Григорий Богослов

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ (Γρηγόριος ό Θεο­λόγος), Назианзин (греческий Nαζιανζηνός) [между 326-330, местечко Арианз, близ города Назианз, Каппадокия (современная Турция) - 389 или 390, там же], святитель, архиепископ Константинопольский (около 380-381), один из крупнейших богословов древней Церкви, один из каппадокийских отцов, разработавших в контексте арианских споров 4 века основы богословия Святой Троицы, отец и учитель Церкви, христианский святой.

Родился в христианской семье; в 328 или 329 отец Григория был избран епископом Назианза, управлял кафедрой вплоть до своей смерти в 373 или 374. Один из образованнейших людей своего времени, Григорий  Богослов учился в Кесарии Каппадокийской, затем в Кесарии Палестинской, Александрии, Афинах. По возвращении в Назианз (после 357) Григорий избрал уединение, посвятив себя изучению богословских трудов, однако позднее был рукоположен отцом в пресвитеры (362); около 372, по настоянию своего друга святителя Василия Великого, стал епископом города Сасима. По смерти императора Валента Григорий  Богослов - в Константинополе, где возглавил никейскую партию в арианском окружении. После восшествия на престол покровительствовавшего ей императора Феодосия I и ослабления позиций ариан Григорий  Богослов был избран на Константинопольскую кафедру (380). Один из основных участников Константинопольского собора 381 (2-го Вселенского; смотри Вселенские соборы). Утверждая веру в Святого Духа, равночестного по божеству Отцу и Сыну, столкнулся с оппозицией староникейской партии, для которой преимущественно важным было утверждение единосущия Сына Отцу; вследствие конфликтов в среде высшего духовенства был вынужден покинуть столичную кафедру (381). До 383 - на Назианзской кафедре (впоследствии на неё был избран родственник Григория Богослова - Евлалий). Последние годы жизни провёл в семейном поместье в Арианзе, посвятив себя литературному труду.

Реклама

Сочинения Григория  Богослова можно разделить на 3 группы: 45 гомилий (слов, проповедей), более 240 писем, около 400 поэм и стихотворений. Из 45 слов Григория  Богослова особенно важны Слова 27-31-е, известные под названием «Пять Слов о богословии», посвящённые учению о Святой Троице и принёсшие Григорию прозвание Богослова (впервые засвидетельствовано в документах Халкидонского собора 451). «Слово о поставлении епископов и о догмате Святой Троицы», а также «О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге» направлены на защиту православного учения о Святой Троице в контексте антиарианской и антимакедонианской полемики. Среди проповедей, произнесённых по случаю праздничных дней, особенно значимы следующие: на Богоявление, или Рождество Христово (Слово 38-е), а также на Святую Пасху (Слово 45-е; произнесена в Арианзе в день Пасхи, посвящена объяснению искупительной жертвы Христа). Как исторический источник интерес представляют надгробные речи, в частности похвала Василию Великому (Слово 43-е), речи против римского императора Юлиана Отступника, составленные уже после его смерти, и «Слово по поводу бегства в Понт» (Слово 3-е), переработанное позднее в трактат о пастырском служении.

Большая часть писем Григория  Богослова датируется последними годами его жизни и носит преимущественно частный характер (собраны Григорием  Богословом по просьбе родственника Никовула). Исторический интерес представляют письма Григория  Богослова к святителю Василию Великому, вероучительный - два письма к Кледонию и одно к патриарху Нектарию Константинопольскому (381-397), в которых представлены рассуждения о природе Христа и критика учения Аполлинария Лаодикийского (около 310-390) (смотри Аполлинарианство). В своих письмах Григорий  Богослов следовал принципам эпистолярного стиля, изложенным в 51-м письме.

Поэмы Григория Богослова, традиционно подразделяемые на богословские и исторические, также датируются последними годами его жизни, их большая часть ближе к риторическим упражнениям, чем к собственно поэзии. Особый интерес представляет поэтическая автобиография Григория Богослова. Его творения замечательны по богословской глубине и красоте языка, поэтому некоторые из них стали частью церковного богослужения.

Труды Григория Богослова оказали огромное влияние на христианское богословие последующих веков, затронув такие его важнейшие аспекты, как богопознание, триадология, христология, пневматология, сотериология.

Вместе с Василием Великим и Григорием Нисским Григорий Богослов утверждал абсолютную недоступность для человеческого разума познания Божественной сущности. Предполагавшим возможность этого познания учениям евномиан, оригенистов и др. каппадокийские отцы противопоставили апофатическое богословие и учение о Триедином Боге. В богословской полемике Григорий Богослов использует образ восходящего на гору Моисея в качестве аллегории стремящейся к Богу души. Человек не может видеть Бога телесными очами: воплощённый Бог, Христос - Слово, ставшее плотью, - не только являет нам Бога, но и, подобно скале в эпизоде явления Славы Господней Моисею (Исх. 33:18-23), укрывает человека от всепоглощающего огня Его присутствия. Тело Христа - словно тёмное стекло, сквозь которое мы можем созерцать Бога. Таким образом, апофатическое богословие каппадокийцев допускает лишь отрицательные утверждения о Боге, фактически описывая то, чем Бог не является; однако это не устраняет возможности существования положительного опыта: познание Божества возможно через Его величие, явленное и видимое в тварях.

