Испанцы
ИСПАНЦЫ (самоназвание - español, множественное число españoles), народ, основное население Испании (свыше 40 миллионов человек). Свыше 10 миллионов человек кастильцев, леонцев и жителей столичного региона проживают в Центральной Испании; свыше 2 миллионов человек басков, свыше 2 миллионов человек галисийцев, свыше 1 миллиона человек астурийцев, свыше 500 тысяч человек кантабрийцев и около 600 тысяч человек наваррцев - в Северной Испании; свыше 7 миллионов человек каталонцев, свыше 4 миллионов человек валенсийцев, свыше 1 миллиона человек арагонцев, свыше 1 миллиона человек мурсийцев и около 1 миллиона человек балеарцев - в Восточной Испании; свыше 7 миллионов человек андалусийцев, свыше 1 миллиона человек эстремадурцев - в Южной Испании; около 2 миллионов человек канарцев, 75,9 тысяч жителей Сеуты и 66,9 тысяч жителей Мелильи (оценка по муниципальным переписям 2006). В составе испанцев 626 тысяч цыган и 250 тысяч евреев, в основном сефардов (2007, оценка).
Живут также в странах Европы (в Германии - свыше 500 тысяч человек, Франции - свыше 200 тысяч человек, Швейцарии - свыше 140 тысяч человек, Португалии - около 60 тысяч человек, Италии - около 60 тысяч человек, и др.), Латинской Америки (Аргентине - 1,4 миллиона человек, в том числе 670 тысяч галисийцев и 180 тысяч каталонцев; Мексике - 440 тысяч человек, Бразилии - 233 тысячи человек, и др.) и Северной Америки (США - 300 тысяч человек указывают своих предков как Spaniard и 2,2 миллиона человек - как Spanish; 2000, перепись; в Канаде - 66,5 тысяч человек испанского происхождения - 2001, перепись), Австралии (79 тысяч человек) и др. Общая численность около 50 миллионов человек. Говорят на испанском языке; каталонцы, валенсийцы, балеарцы и часть жителей Арагона - на каталанском языке; галисийцы и жители прилегающих к Галисии районов Астурии и Леона - на галисийском языке; баски и часть наваррцев - на баскском языке. Верующие в основном католики.
Реклама
Испанцами принято называть всех коренных жителей Испании. Вместе с тем у испанцев развито региональное самосознание, иногда с сильными сепаратистскими тенденциями (особенно у басков). В 1970-80-е годы все 17 исторических областей (регионов) Испании получили автономию, при этом конституция предоставляет право каждому региону по его желанию обозначить себя как «национальность», что не означает ни какого-то особого статуса, ни признания данного региона местопребыванием особой «этнической общности»; «национальностями» (nacionalidades) провозгласили себя Страна Басков, Каталония, Андалусия, Канарские острова, Валенсия, Галисия, Арагон. С 1960-х годов возрождаются местные диалекты, предпринимаются попытки выработки их литературной нормы (у арагонцев, эстремадурцев, астурийцев и др.).
Древнейшими исторически известными народами на территории Испании были иберы и кельты (кельтиберы), греки, финикийцы, карфагеняне и др. Римское господство (2 век до нашей эры - 5 век нашей эры) привело к романизации обитателей Испании (исключая жителей некоторых северных районов). В первые века нашей эры в состав населения Испании вливаются евреи, в 5 веке - германцы (в основном вестготы), с 8 века - арабы и берберы. На формирование единого самосознания испанцев оказали влияние Реконкиста и образование Испанского королевства в 1479 году. С 16 века испанцы участвовали в формировании латиноамериканских народов. С конца 20 века Испания из страны эмиграции превращается в страну массовой иммиграции, главным образом из Латинской Америки, Северной Африки, Азии и Восточной Европы.
Исторические области континентальной Испании объединяются в несколько этнографических ареалов: Север (Галисия, Астурия, Кантабрия, Страна Басков, Наварра); Восток (Каталония, Валенсия, Арагон, Мурсия); Центр (Кастилия-Леон, Кастилия-Ла-Манча, север Эстремадуры и область Мадрида); Юг (Андалусия и юг Эстремадуры). Выделяются мелкие, в прошлом обособленные этнографические группы - марагатос в Леоне, пасьегос в горной Кантабрии, бакейрос де альсада в западной Астурии, аготес в Наварре, негрос в Уэльве, шуэты (чуэтас) на острове Мальорка и др.
Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Пшеница распространена в основном на богарных землях Центральной Испании, Арагона и Андалусии, рожь - в Галисии, бобовые - в Андалусии и Эстремадуре, заливной рис - в низовьях Эбро, провинции Мурсия и Бадахос, кукуруза - на севере, а также на орошаемых землях Арагона, Каталонии, Мурсии и Андалусии, картофель - в прибрежных районах Галисии, Астурии и Страны Басков; виноградарство особенно развито в Каталонии, Кастилии-Ла-Манче, Ла-Риохе и Андалусии (всемирно известны андалусские вина - малага, херес, амонтильядо, мансанилья и др.), возделывание оливок - в Андалусии и на Балеарских островах, цитрусовых - в Валенсии, миндаля - на востоке и юго-востоке и на Балеарских островах (Испания - один из крупнейших в мире экспортёров вина, оливок и оливкового масла, миндаля, цитрусовых, инжира), хлопка - в Андалусии и Эстремадуре, льна - в провинции Севилья и на севере. До 2-й половины 20 века сохранялось орошение полей с помощью водоподъёмного колеса (нория). Молочный крупный рогатый скот разводят на севере (ряд групп специализируются на полукочевом скотоводстве - вакейрос в Астурии и пасьегос в Кантабрии), мясной и тягловый - на западе, юге и юго-востоке, свиней - в Эстремадуре. Испания по поголовью овец и коз уступает в Европе только Великобритании. Разведение мериносовых овец, завезённых арабами, было особенно развито в средние века в Кастилии (крупные скотоводы были объединены в союз Места, пользовавшийся привилегиями до 2-й половины 18 века); до 2-й половины 20 века сохранялись пути (каньядос), по которым перегоняли скот на зимние пастбища Эстремадуры и Сьерры-Морены в Андалусии, а также в котловину Эбро. Морское рыболовство особенно развито в Галисии, Валенсии, Кадисе (где с финикийских времён была изобретена приправа из ферментированной рыбы, популярная в античном мире, - гарум).
Из ремёсел наибольшего развития достигли: производство керамической посуды (до 12 века была знаменита поливная белая с зелёной и фиолетовой росписью майолика Кордовского халифата, в 13-14 века - люстровая майолика Малаги, с 15 века - Гранады, в 16-17 века - золочёный фаянс Каталонии, со 2-й половины 17 века - полихромная майолика; современные центры художественной керамики - Андухар, Гуадикс, Фахалауса в Андалусии; Сальватьерра-де-лос-Баррос в Эстремадуре; Рибесальбес, Онда и Манисес на востоке; Талавера-де-ла-Рейна в провинции Толедо; Теруэль в Арагоне), изразцов (асулехос; Андалусия, Каталония и др.), изделий из стекла (под влиянием мусульманской традиции - в Андалусии, итальянской - в Каталонии и Валенсии; в 17-18 века стеклоделие развивается в Кастилии - мастерские в Арбетете, Винделе, Армальонесе, Гисандо, Сан-Ильдефонсо и др.; на Майорке производят жёлтое, голубое, зелёное стекло), сукна (Кастилия, Валенсия), ворсовых и безворсовых ковров (до 17 века - Алькарас в Мурсии, 15-18 века - Валенсия, 18 век - Куэнка, мануфактура Санта-Барбара в Мадриде); ковка железа (оконные и дверные решётки, флюгеры, замки, кухонные полки эсперетас, подсвечники и др.; знаменито так называемое витое железо Эстремадуры с основным мотивом волюты; эстремадурский стиль распространился на Саламанку, Самору и Андалусию), ткачество и резьба по дереву (особенно на севере; пастухи вырезают посохи и сосуды кочаррос). В результате модернизации экономики в 1950-60-х годах резко выросло городское население.
