Исландцы
ИСЛАНДЦЫ (самоназвание - Íslendingur, множественное число Íslendingar), скандинавский народ, основное население Исландии (свыше 290 тысяч человек - 2006, оценка). Живут также в Канаде (75,1 тысяч человек исландского происхождения - 2001, перепись), США (30,4 тысяч человек исландского происхождения - 2000, перепись), Дании (8,5 тысяч человек), Норвегии (3,7 тысяч человек), Швеции (3,5 тысяч человек). Говорят на исландском языке. Верующие - лютеране.
Исландия заселялась в основном норвежцами (главным образом из Западной Норвегии), а также выходцами из других скандинавских стран и с Британских островов (Ирландии, Оркнейских, Шетландских, Гебридских островов, Северной Британии), в том числе кельтами и потомками смешанных кельто-скандинавских браков. Среди кельтов были как рабы, так и люди знатного происхождения. Кельтский компонент проявляется в физическом облике исландцев (краниологические данные, относительно большое число темноволосых и др.), антропонимике (среди кельтских имён - Ньяль, Кормак, Кьяллак). Период между появлением первых исландских поселенцев (870-е годы) и учреждением альтинга (930) называется в исландской традиции «веком заселения страны». «Книга о заселении страны» (составлена в конце 13 века, но основана на устной традиции) сообщает о почти 400 первопоселенцах и их семьях, называет занятые ими земли, имена их предков и потомков, к которым восходят известные исландские роды. Генеалогическая память играет исключительную роль в историческом самосознании исландцев. Это отражается также в сохранении исландцами традиционной антропонимики: человек обозначается через имя и патроним (указание на имя отца: Эйрик Йоунссон, то есть «сын Йоуна», Ингибьёрг Йоунсдоттир, то есть «дочь Йоуна» и т.п.), в некоторых случаях также - через место рождения или проживания.
Реклама
К концу «века заселения страны» исландцев насчитывалось 20-25 тысяч человек. Были заняты практически все земли по побережью, пригодные для жизни. Первые поселенцы занимали огромные участки, но в дальнейшем между ними и новыми поселенцами было достигнуто соглашение, ограничивающее размеры земельной собственности. На закреплённых в традиции сведениях о первоначально занятых землях впоследствии основывалось земельное право исландцев. Делению страны на «четверти» соответствует предание, сообщаемое Снорри Стурлусоном в «Круге Земном», о «духах-хранителях страны» (дракон, птица, бык, великан; изображены на современном гербе Исландии), защитивших с четырёх сторон остров от вторжения датчан. Учреждение альтинга положило начало периоду «народовластия» (тьодвельди). На альтинг, собиравшийся каждое летнее солнцестояние на Полях Тинга, съезжалось до нескольких тысяч бондов во главе со своими годи; здесь принимались законы, разбирались, в соответствии со строго установленной судебной процедурой, тяжбы, заключались торговые сделки и браки, устраивались состязания, исполнялись стихи, рассказывались саги. Благодаря этим ежегодным всеисландским собраниям создавалась единая сеть общения, формировались общие для всей страны культура и язык, искусное владение которым высоко ценилось в исландском обществе. Исландцы - единственный народ, в языке которого с древности отсутствовало противопоставление литературного языка местным диалектам.
Век после учреждения альтинга - время наиболее памятных событий исландской истории, о которых повествуют «саги об исландцах», - получил название «века саг». Исландцы - активные участники походов викингов (в основном в составе норвежских дружин). Принятие христианства (по решению альтинга в 1000) не привело к искоренению устной литературной традиции. Напротив, распространение письменности (с 12 века) способствовало её закреплению и развитию. С конца 12 века большинство исландцев были грамотны. Центрами письменной культуры были как монастыри, так и хутора богатых и учёных исландцев (например, хутора Соколиная Долина и Одди, где воспитывались соответственно Ари Мудрый Торгильсон и Снорри Стурлусон; один из владельцев Одди, Сэмунд Сигфуссон Мудрый, - первый исландец, получивший образование во Франции). Название народа «исландцы» впервые появляется уже в раннеписьменной (книжной по характеру) литературе. Первые памятники исландской письменности были призваны упрочить самосознание исландцев: «Книга об исландцах» Ари Мудрого Торгильсона, «Первый грамматический трактат», неизвестный автор которого связывал необходимость нормализации исландского письма с сохранением в народе знания прошлого своей страны, законов и генеалогий. В 13 веке, незадолго до крушения исландского «народовластия», были записаны наиболее известные «саги об исландцах», мифологические и героические песни («Старшая Эдда»), «Книга о заселении страны», «Эдда» («Младшая Эдда») и «Круг Земной» Снорри Стурлусона.
