Иерусалимская православная церковь

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (Иерусалимский патриархат), древнейшая из поместных православных Церквей.

История Иерусалимской церкви восходит к первой христианской общине Иерусалима, насчитывавшей сразу после Вознесения Христа около 120 человек (Деян. 1:16). Подлинным моментом рождения Иерусалимской церкви явилась Пятидесятница, когда к «малой пастве» присоединилось около 3 тысяч человек и «...постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:41-42). В лоне Иерусалимской церкви началась миссионерская деятельность ближайших учеников Христа [Деян. 1:15-20 (слова апостола Петра пред «малою паствою» о благодати и преемстве апостольского служения и восполнении числа апостолов); 2:14-36; 3:12-26], которая значительно увеличила число паствы Иерусалимской церкви (Деян. 6:7). В Иерусалиме принял насильственную смерть за Христа первый христианский мученик святой Стефан (Деян. 7:54-60). После его гибели на Иерусалимскую церковь обрушились первые в её истории гонения; её паства была вынуждена рассеяться по всей Иудее и Самарии (Деян. 8). К гонениям был причастен и Савл, видный представитель фарисейских кругов, будущий апостол Павел [ср.: Деян. 8:3 и 9:1-9 (обращение Савла)]. К периоду первых гонений относится распространение паствой Иерусалимской церкви проповеди в Самарии, Кесарии, Дамаске и других областях и городских центрах. В правление царя Ирода I Агриппы (37-44 нашей эры) Иерусалимская церковь претерпевает новые гонения, коснувшиеся, прежде всего, апостолов [арест и казнь апостола Иакова Зеведеева, брата апостола Иоанна Богослова; арест апостола Петра (Деян. 12:2-3)]. Расширение числа новообращённых из числа язычников и неиудеев (Деян. 13-14; 15:3) обусловило необходимость выработать в расширившейся общине единое отношение к ветхозаветному закону и непреложности его исполнения, для чего около 49-50 в лоне Иерусалимской церкви был созван первый собор, получивший наименование Апостольского (Деян. 15:1-29). На соборе председательствовали апостол Пётр и святой Иаков, брат Господень, согласно церковному преданию, первый епископ Иерусалимский (Евсевий Кесарийский, «Церковная история», II, 1, 2). Собор принял определение о нецелесообразности требования от новообращённых соблюдения ветхозаветных религиозных предписаний.

Реклама

В период Иудейской войны Иерусалимская церковь, возглавляемая святым Симеоном, который был избран главой общины после мученической кончины святого Иакова, брата Господня, в 63 (сравни: Евсевий Кесарийский, «Церковная история», III, 32, 1) перемещается в город Пелла, на левом берегу реки Иордан (Евсевий Кесарийский, «Церковная история», III, 5,1-3). После мученической кончины епископа Симеона (около 107) в истории Иерусалимской церкви наступает период частой смены предстоятелей (с 107 по 134 на престоле Иерусалимской церкви сменилось 13 епископов). В тот же период увеличение значения других городов, в сравнении с испытывавшим стагнацию после Иудейской войны и восстания Бар-Кохбы Иерусалимом, обусловило окончательное преобладание паствы из неиудеев в Иерусалимской церкви (Евсевий Кесарийский, «Церковная история», IV, 6,14; V, 12, 1). К 130-м годам относится возвращение христианской общины во вновь отстроенную на месте Иерусалима римскую колонию Элия Капитолина. В 185 епископом Иерусалимским становится Нарцисс I, при котором в 190 был созван поместный собор Иерусалимской церкви, обсуждавший вопрос о дате празднования Пасхи. С восшествием на Иерусалимскую кафедру епископа Александра (213-251) в Иерусалимской церкви начинается период возрождения духовного образования и общий подъём. В Иерусалиме были основаны библиотека (сравни: Евсевий Кесарийский, «Церковная история», VI, 20, 1) и богословская школа, организованная по примеру Александрийской школы. Претерпев последние гонения начала 4 века, Иерусалимская церковь вступила в эпоху своего расцвета при императоре Константине Великом. О значении Иерусалимской церкви в жизни Вселенской церкви 4 века свидетельствует её широкое представительство на Никейском соборе (325). По всей Палестине и в Иерусалиме начинается строительство христианских храмов (смотри Храм Гроба Господня) и монастырей, расцвет пустынножительства и общежительного монашества, ведутся работы по разысканию и расчистке святых мест, связанных с сюжетами Ветхозаветной и Новозаветной истории. Иерусалимская церковь противостоит арианской ереси, а впоследствии и монофизитам. Из лона Иерусалимской церкви вышли великие устроители палестинского монашества: преподобные Иларион (умер в 371), основатель первого в Палестине монастыря (328), Харитон Исповедник (умер около 350), основатель Фаранской, Дукской, Старой лавр, Евфимий Великий, Савва Освященный; исповедники и богословы 4-8 века: архиепископ Кирилл Иерусалимский, патриарх Ювеналий Иерусалимский (422-458); деятель III и IV Вселенских соборов, епископ-песнопевец Косма Майюмский и др. В соответствии с древней традицией, подтверждённой на Никейском соборе (325), Палестина входила в состав обширного церковного округа, находившегося в юрисдикции епископа Антиохийского (впоследствии патриарха) и включавшего Сирию, Финикию, Аравию, Месопотамию, Киликию, Исаврию и Кипр. В начале 5 века под омофор епископа Иерусалимского Ювеналия императором Феодосием II были переданы Палестинская, Финикийская, Аравийская епархии, что ускорило соборное закрепление [на Халкидонском соборе (451)] автокефалии Иерусалимской церкви.