Сельские поселения (пуэбло) насчитывают от нескольких (на севере) до нескольких тысяч дворов (Эстремадура, Кастилия-Ла-Манча, северная Андалусия). Характерно расположение деревень (альдеа) вокруг административного центра (вилья) с церковью и рыночной площадью в центре и радиально расходящимися улицами. Распространены также поселения, специализирующиеся на каком-либо промысле (лугар), хутора (касерия) - особенно на севере. Традиционное жилище на севере астуро-галисийского и баскско-наваррского типов, в Каталонии - масиа. В Галисии, Астурии и Леоне известны также каменные круглые или овальные дома (пальясо), по-видимому, восходящие к кельтской традиции: половину дома занимал хлев; жилая половина имела очаг со скамьями и лежанками, хлебную печь и стойла для мелкого скота. В центральной Арагоне распространены каменные оштукатуренные двухэтажные дома с пологой двух- или односкатной крышей и галереей над ней (соланар) для сушки овощей и фруктов. В Центральной Испании преобладают дома (каса де барро, буквально - глиняный дом) в основном из сырцового кирпича (адоб) или глинобитные (тапиаль) на каменном фундаменте, с двух- или четырёхскатной черепичной крышей, иногда с каркасным верхним этажом; в вильях верхний этаж, часто с балконом, выступая над нижним и опираясь на столбы, образовывал навес перед входом (сопорталь). Хозяйственные постройки располагались за домом. В провинциях Авила, Сеговия, на юге Вальядолида и частично в Саморе дома строили из обожжённого кирпича (ладрильо), в Кастилии-Ла-Манче и Эстремадуре белили. Хлев, конюшня, сеновал (паллейро), амбар (гранеро) образовывали здесь замкнутый двор (патио, корте, корралон), примыкающий к задней части дома. В Восточной Испании были распространены одноэтажные белёные дома (баррака) из адоба или камышовой плетёнки, обмазанной глиной, с тростниковой, низко спускающейся крышей. Для прибрежной части Восточной и Южной Испании, Балеарских островов характерны восходящие к арабской архитектуре дома с террасой (террадо, асотеа), плоской, иногда с невысокой оградой, крышей, часто близко примыкающие друг к другу уступами (поэтому окна обычно устраивают почти под крышей). В Андалусии были распространены одно- или двухэтажные белёные дома с внутренним двориком (патио), где проходила основная жизнь семьи. Патио мостили, в центре него был колодец, вдоль стен стояли скамьи, горшки с цветами, стены были увиты виноградом; в богатых домах в патио находился сад, фонтан, стены имели балконы, были покрыты изразцами (асулехос) или коврами и т.п. Этот тип жилища, восходящий к античной и арабской традиции, оказал влияние на городскую архитектуру Испании. Старинные помещичьи усадьбы Южной Испании (кортихо) образовывали замкнутые дворы из белёных построек с въездной башней, часто с крестом и гербом владельца. На юге были известны пещерные посёлки (в том числе в пригородах), особенно у цыган.
Основное помещение традиционного дома - кухня (барраки обычно имели кухню в отдельной пристройке, дома с патио - в постройке в задней части двора) с открытым очагом (иногда до 30 см в высоту), над которым висел котёл. Очаг окружали широкие скамьи, иногда служившие для сна. В углу устраивали хлебную печь (орно). Характерны большие остродонные глиняные кувшины для воды (кантара, тинаха), на севере - деревянная утварь. Другие помещения в доме - парадная комната (сала) и спальни (дормиторио); в двухэтажных домах они располагались на верхнем этаже. Помимо очага, дом мог иметь камин, на севере - печь; в Кастилии были распространены отопительные устройства типа гипокауста (глория), на юге - типа ближневосточной курси: жаровня (брасеро) под маленьким столиком (камильо), накрытым тканью.
Традиционная одежда местами сохранялась в повседневном быту до 2-й половины 20 века. Основные элементы восходят к старинному кастильскому костюму: у мужчин - льняная рубаха с вшивными рукавами (камиса), узкие штаны ниже колен (кальсонес) или длинные (у басков), жилет (чалеко), короткая шерстяная куртка, яркий широкий пояс (фаха), на голове - платок, широкополая шляпа (сомбреро) или чёрная шапочка (монтера), в 20 веке - баскский берет (бойна); у женщин - рубаха на лямках, блузка, широкая юбка, передник, корсаж или узкая шерстяная куртка (хубон), скрещённая на груди шаль (мантон), на голове - платок, накидка, кружевная мантилья с высоким черепаховым гребнем, сомбреро, в руках веер. Верхней одеждой служили плащи (капа), пледы, накидки и т.п. В Северной и Восточной Испании мужчины носили шаровары длиной до колен (сарагуэльес) и рубаху с широким отложным воротником. Женская одежда Эстремадуры и особенно Саламанки выделяется филигранными украшениями, богатой вышивкой шёлком, золотом, серебром. В Андалусии женщины носили длинные узкие платья с множеством оборок, тонкую шёлковую (так называемую манильскую) шаль, мужчины - узкие длинные чёрные штаны, короткий жилет (болеро), круглую твёрдую фетровую, так называемую кордовскую, шляпу.