Поддержание литературной традиции стало в последующие за «народовластием» века опорой для сохранения исландцев как самостоятельного народа. На хуторах переписывали (и до сих пор усердно читают) древнеисландские литературные памятники. Этому способствовала и дешевизна пергамена (одного из продуктов овцеводства), лишь в 17 веке вытесненного бумагой. Печатный станок был впервые привезён в Исландию из Гамбурга (1530) последним католическим епископом Йоуном Арасоном и установлен в его резиденции в Хоулар. Первая напечатанная на нём книга - исландский перевод Библии протестантского епископа Гудбранда Торлакссона (1541-1627), также математика и картографа (ему принадлежит первая отвечающая современным требованиям карта Исландии). С конца 16 - начала 17 века древнеисландские рукописи собирались и изучались исландцами, получившими образование в Копенгагене; среди них - Арни Магнуссон (1663-1730), которому принадлежало непревзойдённое по богатству Арнамагнеанское собрание (в том числе основная рукопись «Старшей Эдды»), завещанное им Копенгагенскому университету; значительная его часть передана в Исландию в 1970-90-е годы (ныне - в Институте Арни Магнуссона при Исландском университете в Рейкьявике).
В эпоху датского господства (16-17 века) влияние датского языка, заметное в рыбачьих и торговых посёлках, административных центрах, почти не затронуло хутора. Первым исландцам, привлёкшим общественное внимание к состоянию исландского языка, был Арнгрим Йоунссон Учёный (1568-1648). С конца 18 века исландское движение за чистоту языка сомкнулось с всеевропейским (особенно датским и немецким) романтизмом и одновременно с борьбой исландцев за независимость. Большую роль в этом сыграла деятельность великого датского лингвиста Р. К. Раска (1787-1832).
В период датского давления на экономику, политику и культуру Исландии страна переживала глубокий экономический упадок, совпавший с похолоданием климата, извержениями вулканов, длительными периодами голода и эпидемиями. Согласно первой переписи населения в 1703 году, в Исландии жило около 50 тысяч человек - почти столько же, сколько в «век саг». В последней четверти 19 века началась значительная эмиграция в Америку (в основном в район Великих озёр). Исландцы Канады сохраняют традиционное устное творчество, проводят фестивали; в Виннипеге издаётся газета на исландском языке.
До конца 18 века в Исландии не было городов. Первый город - Рейкьявик, получивший самоуправление в 1786, насчитывал в это время 167 человек. Начало современному Рейкьявику положил в середине 18 века датский фогт (исландец по происхождению) Скули Магнуссон, поставивший несколько мануфактур на месте первого хутора Ингольва Арнарсона (дом Скули - древнейшее здание в современном Рейкьявике). Основная отрасль хозяйства - отгонное овцеводство. Многовековое развитие овцеводства привело к эрозии тонкого почвенного слоя Исландии. Большую часть года овцы паслись на отдалённых пастбищах под присмотром пастухов, зимой содержались в загонах. Заготовка сена - основной вид летних работ, сенокосные луга и пастбища - основной вид угодья. День пригона овец с пастбища (реттир, буквально - загоны) - главный промысловый праздник исландцев. Из овечьей шерсти делали преимущественно сукно; куски сукна в древности служили платёжным средством (вадмал). С 16 века распространилось вязание. Разводили также коз, коров, лошадей особой породы, почти не изменившейся с древности (низкорослые, с длинной шерстью и гривой, чрезвычайно выносливые). Лошадь была единственным транспортным средством, использовалась только как верховое и вьючное животное. Важное значение имело рыболовство. Из-за отсутствия леса (берёзовые леса и кустарники были вырублены на строительство и, особенно, на топливо) кораблестроение было развито слабо, рыбу ловили в прибрежных водах, озёрах и реках. Употребляли в пищу мясо выброшенных на берег китов (эта добыча могла стать поводом для столкновений). С 15 века начался экспорт рыбы. К 20 веку китобойный промысел, рыболовство и рыбопереработка стали основными занятиями исландцев (до 2-й половины 20 века во время путины в промысле участвовало почти всё трудоспособное население). Земледелие играло незначительную роль, до конца 19 века было исключительно ручным. Выращивали лён, ячмень. В основном зерно было привозным, как и металл. Железо невысокого качества выплавлялось также из местной болотной руды.
Традиционное поселение - хутор (бэр). Пространство усадьбы (тун) с жилой постройкой в центре, хозяйственными постройками, лужайкой и загонами для скота обносилось каменной оградой. В традиционном жилище (хус, буквально - дома) обитала большая семья (старшие хозяева, их женатые сыновья со своими детьми, слуги). По материалам археологических раскопок реконструировано жилище (так называемый длинный дом) эпохи викингов. Дом строился из торфяных кирпичей (150х50х20 см), на каменном фундаменте, в котором устанавливались опорные столбы каркаса (в основном из плавникового и привозного дерева), шедшие рядами вдоль дома; детали каркаса соединялись деревянными гвоздями. Кирпичи укладывались в два слоя (в более поздних домах часто под углом друг к другу - так называемый селёдочный хребет), пространство между которыми заполнялось землёй и гравием; стены достигали в толщину 2 м, иногда внутри обшивались деревом. Были известны и полуземлянки. Крышу крыли дёрном, прослаиваемым берестой, сверху покрывали зелёным дёрном. С торцов были отгорожены сени-кладовые, иногда - помещения для скота. Деревянные входные двери имели резной фронтон, площадка перед входом (хлад) мостилась камнем. Основное помещение в центральной части дома (скали) имело в центре очаг и светодымовое отверстие в кровле. Пространство вдоль стен, ограниченное опорными столбами, занимали нары. Центральные опорные столбы обрамляли места хозяина и почётного гостя (эндвегис) у очага. В более богатых домах хозяин и хозяйка спали в отгороженной спальной нише с дверью, закрывающейся на засов (локреккья - «постель с запором»); в дальнем от входа конце дома пристраивалось «чистое» помещение (стова, бадстова), служившее в основном местом женских работ, с очагом в центре, деревянными скамьями и столами вдоль стен, ткацким станком. Позднее стова служила также общей спальней. С 14 века вместо «длинных домов» стали строить комплексы построек, объединённых по типу многорядной связи и соединённых продольным коридором. С 18 века их торцовые стены (габлар) строились из дерева.
