Гуайми
ГУАЙМИ (самоназвание - ngäbe), народ группы чибча на западе Панамы (комарка Нгобе-Бугле), крупнейший индейский народ страны. Делится на западных гуайми (мовере, мове; язык - нгэбере; 77 тысяч человек - 2006, оценка) и восточных гуайми (мурире, сабанеро, бокота; язык - буглере; 39 тысяч человек, в основном на севере провинции Верагуас); подгруппа сабанеро на востоке провинции Чирики почти ассимилирована мовере. 7,2 тысяч человек живут на юге Коста-Рики (провинция Пунтаренас, в том числе в резервации Альто-Лагуна на полуострове Оса). Письменность с 1970-х годов на основе латинской графики. Говорят также на испанском языке, часть - на английском языке. Гуайми - католики.
До испанского завоевания, возможно, родственные гуайми народы были расселены по всей территории Западной и Центральной Панамы; на тихоокеанском побережье Центральной Панамы имели культуру, восходящую к культуре Кокле: вождества, знать, крупные поселения (до 1000 человек), патриархальное рабство, изготовление золотых украшений, полихромной керамики. В 17 веке у гуайми были вожди, с 19 века до 1930-х годов - номинальный верховный вождь. В 17-18 веках гуайми частично были поселены миссионерами в посёлки-редукции, но оказывали сопротивление испанцам до начала 19 века. В 19 - начале 20 века в горных районах Чирики и Бокас-дель-Торо фактически независимы; в Верагуас аккультурация гуайми шла интенсивнее. С начала 20 века многие гуайми переселялись в Коста-Рику. В середине 20 века гуайми разделялись на группы, управляемые назначаемыми властями коррехидорами, в 1997 добились образования самоуправляющейся резервации (комарка Нгобе-Бугле). С 1979 года действует Конгресс гуайми.
Реклама
Традиционная культура типична для индейцев циркумкарибского региона, лучше сохраняется во внутренних горных районах у западных гуайми. Основные традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (фасоль, кукуруза, сладкий маниок, тыква, в горах - клубнеплод ксантосома и персиковая пальма; в 17 веке появились рис и бананы, в 20 веке на карибском побережье - таро, кофе), охота (в 19 веке теряет значение), рыболовство. Мясо и рыбу сушат на огне впрок, реже - солят, из плодов персиковой пальмы готовят пиво. С 19 века разводят кур, свиней, на продажу - крупный рогатый скот. Традиционная мужская одежда - набедренная повязка (в том числе из тапы), женская одежда - длинная рубаха с короткими рукавами и геометрической аппликацией по вороту. По праздникам раскрашивали лицо красной краской. Характерно мужское украшение чакира из раскрашенных камней, раковин и т.п., ныне - из бисера. Также плетут сумки (чакара) из волокон эхмеи (семейство бромелиевых). Традиционное поселение представляло собой большесемейную общину, первоначально - большой круглый дом с конической крышей, увенчанной глиняным сосудом; ныне состоит из 6-8 прямоугольных домов с земляным полом и каркасными стенами (часть простенков открыта), иногда - свайных. Брак вирилокальный, часто с отработкой мужа в доме жены. Характерен обменный брак, встречаются полигиния (в том числе сороральная) и левират, обычаи избегания между старшими и младшими свойственниками. Традиционные праздники - бальсерия (вероятно, восходящий к мужским ритуалам с использованием горнов из раковин), чичерия (общий «пивной» праздник), инициации девушек, в прошлом - юношей (уроте); космогонические мифы (о происхождении людей из посеянных богом семян; о вознесении на небо Солнца и Месяца; мировом пожаре, огонь которого сохраняет жаба, и др.). Под влиянием шаманов (сукия) в 1961 году распространилось синкретическое мессианистское движение мамачи. Развито отходничество на банановые плантации и фермы, отдельные гуайми живут в городах, получают высшее образование.
Лит.: Yuong Р.D. Ngawbe: tradition and change among the Western Guaiml of Panama. Urbana, 1971; idem. Notes on Guaimi traditional culture 11 Adaptive radiations in prehistoric Panama. Camb., 1980.
Ю. Е. Берёзкин.