Исполнительное производство

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, урегулированный нормами права порядок принудительной реализации судебных актов (актов других органов, предусмотренных в законе) судебными приставами-исполнителями с целью защиты прав и законных интересов кредиторов.

На ранних этапах развития Древнерусского государства исполнительные действия совершали сами взыскатели. Так, по Русской правде (12 век) истец сам привлекал к суду ответчика и исполнял решение, вынесенное в его пользу. В России первые упоминания об использовании государственного принуждения при исполнении судебных решений встречаются в законодательстве Пскова и Новгорода (12-14 века) - эти функции выполняли подвойские, или приставы, представлявшие интересы государства. По Судебникам 1497 и 1550 годов исполнением судебных поручений и решений занимались приставы, недельщики, правёдчики. При этом в качестве способов исполнения судебных решений использовались взыскание с имущества должника и правёж (должника били по икрам ног батогами и прутьями перед зданием приказа с целью принудить уплатить долг). Если правёж не приводил к уплате долга, то лиц неслужилых сословий выдавали взыскателю «головою до искупу». В Судебнике 1550 появился новый институт - отдача за пристава, то есть передача несостоятельных должников под надзор и ответственность пристава, которому они были «вручены для береженья», до появления поручителя. Соборное уложение 1649 предусматривало новые меры принудительного исполнения судебного решения: продажа недвижимого и движимого имущества для удовлетворения требований взыскателя, вычет из жалованья (применялся в отношении стрельцов). При Петре I функции исполнения судебных решений были переданы в ведение Урядного приказа, образованного в составе Юстиц-коллегии, а приставы (урядники) стали царскими чиновниками. С учётом этого изменялись и способы исполнения судебных решений: выдача «головою до искупу» для неоплатных должников была заменена ссылкой на каторгу, а правёж - ссылкой должников на галеры или в прядильный дом. В дальнейшем развитие исполнительного производства шло по пути отдаления от судопроизводства и сосредоточения полномочий по исполнению судебных постановлений в ведомстве общей полиции, что получило окончательное закрепление в Своде законов Российской империи (том 10).

Реклама

После судебной реформы 1864 исполнительное производство перешло в компетенцию судебных органов, при которых состоял судебный пристав, подчиняющийся председателю суда (при мировых судьях, окружных судах, судебных палатах и кассационных департаментах Сената). Устав гражданского судопроизводства (раздел 5) и Учреждения судебных установлений закрепили правовой статус приставов, определили квалификационные и иные требования, предъявляемые к должности. Уставом гражданского судопроизводства устанавливались правила совершения исполнительных действий и порядок их обжалования. В целях исполнения судебного решения предписывалось использование следующих мер принудительного исполнения: передача имения натурой лицу, которому оно присуждено; обращение взыскания на движимое имущество должника; обращение взыскания на недвижимое имущество должника. Заложенные Уставом гражданского судопроизводства основы построения системы принудительного исполнения судебных решений не претерпели серьёзных изменений и после 1917 года. ГПК РСФСР 1923 и 1964 закрепляли аналогичные правила, которыми руководствовались судебные исполнители, состоящие при судах.

В Российской Федерации функции исполнения актов судебных органов сосредоточены в службе судебных приставов, которая организационно подчинена органам юстиции. Исполнительное производство урегулировано федеральными законами «О судебных приставах» (1997) и «Об исполнительном производстве» (2007). Единства мнений относительно исполнительного производства в действующем праве нет: оно рассматривается либо в качестве завершающей стадии гражданского судопроизводства, либо как самостоятельная отрасль права, либо как комплексное правовое образование, содержащее нормы различных отраслей права (включая гражданское, гражданское процессуальное, административное и семейное).

К субъектам исполнительного производства относятся: органы принудительного исполнения (судебный пристав-исполнитель); суды; стороны; органы, исполняющие требования исполнительного документа (налоговые органы, банки и иные кредитные организации, а также другие органы, организации, должностные лица, например, органы ЗАГСа, учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними); лица, содействующие процессу исполнения (переводчики, специалисты, хранители имущества и др.).

Исполнительное производство возбуждается взыскателем, судом или другим органом посредством предъявления судебному приставу-исполнителю исполнительного документа к исполнению. Пристав проверяет его соответствие установленным законом требованиям, сроки его предъявления и выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо возвращает исполнительный документ в суд (другой орган, выдавший исполнительный документ). В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения требований, по истечении которого он приступает к принудительному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе решить вопрос об обеспечении исполнения имущественных требований по исполнительному документу путём описи имущества должника и наложения на него ареста.

Исполнительное производство должно быть проведено в срок, не превышающий 2 месяца со дня поступления к приставу исполнительного документа, если законом или исполнительным документом не установлен конкретный срок исполнения. Так, в соответствии с законом требование о восстановлении на работе или в прежней должности незаконно уволенного или переведённого работника должно быть исполнено не позднее первого рабочего дня после поступления исполнительного документа судебному приставу.

В порядке исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вправе применить к должнику меры принудительного исполнения, в том числе: обращение взыскания на имущество должника путём наложения ареста на имущество и его реализацию; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие у должника имущества, присуждённого взыскателю; иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Исполнительное производство может быть приостановлено в предусмотренных законом случаях (например, в случае смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство). При наступлении обстоятельств, исключающих возможность дальнейшего совершения исполнительных действий, исполнительное производство прекращается (например, при отказе взыскателя от взыскания; при утверждении судом мирового соглашения между взыскателем и должником и др.). Исполнительное производство завершается фактическим исполнением исполнительного документа. Вместе с тем закон предусматривает и иные основания окончания исполнительного производства (например, возвращение исполнительного документа без исполнения по требованию суда и др.).

Возбуждённые в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбуждённые в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.

В зарубежных странах существуют разные подходы к регулированию вопросов организации и порядка исполнения судебных актов. В большинстве европейских стран, в отличие от России, органы принудительного исполнения находятся в ведении судебных органов, а порядок исполнения судебных актов гораздо подробнее и детальнее урегулирован в ГПК (Австрия, Германия, Греция, Италия, Румыния и др.) либо специальным кодификационным законом - Исполнительным кодексом (Швеция). В ряде стран (Франция, Бельгия, Люксембург и др.) исполнители являются не государственными служащими, а частными лицами, получившими лицензию от государства на осуществление исполнительной деятельности и работающими самостоятельно. В ряде зарубежных стран функционирует сходный с Россией порядок принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов. Вместе с тем исполнительное производство каждой отдельно взятой страны характеризуется своими существенными признаками. Так, в США отсутствует единая процедура производства, а законодательными актами и Правилами гражданского судопроизводства каждого штата устанавливается свой порядок исполнения судебных решений. Отдельными особенностями отличается порядок возбуждения исполнительного производства в той или иной стране. Например, в Великобритании решения суда не подлежат автоматическому исполнению - прежде кредитор должен ответить на 3 вопроса: может ли он найти должника; может ли он найти имущество, которым располагает должник; может ли он получить это имущество от должника. Исполнительное производство в отдельных государствах характеризуется особыми способами исполнения решений. В частности, по законодательству США, в отношении должника может быть использована процедура раскрытия доказательств с целью получения сведений об имеющемся у должника имуществе, и на обнаруженное имущество кредитором впоследствии может быть обращено взыскание. Среди мер принудительного исполнения в Италии особо выделяется судебное управление отчуждённым имуществом.

Лит.: Малешин Д. Я. Исполнительное производство (функции суда). М., 2005; Морозова И. Б., Треушников М. К. Исполнительное производство. М., 2007.       

В. В. Блажеев.