В 614, после захвата Иерусалима, были разрушены храм Воскресения, городской и окрестные иерусалимские монастыри, завоеватели похитили древо Честного Креста Господня. Патриарх Иерусалимский Захария (609-632) был пленён. В 638 последовало завоевание Иерусалима арабами. В первые годы их владычества отношение мусульманских властей к христианской Церкви было терпимым. Халиф Омар ибн аль-Хаттаб заключил с Иерусалимским патриархом Софронием (634-638) договор, на основании которого впоследствии определялось положение христиан в Халифате. Он закрепил за Иерусалимской церковью Святые места Палестины. К концу 7 века отношение властей Халифата к христианскому населению ужесточилось. В 694 против христиан Палестины начались гонения, обусловленные нарушением мира между Халифатом и Византией. В правление халифов Валида I (705-715) и Сулеймана (715-717) христианское население, включая священноначалие и монашествующих, было обложено денежным налогом, была пересмотрена политика арабских властей в отношении строительства христианских церквей. Во время правления халифа аль-Мансура (754-775) христиане Ближнего Востока были обвинены в шпионаже в пользу византийского императора Константина V Копронима. Вслед за этим был введён запрет на вечерние богослужения и крестный ход. Особым преследованиям подверглись монашествующие. Властями Халифата было выдвинуто требование ведения всех богослужений на арабском языке. Несмотря на то, что в 783 между халифом аль-Махди (775-785) и Константином VI был подписан мир, гонения на христиан в Халифате не прекратились. В тот же период Иерусалимская церковь выступала последовательной противницей иконоборчества, осуждённого на Иерусалимских поместных соборах 764 и 836.

В 11-13 веках по инициативе римских понтификов был предпринят ряд крестовых походов с целью освобождения христианских святынь от мусульманского владычества. В 1099 году крестоносцы вступили в Иерусалим. Параллельно с Иерусалимским православным патриархатом на Святой земле был создан латинский патриархат, просуществовавший до 1291.

Со 2-й половины 13 века и до 1517 каноническая территория Иерусалимской церкви находилась под политической властью мамлюкских султанов - Бахритов и Бурджитов. По решению султана Мансура (1296-1308), с 1303 право санкционировать избрание Иерусалимского патриарха было передано Константинопольской кафедре. В 1443 году в Иерусалиме был созван поместный собор, решительно осудивший унию Ферраро-Флорентийского собора. В 1517 султан Селим I Явуз (1512-20) подтвердил право Иерусалимской церкви на владение христианскими святынями. С этого времени начался расцвет христианского паломничества в Палестину, на котором, как и на борьбе за Святые места с возведёнными на них храмами, преимущественно сосредоточивается с тех пор историческая деятельность Иерусалимской церкви.

Притязания на традиционно принадлежащие Иерусалимской церкви святыни начались ещё в 14 веке, когда прибывшие на Святую землю монахи-францисканцы создали вместе с монофизитами несколько общин. После 1453 католики получили право служения у Гроба Господня. Согласно договору между Османской империей и Францией (1535), францисканцам удалось приобрести множество храмов, находившихся прежде в ведении Греческой и Грузинской православных церквей. В 1634, в соответствии с фирманами султана, Святые места Палестины вновь отошли Иерусалимской церкви, однако католическая церковь не прекращала своих притязаний вплоть до 19 века, пока приоритет Иерусалимской церкви в деле служения на Святой земле не был окончательно закреплён Парижским (1856) и Берлинским (1878) соглашениями. Тем не менее, в 20 веке католикам, наряду с коптами и армянами, удалось получить место в храме Воскресения.

