Иоанн Златоуст

ИОАНН ЗЛАТОУСТ, Хризостом (Ιωάννης ό Χρυσόστομος) [между 344 и 354, Антиохия - 14.9.407, Бизери, провинция Понт в Малой Азии (ныне Турция)], архиепископ Константинопольский (398-404), экзегет, проповедник, отец и учитель Церкви, христианский святой.

Происходил из богатой семьи; отец Иоанна Златоуста, занимавший крупный военный пост, скончался, когда сыну не исполнилось и двух лет. Овдовевшая в очень молодом возрасте мать Иоанна Златоуста, Анфуса, не стала вторично выходить замуж и отдала все силы христианскому воспитанию сына.

Иоанн Златоуст получил блестящее светское образование под руководством знаменитого ритора Ливания и философа Андрагафия, затем вместе с Феодором (будущий епископ Феодор Мопсуестийский) изучал Священное Писание и христианское богословие в монастырском училище недалеко от Антиохии под началом пресвитера Диодора (впоследствии епископ Диодор Тарсский) и его помощника Картерия. Около 368 года Иоанн Златоуст принял крещение от святителя Мелетия Антиохийского, в 371 был поставлен в чтецы. После смерти матери (вероятно, в 372) он удалился из Антиохии на гору Сильпий, где стал монахом и провёл около 6 лет в строгом подвижничестве сначала под руководством некоего сирийского старца, а затем - один в затворе в горной пещере. В связи с ухудшением здоровья зимой 378/379 был вынужден вернуться в Антиохию. Около 381 святителем Мелетием Антиохийским рукоположен в диаконы; около 386 епископом Флавианом Антиохийским - в пресвитеры. В течение своего священнического служения Иоанн Златоуст снискал славу талантливейшего проповедника и пастыря. Во время восстания в Антиохии в 387, вызванного повышением налогов, оставался в городе, вёл активную проповедь среди жителей о силе и важности христианского смирения.

Реклама

Иоанн ЗлатоустВ 397 году, после кончины архиепископа Константинопольского Нектария (381-397), по приказу императора Аркадия Иоанн Златоуст против своей воли был доставлен в Константинополь, где рукоположен в епископы и поставлен на Константинопольскую кафедру. Став архипастырем, он уделял особое внимание нравственному состоянию столичного духовенства, обличал придворные круги за распущенность, сребролюбие и лукавство. Средства, предназначавшиеся для архиерейского двора, Иоанн Златоуст использовал на содержание нескольких больниц и двух домов для паломников. Неприязнь к Иоанну Златоусту столичной знати и лично императрицы Евдоксии, борьба разных партий в среде высшего византийского духовенства, а также оппозиция святителю в среде малоазийского и египетского епископата, белого духовенства и константинопольского монашества стали причинами его скорого низложения. В 403 собор, созванный в предместье Халкидона, в котором участвовали епископы, враждебно настроенные к Иоанну Златоусту (в том числе Феофил Александрийский, Акакий Верийский, Севериан Гавальский, Антиох Птолемаидский), и куда Иоанн Златоуст отказался явиться, предъявил ему список различных обвинений и лишил кафедры. Иоанн Златоуст был выслан из Константинополя. Однако вспыхнувшие народные волнения принудили императора отменить решение о высылке и возвратить Иоанна Златоуста на кафедру. В апреле 404 последовал императорский указ о новой ссылке Иоанна Златоуста якобы за самовольное занятие кафедры после вынесенного соборного прещения; в июне 404 святитель был отправлен в Кукуз (Малая Армения), через 3 года - в Питиунт (ныне Пицунда, Абхазия), на пути в который скончался от болезни. Традиция почитания места смерти Иоанна Златоуста существует и в Абхазии.

В 408 Палладием Еленопольским было составлено первое житие Иоанна Златоуста. В 417 архиепископ Константинопольский Аттик (406- 425) восстановил имя Иоанна Златоуста в диптихе константинопольской Церкви. В 438 году, по решению архиепископа Константинопольского Прокла (434-447), останки Иоанна Златоуста были перенесены в Константинополь и перезахоронены в церкви Святых Апостолов (песнопения в честь перенесения мощей были составлены в 9 веке Иосифом Гимнографом и Космой Веститором). После захвата Константинополя крестоносцами (1204) мощи были перенесены в Рим, в собор Святого Петра; в 2004 папа Иоанн Павел II передал мощи Иоанна Златоуста и Григория Богослова константинопольскому патриарху Варфоломею I.

Иоанн ЗлатоустИоанн Златоуст - автор огромного литературного наследия, включающего гомилии (беседы, проповеди), трактаты, а также письма, в которых содержатся ценные сведения о церковной, политической, социальной и культурной жизни Византии конца 4 - начала 5 века.

Гомилии, числом более 700, подразделяются на экзегетические, догматико-полемические , нравственно-аскетические, праздничные, энкомиастические и др. В экзегетических гомилиях, произнесённых Иоанном Златоустом в основном в Антиохии в период его священнического служения, автор истолковывает отдельные места и целые книги Ветхого и Нового Завета (Книги Бытие, Царств, Псалтирь, Иова, пророка Исаии, пророка Иеремии, Евангелия от Матфея, от Иоанна, Деяния Апостолов, 14 Посланий апостола Павла). Его экзегезе свойственно сочетание учёного дискурса и пастырского слова. Для Иоанна Златоуста-пастыря Слово Божие - первоисточник и основа христианского пути. Для Иоанна Златоуста-экзегета, оперирующего методами антиохийской экзегезы, Слово Божие совершенно исторично, из буквально-исторического смысла библейского повествования у него органично проистекают богословско-типологические и нравственно-практические толкования.

