Ильюшин Сергей Владимирович
ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович [18(30).3.1894, деревня Дилялево Вологодской губернии - 9.2.1977, Москва], российский авиаконструктор, академик Академии Наук СССР (1968), генерал- полковник инженерно-технической службы (1967), трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Отец В. С. Ильюшина. В Красной Армии с 1919 - авиамеханик, военком 6-го авиационного поезда-мастерских 6-й армии, с 1921 начальник Кавказского авиационного поезда-мастерских 9-й Кубанской и Отдельной Кавказской армий. Окончил Военно-воздушную академию РККА (1926, ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского). За время обучения в академии построил три планёра. Последний из них - «АВФ-21 Москва» - на состязаниях в Германии (1925) получил первый приз за продолжительность полёта. После окончания академии руководитель секции научно-технического комитета ВВС. С 1931 года начальник Центрального КБ (ЦКБ) ЦАГИ. В 1933 году возглавил ЦКБ при Московском заводе № 39 имени В. Р. Менжинского (впоследствии КБ Ильюшина), деятельность которого была связана с развитием штурмовой, бомбардировочной, пассажирской и транспортной авиации. Одновременно Ильюшин возглавил отдел опытного самолётостроения в Главном управлении авиационной промышленности (с 1936 Главное управление опытного самолётостроения в Народном комиссариате оборонной промышленности). В 1938 году он настоял на освобождении от этой административной должности, чтобы целиком сосредоточиться на конструкторской работе. На первых боевых самолётах ЦКБ 26 (1935) были установлены мировые рекорды высоты с различными грузами, а на ЦКБ 30 (1936) в 1938-39 совершены беспосадочные перелёты Москва - район Владивостока и Москва - остров Миску (Северная Америка). С 1935 Ильюшин - главный конструктор, в 1956-70 - генеральный конструктор.
Реклама
Под руководством Ильюшина созданы строившиеся серийно штурмовики Ил-2 (1940), Ил-10 (1944), бомбардировщики Ил-4 (1941, основной дальний бомбардировщик Великой Отечественной войны), Ил-28 (1949), пассажирские самолёты Ил-12 (1946), Ил-14 (1953), средний магистральный Ил-18 (1957) и его модификации, трансконтинентальный Ил-62, а также ряд опытных и экспериментальных самолётов: Ил-22 (1947, первый в ОКБ реактивный бомбардировщик со схемой крепления двигателей на пилонах под крылом, которая впоследствии была повторена на Ил-54, Ил-76, Ил-86, Ил-96 и на многих зарубежных самолётах), первый в истории авиации реактивный штурмовик Ил-40 (1952) и др.
Ильюшин большое внимание уделял экономическим вопросам строительства самолётов. Например, реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28 по трудоёмкости постройки приближался к истребителям. При его создании удалось хорошо увязать лётно-технические характеристики с пилотажными, средства поражения и средства защиты с общим весовым балансом самолёта. Рациональные, прогрессивные методы проектирования Ильюшин использовал при создании военных и пассажирских самолётов: Ил-18 - первый советский пассажирский самолёт, который нашёл широкий спрос на мировом авиационной рынке; в Ил-62 Ильюшин применил принципиально новую схему шасси, которая используется в ряде ведущих промышленных стран мира.
Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). Награждён орденами Ленина (1936, 1941, два в 1945, 1954, 1957, 1964, 1971, 1974); орденом Суворова 1-й степени (1945). Имя Ильюшина носит Московский машиностроительный завод (с 1996 ОАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина»). Бронзовые бюсты Ильюшину установлены в Москве и Вологде.
Лит.: Асташенков П. Т. Конструктор легендарных Илов. М., 1970; Ученый и конструктор С. В. Ильюшин. М., 1978; Пономарев А. Н. Конструктор С. В. Ильюшин. М., 1988.