Грис Хуан

ГРИС ГРИС (Gris) Хуан (псевдоним; настоящие имя и фамилия Хосе Викториано Кармело Карлос Гонсалес Перес, Gonzalez Рérez) (23.3.1887,Мадрид - 11.5.1927, Булонь-сюр-Сен), испанский и французский живописец, рисовальщик. В 1902-04 годах обучался в мадридской Школе искусств и ремёсел, затем брал уроки живописи у Х. М. Карбонеро. В 1905-11 рисовал для журналов («Renacimiento latino» в Мадриде, «Раpitù» в Барселоне, «Le Charivari» в Париже и др.) в традициях графики модерна. В 1906 прибыл в Париж, где сблизился с П. Пикассо и Ж. Браком, Г. Аполлинером и др.; около 1911 создал свои первые кубистические натюрморты («Гитара и цветы», 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В них система аналитического кубизма модифицируется в соответствии с опытом работы Гриса в области декоративной графики: плоскостные формы очерчиваются правильными полукружиями, овалами и т.п.; тени создают впечатление призмы, в гранях которой оптически смещается пространство, формы удваиваются или множатся. Картины Гриса отличаются холодной тональностью (серые, голубые, серебристые оттенки) и «металлическим» блеском поверхности. Около 1913 года Грис переходит к синтетическому кубизму: в его полотнах появляются наклейки, надписи, цифры; цветовая гамма становится более плотной, насыщенной; абстрактные и фигуративные детали смыкаются в конструктивные построения («Курильщик», 1913, частное собрание, Нью-Йорк; «Ваза с фруктами и графин», 1914, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). К этому времени Грис выработал метод решётчатых построений - элементы форм вписывались в ячейки предварительно расчерченной плоскости. Этот рациональный, «инженерный» подход впоследствии определил сближение Гриса с мастерами пуризма (с 1921). В картинах 1915-16 усиливается цветовая насыщенность, усложняются пространственные отношения («Натюрморт перед открытым окном. Площадь Равиньян», 1915, Музей искусств, Филадельфия; «Фруктовая чаша, бокал и газета», 1916, Музей современного искусства, Нью-Йорк, и др.). В поздней живописи Гриса значительное место занимает тема человеческой фигуры [«Девушка с мандолиной (по К. Коро)», 1916, Художественный музей, Базель, и др.]; в сериях «Арлекины» и «Пьеро» (1919 и 1921-23) кубистические сломы форм уступают место широко скруглённым линиям, описывающим монументальные объёмы. Сближение с неоклассицизмом прослеживается и в натюрмортах с их лаконичными укрупнёнными формами («Канигу», 1921, галерея Олбрайт-Нокс, Буффало; «Голубой ковёр», 1925, Национальный музей современного искусства, Париж, и др.). Исполнял также офорты и литографии; оформил балет «Искушения пастушки» (на музыку  М. П. де Монтеклера, 1924, Русский балет Дягилева). В своих лекциях и статьях Грис уделял большое внимание разработке теории кубизма.

Реклама

Соч.: Letters / Ed. D. Cooper. L., 1956.

Лит.: Cooper D. J. Gris. (Cat.). Р., 1977; Rosenthal М. J. Gris. N. Y., 1983; Gaya-Nuno J. А. J. Gris. Barcelona, 1986; J. Gris. (Cat.). L., 1992; Kahnweiler D. Н. J. Gris: vida, obra у eseritos. Barcelona, 1995.

В. А. Крючкова.