В древности мужчины носили нижние (льняные) и верхние (шерстяные) штаны и рубаху до колен (кюртиль), подпоясанную ремнём с металлической пряжкой и наконечником, шерстяной плащ, крепившийся на плече фибулой; женщины - длинную рубаху и верхнюю одежду на лямках, крепившихся парой фибул, соединённых низкой из бус и металлических подвесок. К 19 веку сложился национальный женский костюм: рубаха, юбка с передником и крупными филигранными пряжками, короткий корсаж и куртка с металлическими застёжками, верхнее распашное приталенное платье с узкими рукавами; юбка, корсаж, куртка, платье в основном чёрного цвета. Волосы убирались под чёрную шапочку (скохтхува) с длинной цветной кистью. В 18-19 веках женская шапка имела вид высокого загнутого вперёд колпака. Во 2-й половине 19 века художником Сигурдом Гудмундссоном была создана новая модель национального костюма (скёйтбунингур): чёрные юбка и прилегающий жакет с металлической застёжкой и поясом, высокий головной убор с белой вуалью.
Основная пища - баранина, в том числе баранья требуха, ливер, жир (отсюда старое уничижительное прозвище исландцев - мёрланди, от мёр - «нутряной жир»). Исландские национальные блюда - копчёная баранья голова, ливерная и кровяная колбаса, ферментированная акула. Основные напитки - пиво, кисломолочный напиток (скир), хранившийся в больших деревянных бадьях (кер), до половины вкопанных в землю.
Сохраняются экзогамные патрилинейные (первоначально, вероятно, билатеральные) локализованные родственные группы (айхтир), восходящие к общему предку (мужчине, реже женщине), к имени которых добавлялся суффикс - ингар (множественное число). Система терминов родства бифуркативно-линейного типа с многообразными описательными конструкциями для боковых родственников. В поколении эго намечается переход к линейному способу группировки. Сиблинги делятся по полу. Наряду с формальной терминологией родства, подчёркивающей индивидуальные связи, распространены обобщённые термины: родич, преимущественно боковой (френди, фрэнка), приёмный родственник (фостри, фостра), свойственник (магур, магкона), собирательные названия для отца и сына (фэдгин), матери и дочери (мэдгин) и т.д. Были распространены обычаи аталычества, левирата, кровной мести.
Главный праздник в древности - праздник Середины зимы (Йоль), после крещения совпавший с Рождеством и Святками; в это время исландцы съезжались к родственникам, рассказывали саги, сказки-бывальщины о сверхъестественных существах - троллях, «скрытом народе» (хульдуфоулк), ютящемся под мшистыми пригорками рядом с людьми, подменяющем детей, и др.; жителях необитаемой части страны (утилегуменн); добрых и злых колдунах (в том числе популярны сказочные сюжеты о Сэмунде Мудром); привидениях («живых мертвецах») - обычно людях, погибших насильственной смертью; ведьме - похитительнице детей Гриле и её 13 сыновьях (йольсвейнар - святочные парни). Описание события в сказке точно привязано к конкретным фактам (время, имена героев и свидетелей и т.д.), в чём усматривают влияние саги. Основные спортивные игры - борьба (глима), конские бои. Музыкальный фольклор преимущественно вокальный: твисёнги (2-голосные мужские песни с параллельным движением голосов), римы (хороводные песни), висы (одноголосные песни на различную тематику: застольные, повседневные, любовные, морские, «лошадиные» и др.), тулы (песни с набором имён), викиваки, буквально - недельное бдение (песни-танцы). Народные инструменты (существовали до начала 20 века) - смычковые: фидла (2-4-струнный) и лангспил (смычковая цитра; одна струна мелодическая, другие - бурдонные). Изучение исландских народных песен ведётся с начала 20 века. Значительную роль в быту исландцев занимает хоровое пение.
Лит.: Jónas Jónasson. Íslenzkir þjóðhættir. Reykjavik, 1961; Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. Л., 1967; Kuhn Н. Das alte Island. Düsseldorf; Кöln, 1978; Hastrup К. Culture and history in medieval Iceland: an an-thropological analysis of structure and change. Oxf., 1985; Miller W. I. Bloodtaking and peacemaking: feud, law, and society in Saga Iceland. Chi., 1990. Sigurður А. Magnússon. The Icelanders. Reykjavik, 1990.
О. А. Смирницкая.