Григорий Богослов отстаивал троичность Бога. В его описании Святой Троицы особенно важно, что изначальное единство Божества, именуемое монархией (единоначалием), - «равночестность природы, единодушие воли, тождество движения и возвращение к Единому Тех, что от Единого» (Слово 29-е, 2) - относится к Божеству в целом, а не только к Богу Отцу. Единство Божества сохраняется с признанием трёх равных, совечных и единосущных Ипостасей, или Лиц. Вне нарушения Божественного единства Лиц это означает подчинение по отношению, а не по сущности. В «Слове на святое Крещение» Григорий  Богослов так говорит о Святой Троице: «Сие исповедание вверяю тебе ныне, с ним погружу в купель, с ним и изведу. Его даю тебе на всю жизнь товарищем и заступником - единое Божество и единую Силу, Которая обретается в Трёх единично и объемлет Трёх раздельно, без различия в сущностях или естествах, не возрастает и не умаляется через прибавления и убавления, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба... Когда совокупляю в умосозерцании Трёх, вижу единое светило, не умея разделить или измерить соединённого света». Для Григория Богослова Дух Святой есть Бог, третье Лицо Святой Троицы, единосущное Отцу и Сыну. Три Лица Троицы определяются так называемыми характеристиками, или свойствами, по отношению друг к другу. Каждая Ипостась есть проявление одной и той же Божественной сущности, но при этом каждая обладает собственными личными характеристиками. Отец есть рождающий и изводящий, Сын - рождённый от Отца, Дух - исходящий от Отца, живущий одной жизнью с нерождённым Отцом и рождённым Сыном и обладающий с Ними одной и той же Божественной сущностью.

Григорий Богослов принимал участие в споре о личности Христа, который в полную силу разгорелся только в 5 веке. Полемизируя с христологическим учением Аполлинария Лаодикийского, Григорий Богослов утверждал, что Христос был «всецелым» Человеком, обладавшим душой и телом человека. Христологические взгляды Григория Богослова изложены в его письмах к Кледонию: «Мы не отделяем в Нём человека от Божества, но учим, что один и тот же - прежде не человек, но Бог и Сын единородный, предвечный, не имеющий ни тела, ни чего-либо телесного, а потом и человек, воспринятый для нашего спасения, подлежащий страданию по плоти, бесстрастный по Божеству, ограниченный по телу, не ограниченный по духу, один и тот же - земной и небесный, видимый и умопредставляемый, вместимый и невместимый, чтобы всецелым человеком и Богом воссоздан был всецелый человек, падший под грех... Если кто понадеялся на человека, то он действительно не имеет ума и не достоин быть всецело спасён, ибо не воспринятое не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасётся» (Послание 1-е «К пресвитеру Кледонию против Аполлинария»). Этот аргумент Григория Богослова основан на вере в то, что Христос воспринял всего человека с душой и телом, ибо «не воспринятое не исцелено», а следовательно, мы не спасены. Богословие Халкидонского собора 451 (4-го Вселенского) уточнило христологическую терминологию, но принцип взаимообщения свойств двух природ во Христе, который отстаивал Григорий Богослов, будет положен в основу учения, принятого собором.

Древнейшее изображение Григория Богослова представлено фреской 7 века в росписи римской церкви Санта-Мария-Антиква. Образ Григория Богослова часто встречается в композиции Собора Трёх Святителей (например, мозаика середины 12 века, Палатинская капелла, Палермо; икона «Три святителя», Псков, 2-я половина 16 века, ГИМ).

День памяти в православной церкви - 25 января (7 февраля), а также в Соборе Трёх Святителей - 30 января (12 февраля); в католической церкви - 2 января. Часть мощей, пребывавшая в соборе Святого Петра в Риме (с 950 до начала 13 века мощи пребывали в церквах Константинополя), в ноябре 2004 была передана папой Римским Иоанном Павлом II (1978-2005) Константинопольскому патриархату. Глава Григория Богослова пребывает в Успенском соборе Московского Кремля (с 1653).

Соч.: Migne PG. Т. 35-38; Творения. М., 1843-1848. Т. 1-6; Творения. Сергиев Посад, 1994. Т. 1-2; Собрание творений. Минск; М., 2000. Т. 1-2.

Лит.: Агапит, архимандрит. Жизнь святого Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, и его пастырская деятельность. СПб., 1869; Говоров А. В. Святой Григорий Богослов как христианский поэт. Казань, 1886; Виноградов Н. П. Догматическое учение святого Григория Богослова. Казань, 1887; Fleury Е. Saint Grégoire de Nazianze et son temps. Р., 1930; Plagnieux J. Saint Grégoire de Nazianze théologien. Р., 1952; Ruether R. Gregory of Nazianzus, rhetor and philosopher. Oxf., 1969; Winslow D.F. The dynamics of salvation: а study in Gregory of Nazianzus. Camb., 1979; Иларион (Алфеев), игум. [епископ]. Жизнь и учение святого Григория Богослова. СПб., 2000; Мейендорф И., протоиерей Введение в святоотеческое богословие. 4-е изд. К., 2002; Георгий Флоровский, протоиерей Восточные отцы церкви. М., 2003.