К догматико-полемическим гомилиям принадлежат: 5 слов «О непостижимости Божией» (386-387) и связанные с ними 7 слов «Против аномеев» (397), в которых автор опровергает ересь аномеев, утверждавших возможность познания сущности Божией и отрицавших единосущие Сына Отцу; 8 слов «Против иудеев» (386-387); три группы «Огласительных гомилий», адресованных готовившимся принять крещение на Пасху в Антиохии в 387, 388 и 390; 6 гомилий «О судьбе и промысле», в которых Иоанн Златоуст критикует распространённые в его время языческие представления о судьбе; гомилия «О воскресении мёртвых». Вопросам христианской нравственности специально посвящены: «Слово на новый год», «Против цирковых игр и зрелищ» (399), 3 гомилии «О диаволе» (где говорится о происхождении человеческих пороков и роли диавола), гомилия «О милостыни» побуждает к деятельной заботе о бедных и нуждающихся, гомилии «О покаянии» призывают к непрестанному покаянию и исправлению нравов. Иоанну Златоусту принадлежит ряд гомилий на церковные праздники, в том числе знаменитое «Огласительное слово на Святую Пасху» (некоторыми исследователями признаётся неподлинным). Иоанн Златоуст написал множество энкомиев (похвальных слов) в адрес ветхозаветных праведников, христианских святых, мучеников; в них содержатся сведения по агиологии и церковной истории. Многие гомилии Иоанна Златоуста посвящены различным событиям его личной и общественной жизни.

В трактатах Иоанна Златоуста раскрываются темы пастырства («О священстве», 372-378 или 381-387), монашества [«К Феодору падшему», 367 (368) или 372 (378); «К враждующим против тех, кто привлекает к монашеской жизни», 383 (386); «О сокрушении», 372 (373)], девства («О девстве», 382; «К девственницам, жившим вместе с мужчинами», 382; «К жившим вместе с девственницами», 398), вдовства («К молодой вдове» и «О воздержании от второго брака», 380-381), христианского воспитания [«О тщеславии и воспитании детей», 393 (394)], отношения к страданиям [«К Стагирию подвижнику, одержимому демоном», 381 (382)]; представлена полемика с язычниками и иудеями [«О блаженном Вавиле и против Юлиана», 379; «Против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог», 386 (387)] и др.

Эпистолярное наследие Иоанна Златоуста включает около 240 писем, адресованных более чем 130 лицам; наибольший интерес из них представляют 2 письма папе Римскому Иннокентию I и 17 писем диаконисе Олимпиаде. Сохранился также ряд церковных документов - посланий, постановлений, указов, составленных Иоанном Златоустом за время его архиепископства.

Авторству Иоанна Златоуста традиция приписывает составление чина литургии, нескольких молитв чина елеосвящения, введение антифонального пения за всенощным бдением.

Из-за огромного авторитета Иоанну Златоусту традиционно приписывалось множество псевдоэпиграфических сочинений, составивших так называемый Псевдо-Златоустов корпус. В него входят в основном сочинения небольшого объёма, фрагменты и переработки подлинных творений Иоанна Златоуста или других авторов. Количество сочинений этого корпуса значительно превышает число подлинных творений Иоанна Златоуста

Дни памяти в Русской православной церкви - 27 января (9 февраля), 30 января (12 февраля; в Соборе 3 вселенских учителей и святителей), 14(27) сентября, 13(26) ноября; в Римско-католической церкви - 13 сентября.

Соч.: Migne PG. Т. 47-64; Творения. СПб., 1898-1906. Т. 1-12; Les regestes des Actes du Patriarcat du Constantinople / Éd. V. Grumel. [1st.], 1972. Vol. 1: Les Actes des Patriarches. Pt. 1. Р. 9-17; Clavis Patrum Graecorum / Ed. М. Geerard. Brepols; Turnhout, 1974. Vol. 2. Р. 491-683; Supplementum. Brepols; Turnhout, 1998.Р. 264-347; Catecheses baptismales / Hrsg. R. Kaczyrïski. Freiburg, 1992. Bd 1-2; Огласительные гомилии / Пер., вступ. статья И. Пролыгиной. М., 2006.

Лит.: Лебедев В. И. Подробное описание жизни и пастырской деятельности святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого. М., 1860; Лопухин А. П. Жизнь и труды святого отца нашего Иоанна Златоуста. СПб., 1895; Попов И. В. Св. Иоанн Златоуст и его враги. Сергиев Посад, 1908; Moulard A. Saint Jean Chrysostome. Sa vie, son œuvre. P., 1949; Verosta. St. Johannes Chrysostomus. Staatsphilosoph und Geschichtstheologe. Gratz, 1960; Kelly J. N. D. Golden mouth. The story of John Chrysostom: ascetic, preacher, bishop. L., 1995; Lawrenz M. E. The christology of John Chrysostom. N. Y., 1997; Brändle R. Johannes Chrysostomus. Bischof, Reformer, Märtyrer. Stuttg., 1999; Παπαδοπούλου Στ. Γ. Άγιος ‘Ιωάννης ο Χρυσόστομος. ‘Αθήνα, 1999. Τ. 1-2; Казенина- Пристанскова Ε. Т. Золотые уста. Жизнь и труды Иоанна Златоуста. Ровно, 2003; Брендле Р. Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик. М., 2006.

Священник Г. Саввин, А. Р. Фокин.