Со времени учреждения патриаршества (1589) Русское государство неоднократно выступало покровителем православия на Ближнем Востоке. Данный статус был юридически зафиксирован по Кючук-Кайнарджийскому миру 1774. В 1818 году в Москве было открыто подворье Иерусалимской церкви. В середине 19 века в Иерусалиме был открыт ряд духовных миссий: англиканская (1841), католическая (1846). В феврале 1847 была открыта Русская духовная миссия в Иерусалиме, а в 1858 учреждено российское консульство. В 1882 было образовано Палестинское православное общество, переименованное в 1889 в Императорское палестинское православное общество. Расцвет деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме связан в первую очередь с именем её главы (с 1869) архимандрита Антонина (Капустина).

Современное положение Иерусалимской православной церкви. Каноническая территория Иерусалимской православной церкви простирается на Израиль, Палестинскую автономию, Иорданию. Высшие органы управления Иерусалимской православной церкви - Поместный собор и Священный Синод под председательством предстоятеля Иерусалимской православной церкви Блаженнейшего патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины [с 22.8.2005 97-м предстоятелем Иерусалимской православной церкви является Блаженнейший патриарх Феофил III (Яннопулос)]. Членам Священного Синода принадлежит исключительное право избрания предстоятеля Церкви. Специфика процедуры избрания предстоятеля Иерусалимской православной церкви заключается в рекомендательном участии в ней светских властей Израиля, Иордании, Палестинской автономии, имеющих право предоставления патриаршему местоблюстителю рекомендаций по кандидатурам. Из числа согласованных кандидатур соборно избираются три, из которых, в свою очередь, членами Священного Синода тайным голосованием избирается предстоятель Церкви. С 1534 года патриархами Иерусалимскими являются исключительно греки. По традиции они же составляют подавляющее большинство епископата и монашествующих. Белое духовенство и миряне - в абсолютном большинстве арабы. Поэтому литургия в монастырях совершается по-гречески, а в приходских церквах по-арабски. Резиденция предстоятеля Иерусалимской православной церкви находится в Иерусалиме; патриаршим храмом является храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня). По традиции предстоятель Иерусалимской православной церкви является главой особой монашеской институции - Святогробского братства, история которого началась с деятельности устроителей палестинского монашества преподобных Иллариона и Харитона Исповедника. В начале 21 века Святогробское братство (с резиденцией в монастыре Святых равноапостольных Константина и Елены в Иерусалиме) объединяет под началом предстоятеля всю полноту священства Иерусалимской православной церкви. Его основные задачи - охранение чистоты палестинского православия, попечение о Святых местах Палестины, руководство группами паломников во время их пребывания в Святой земле.

Иерусалимская православная церковь включает следующие епархии: Птолемаидскую митрополию (кафедра в городе Акка), Назаретскую митрополию (кафедра в городе Назарет), Патриаршую епитропию в Аммане (Иордания), Патриаршую епитропию в Ирбиде (Иордания). Автономной частью Иерусалимской православной церкви является Синайская архиепископия с монастырём Святой великомученицы Екатерины на горе Катерин (предстоятель носит титул Высокопреосвященнейшего Архиепископа Синайского, Фаранского и Раифского, с резиденцией в городе Каир). Крупнейшими духовными и административными центрами Иерусалимской православной церкви являются: Кесария, Диокесария, Петра, Скифополь, Неаполь, Востры, Елевферуполь, Тиверия, Кириакуполь и др. В 20 веке образовался ряд приходов Иерусалимской православной церкви в Америке. Епископат Иерусалимской православной церкви насчитывает 20 архиереев. В её юрисдикции находятся 37 приходов в Иордании, 17 в Израиле и 11 в Палестине. Из 24 монастырей в юрисдикции Иерусалимской православной церкви 19 расположены в Старом городе Иерусалима. Наиболее известными монастырями являются: монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский (над пещерой Рождества Христова), Иоанна Предтечи (близ реки Иордан, на месте Крещения Господня), Лавра Святого Саввы Освященного (с пребывающими в ней мощами преподобного). Численность паствы Иерусалимской православной церкви составляет около 250 тысяч человек (2005).

В Иордании и Израиле действуют православные школы, гимназии, лицеи; в Аккабе - Патриаршая школа. Издательство Иерусалимской православной церкви - самое старое в Палестине (основано в 1853). Издаются журналы: «Новый Сион», «Голос Господень», «Голос Иерусалима».

Лит.: Лебедев А. П. История греко-восточной церкви под властью турок: От падения турок до настоящего времени. Сергиев Посад, 1896-1901. Т. 1-2; он же. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV в. СПб., 1998; История христианской церкви в XIX в.: Православный Восток. СПб., 1908; Christian communities in the Arab Middle East. Oxf., 1998.

А. Игумнов.