Испанская кухня объединяет иберийскую (свиное мясо, сало), греко-римскую (оливковое масло, лук, чеснок), арабскую (рис, цитрусовые, тростниковый сахар, миндаль, перец, шафран) традиции; с открытием Америки она включила кукурузу, картофель, томаты, какао. Хлеб в основном пшеничный, на севере - круглые кукурузные лепёшки, выпекаемые в золе на капустных листьях. Сыр приготовляют из овечьего и козьего молока, в Кастилии-Ла-Манче вымачивают в оливковом масле. Характерные блюда: свиные копчёные колбаски (чорисос), плотный омлет (тортилья) с хлебом, картофелем, томатами, луком; для Кастилии - похлёбка (косидо, пучеро, олья) из ветчины, сала, чорисос, картофеля, бобов, капусты, лука, чеснока, шафрана; для Астурии - густая каша из кукурузной муки (фариньес), фасоль с кровяной колбасой (фабада), чесночный суп с пшеничным хлебом (ахо бланко), сыр с плесенью (кабралес); для Андалусии - похлёбка с фруктами (потахе), суп (гаспачо) из огурцов, помидоров, бобов, чеснока, с вином и оливковым маслом; блюдо из жареных мелкой рыбы и моллюсков (фритура); для Восточной Испании - рис с курицей, салом, рыбой, моллюсками, томатами (паэлья). Традиционные сласти - фрукты, засахаренные орехи, каштаны, жареный горох с изюмом (торрадо), жаренные в масле пончики (чуррос), халва из молока и орехов (туррон). Основные напитки - кофе, вино, прохладительные напитки из миндаля, фруктовых соков с вином и т.п.; на севере - яблочный сидр. Испанцам свойствен характерный для народов Средиземноморья распорядок дня с очень лёгким завтраком, послеполуденным отдыхом (сиеста), вечерней прогулкой (пасео) и поздним (9-10 часов вечера) обедом.
Семейные и общественные обычаи сформировались под сильным влиянием католицизма. До середины 20 века доля разводов и количество незамужних женщин были в Испании (особенно на юге) чрезвычайно низкими. Большое значение имели отношения патронажа и непотизма, кумовство (компадразго), хотя в Испании, в отличие от стран Латинской Америки, оно не предусматривает особой «горизонтальной» близости между кумовьями. Семья, особенно на юге, долго сохраняла патриархальный характер, женщины вели замкнутый образ жизни (девушкам дозволялось общаться с поклонниками через балкон или зарешеченное окно). В разных областях существовали особые возгласы, которыми парни вызывали девушек на свидание. На севере были известны обычаи периодического сексуального сожительства парней и девушек, дислокального брака, до 18 века сохранялся обычай кувады. В деревнях существовали общества неженатых мужчин, только по вступлении в которое (уплатив взнос и пройдя испытание на ловкость, выносливость и т.п.) парень мог ухаживать за девушками. Были известны архаические погребально-поминальные обряды: бодрствование в первую ночь при покойнике (велорио), запреты на период траура, на севере - причитания, исполняемые профессиональными плакальщицами (планьидерас); цена, заплаченная плакальщицам, указывалась на баскских надгробных стелах.
Праздники сопровождаются религиозными процессиями и танцами (например, танец «шести мальчиков» - сейс, исполняемый на празднике Тела Господня), театрализованными представлениями (распространённый сюжет - «Битва мавров с христианами»), изготовлением огромных скульптур (пелеле, которые носили в процессиях; фалья, которые воздвигали и затем сжигали в ночь на День святого Хосе в Валенсии), боем быков (коррида де торос) и др. Был распространён обычай поочерёдно собираться в доме одного из соседей, платя в складчину за освещение; женщины встречались за рукоделием (филандеро, от filar - прясть). В городах собираются в домах (тертулия), кафе и тавернах (в прошлом только мужчины), танцуют и поют под гитару. Календарные праздники (фиеста) - Рождество (25 декабря) и День королей (6 января), когда принято делать подарки детям; День святого Антония (17 января), когда благословляли домашних животных; Карнавал и Пасха; весенние обычаи майского дерева, «битвы цветов»; поминальный день Всех Святых (1 ноября) и др. Характерны праздники в честь святого покровителя селения, города или квартала (ромерия, вербена, велада), устраиваемые особыми братствами (эрмандада). Из гражданских праздников отмечают день открытия Америки (День испанской цивилизации) 12 октября, день окончания Реконкисты (завоевания Гранады в 1492) 2 января и день мадридского восстания против наполеоновских войск в 1808 (2 мая).
