Историческая антропология

ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, направление исторической науки, исследующее прошлое методами антропологии. Часто рассматривается как версия «новой исторической науки» или даже отождествляется с ней.

В качестве центрального предмета научного анализа историческая антропология выдвигает человека как изменяющегося во времени члена общества. В отличие от других направлений историографии, исследующих по преимуществу историю возникновения и развития государственно-политических образований и институтов, эволюцию экономики и социальных структур, религиозные, философские и иные идеи, деятельность великих личностей, историческая антропология изучает структуры повседневности, мировосприятие и чувства человека, не вполне осознанные логики, которые лежат в основе коллективного поведения. В исторической антропологии выделяются несколько комплексов проблем: 1) отношение человека к телу, к жизни и смерти, сексуальность, питание; 2) экономическое поведение, в котором материальные мотивы могут не играть решающей роли, подчиняясь требованиям религии, этики, идеологии; 3) семья, системы родства, историческая демография, отношения между семьёй и государством, специфика социальных связей; 4) система представлений о мире, времени и пространстве, символическое поведение, народные верования и ритуалы, соотношение народной и книжной культуры. Историко-антропологические исследования охватывают, наряду с историей в собственном смысле, литературу, искусство и другие способы познания мира.

Реклама

Историческая антропология тесно связана с социальной (культурной) антропологией, использует методы и понятийный аппарат Э. Б. Тайлора, Б. К. Малиновского, Ф. Боаса, А. Р. Рэдклифф-Брауна, М. Мосса, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса и др., познавательные схемы которых оказываются применимыми к индивидам и обществам, относящимся к цивилизациям Древнего Востока, античности, Средневековья и раннего Нового времени. Теоретической основой исторической антропологии стали идеи, сформулированные в начале 20 века философами-неокантианцами - В. Виндельбандом, Г. Риккертом, социологами М. Вебером и Э. Дюркгеймом. Эти мыслители подчёркивали, что в отличие от номотетического метода, то есть направленного на открытие и формулировку общих законов природы, знания об обществе опираются на идиографический метод, то есть на индивидуализирующий подход к конкретному материалу, на понимание того, что каждое историческое явление в той или иной мере обладает свойствами однократности и уникальности (смотри Философская антропология). По их мнению, в центре внимания историка должно лежать изучение конкретной ситуации, а не поиск общего закона, не иллюстрация всеобщих законов общественного развития, априорно сформулированных философами или социологами.

Историческую антропологию отличает от позитивистски ориентированной истории замена «истории-рассказа» «историей-проблемой». Историческую антропологию характеризует установка на «диалог» историка с историческим источником: с одной стороны, историк стремится понять культуру, отличную от его собственной, с другой - ставит перед источником вопросы, представляющие интерес для него и для общества, к которому он принадлежит. Историко-антропологическое исследование подчёркивает относительность и историческую ограниченность тех категорий, к которым обычно прибегает историк. Поэтому неотъемлемым аспектом исследования становится история понятий, которыми пользовались носители изучаемой культуры и которые меняли содержание и смысл по мере приближения к нашему времени.

Как системное научное направление историческая антропология сложилась на рубеже 1920-30-х годов в рамках «Анналов» школы (хотя её отдельные положения высказывались ранее - Дж. Эктоном в Великобритании, П. М. Бицилли в России и др.), избравшей для отработки новых методов Средневековье и раннее Новое время. Так, Л. Февр в книге «Проблема неверия в XVI в.: религия Рабле» (1942) исследовал в антропологическом ключе широкий круг явлений, в том числе физиологические феномены, утверждая, например, что люди Средневековья и раннего Нового времени были в восприятии внешней среды ориентированы более на слух, нежели на зрение. Особенно активно историческая антропология стала развиваться в 1960-80-е годы: исследования феномена ведьм в средневековой культуре и «охоты на ведьм» итальянским историком К. Гинзбургом («Бенанданти. Ведовство и аграрные культы на рубеже XVI и XVII вв.», 1966; «Ночная история. Истолкование шабаша», 1989), вассалитета и проблемы чистилища Ж. Ле Гоффом («Символический ритуал вассалитета», 1976; «Рождение чистилища», 1982), «плотное» описание средневековой общины французским исследователем Э. Ле Руа Ладюри («Монтайю, окситанская деревня в 1294-1324 годы», 1975) и др. В России приверженцы исторической антропологии - А. Я. Гуревич, Ю. Л. Бессмертный и др.

Лит.: Burguière А. Antropologie historique // Dictionnaire des sciences historiques. Р., 1986; Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989; Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М., 1998; Кром М. М. Историческая антропология. 2-е изд. СПб., 2004; Словарь средневековой культуры / Под общей редакцией А. Я. Гуревича. 2-е изд. М., 2007.

Д. Э. Харитонович.