приёмами словесной игры. Смысловая структура комедии - результат скептического переосмысления некоторых представлений, выдвинутых эпохой Просвещения (ум и чувство личного достоинства ведут человека не к счастью, а к горю).
Ряд литературных замыслов Грибоедов не успел реализовать (трагедии «1812-й год», «Грузинская ночь»). Из музыкальных сочинений Грибоедова сохранились 2 вальса (е-moll, As-dur).
Соч.: Полн. собр. сочинение / Под редакцией И. А. Шляпкина. СПб., 1899. Т. 1-2; Полн. собр. соч. / Под редакцией Н. К. Пиксанова. СПб., 1911-1917. Т. 1-3; Соч. в стихах. [Л.], 1967; Горе от ума / Изд. подготовил Н. К. Пиксанов при участии А. Л. Гришунина. М., 1987; Полн. собр. соч.: В 3 т. / Под редакцией С. А. Фомичева. СПб., 1995-1999. Т. 1-2.
Лит.: Веселовский Ал. Очерк первоначальной истории «Горя от ума» // Русский архив. 1874. Кн. I; Щеголев П. Е. Грибоедов и декабристы. (По архивным материалам). СПб., 1905; Пиксанов Н. К. Грибоедов и Мольер. (Переоценка традиции). [М.], 1922; он же. Грибоедов. Исследования и характеристики. Л., 1934; он же. Творческая история «Горя от ума». М., 1971; Гершензон М. О. Грибоедовская Москва. 3-е изд. М., 1928; Литературное наследство. М., 1946. Т. 47-48; А. С. Грибоедов. 1795-1829. Сборник статей. М., 1946; Попова О. И. Грибоедов - дипломат. М., 1964; Bonamour J. А. S. Griboedov et la vie littéraire de son temps. Р., 1965; Нечкина М. В. Грибоедов и декабристы. 3-е изд. М., 1977; А. С. Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977; Гришунин А. Л. «Горе от ума» в литературно-общественном сознании XIX-XX вв. // Русская литература в историко-функциональном освещении. М., 1979; Лебедев А. А. Грибоедов: Факты и гипотезы. М., 1980; Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980; Фомичев С. А. Грибоедов в Петербурге. Л., 1982; он же. Комедия Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. М., 1983; Мещеряков В. П. А. С. Грибоедов: Литературное окружение и восприятие (XIX - начало XX в.). Л., 1983; А. С. Грибоедов: Материалы к биографии. Л., 1989; Kelly L. Diplomacy and murder in Tehran: А. Griboyedov and imperial Russia’s mission to the Shah of Persia. L., 2002.
Д. П. Ивинский.