Устное творчество. Устная культура испанцев сохраняет яркую локальную специфику, однако обладает и рядом общих черт. Повсеместно богато представлены песенно-танцевальные формы, распространены колыбельные, трудовые, лирические песни, серенады, романсы, религиозные песни. Широко используются мелодическая орнаментика, 3-дольный метр (при общем ритмическом разнообразии, вплоть до полиметрии), доминантовый лад (известен также как «испанский лад») и др. «Классический» испанский музыкальный инструмент, сольный и аккомпанирующий, - гитара, широко применяются кастаньеты, бубен (пандеро, пандерета), барабан (тамборил), различные флейты, гобой (дульсайна). Основные песенно-танцевальные формы (жанры) Кастилии-Леона - сегидилья, фанданго, болеро, хота, руэда, чаррада, тонада и многие др. Хота особенно культивируется в Арагоне и Наварре. Фольклор Эстремадуры неоднороден, на севере области близок музыке Кастилии-Леона, на юге - Андалусии. Танцы северных и северо-восточных областей Испании большей частью коллективные, южных - сольные; последние оказали влияние на танцевальную культуру центральных районов страны. Своеобразием отличаются музыкальные традиции басков, галисийцев, каталонцев и народов юга Испании. У басков в наибольшей мере сохраняются архаические черты: силлабический тип пения, отсутствие струнных инструментов, 5-дольный и другие несимметричные метры. Характерные жанры - песня-танец сортсико, хороводный танец аурреску; музыкальные инструменты - идиофон чапаралта, язычковый альбока (пастуший), типичный ансамбль составляют 3 флейты и большой барабан. В фольклоре галисийцев преобладают лирические песенные формы, наиболее древняя из них - алалас (без текста, часто вне определённого метра); распространённый танец - муинейра; то и другое нередко исполняется в сопровождении так называемой галисийской волынки. В галисийской традиции тоже практически нет струнных инструментов, однако, много мембранофонов. Лирические песни типичны для фольклора Астурии. Фольклор каталонцев стилистически близок народной музыке Прованса и других южных районов Франции. Для него характерны баллады, религиозные песни, танец сардана (круговой; сопровождается игрой на духовых и ударных инструментах). Фольклор, похожий на каталонский, распространён на Балеарских островах и в Валенсии, на музыке и танцах которой сказались также ориентальные влияния. Музыкально-танцевальная культура Андалусии и отчасти Мурсии сформировалась в значительной мере под арабским и цыганским влиянием. Представлена традициями стиля канте-хондо (мужское сольное протяжное пение в сопровождении 1-2 гитар) и более позднего фламенко (сольные и парные танцы любовного содержания, с кастаньетами и виртуозной дробью каблуков «сапатеадо», сопровождающиеся игрой на гитарах, пением и хлопками в ладоши), а также большим количеством песен и танцев, происходящих от старинных испанских форм (также испытавших различные восточные влияния). Исполнение танцев фламенко требует высокого уровня мастерства. Характерные формы (жанры): фанданго и его разновидности (малагенья, гранадина, мурсиана, ронденья), сегидилья (севильяна), поло, сапатео, соронго, тирана, вито и др.
Устное творчество богато повествовательными формами: легенды карфагенского цикла (о войнах Гамилькара Барки, разрушении Сагунта, войне с Ганнибалом), о разрушении Нуманции, восстаниях Сертория и Вириата и др.; рассказы-былички о гномах, снежных карликах (бланко ньевес), феях, морских сиренах и рыбе Николао, лесном человеке Горхо и т.д. Распространены героические (кантарес) и лиро-эпические (романсе, романсеро) песни, в сопровождении гитары, иногда танцев, о Сиде Кампеадоре и других героях Реконкисты.
Лит.: Chase G. The music of Spain. N. Y., 1959; Садомская Н. Н. Испанцы // Народы зарубежной Европы. М., 1965. Т. 2; Pitt-Rivers J. The people of the Sierra. 2nd ed. Chi., 1971; Кожановский А. Н. Народы Испании во второй половине XX в. М., 1993; он же. Быть испанцем...: традиция, самосознание, историческая память. М., 2006; Caro Baroja J. Los pueblos de Españа. 3 ed. Madrid, 2003. Vol. 1-2; Rey Е. Bibliografia de folklore musical español. Madrid, 1994.
А. Н. Кожановский, Н. Н. Садомская.