Индрии

ИНДРИИ (санскрит indriya - сила, мощь как качества бога Индры), в индийской эпистемологии способности чувственного познания, чаще всего зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Иногда называются внешними индриями (бахья-индрия) в отличие от манаса (органа восприятия внутренних состояний) - внутренней индрии. Первые следует отличать от соответствующих частей тела, хотя их часто называют по соответствующим телесным органам, которые служат их субстратами: глазами, ушами, языком, носом, кожей. Санкхья насчитывает 10 индрий: пять внешних и пять способностей действия - артикуляции, манипуляции, передвижения, испражнения и размножения.

В традиции ньяи и вайшешики зрение - это невидимый луч света, исходящий из зрачка и достигающий познаваемого объекта; слух - часть акаши (пространства, эфира), заключённого в ушной раковине; вкус - атомы воды у основания языка, обоняние - атомы земли внутри носовой полости, осязание - атомы ветра, рассеянные не только по кожной поверхности, но и внутри тела. В вайшешике осязание сводится к ощущению температуры. Большинство индийских философов, за исключением сторонников санкхьи, считали индрии материальными. Их «материей», за исключением индрии слуха, выступают атомы четырёх великих элементов (махабхуты): земли, воды, огня и ветра, согласно буддийским представлениям - тонкая прозрачная материя (бхута-прасада). Учение о природе индрий основано на принципе «подобное познаётся подобным». Объект каждой из индрий - прежде всего специфическое качество того первоэлемента, из которого она состоит сама: для индрии зрения - цвет/свет (качество огня), для индрии вкуса - вкус (качество воды), для индрии обоняния - запах (качество земли), для индрии осязания - тактильность (качество ветра), для индрии слуха - звук (качество акаши). Одним из важнейших условий функционирования индрий большинство школ признаёт их контакт с объектами. Буддисты и джайны допускают восприятие на расстоянии. Индрии не считаются субъектом познания: глаз не может видеть, ухо - слышать и т.п. без активности сознания. Создавая условия для восприятия объектов, индрии не могут воспринимать сами себя, поэтому их существование является результатом логического вывода.

Реклама

В. Г. Лысенко.

Связанные статьи