Иудифь
ИУДИФЬ, Юдифь - еврейка), благочестивая вдова, действующее лицо одноимённой ветхозаветной книги (книга относится к числу неканонических в православной, второканонической в католической и к числу апокрифов в протестантской и еврейской традициях). Сюжет Книги Иудифь, вероятно, возник в 3-2 веках до нашей эры и отражает фольклорное предание о победе благочестивых иудеев над захватчиками-язычниками. Иудифь - дочь Меррари, вдова Манассии, согласно преданию, жившая во времена завоевания Иудеи Навуходоносором, названным в Книге Иудифь царём ассирийским. Его полководец Олоферн победоносно прошёл от Ниневии до Иудеи и остановился близ небольшого поселения Ветилуя. Испуганные иудеи после долгой осады решили сдать город, если в 5-дневный срок не произойдёт чуда, которое их освободит. Иудифь, отличавшаяся красотой, смелостью и благочестием, отправилась в стан врага, очаровала Олоферна и после пира, оставшись с ним наедине, отрубила опьяневшему Олоферну голову. Взяв отрубленную голову полководца, она благополучно вернулась в Ветилую. Голова была выставлена на городской стене, неприятель бежал, и Иудея была спасена. Иудифь прожила 105 лет, ведя благочестивый образ жизни и не вступая в новый брак; перед смертью раздала бедным все своё огромное состояние.
Реклама
Время написания Книги Иудифь остаётся неизвестным. Текст сохранился только на греческом языке в составе Септуагинты и в более поздних переводах. Изначально книга, вероятно, была написана на иврите. По стилю изложения книга представляет собой исполненную иронии новеллу.
Основная идея книги заключается в том, что для иудея высшей целью является верность законам Бога, а также защита религиозных святынь; средствами достижения этой цели, кроме молитвы и поста, служат личная праведность и смелость, граничащая с самопожертвованием.
Иконография. Наиболее раннее изображение Иудифь встречается на фресках церкви Санта-Мария-Антиква в Риме (7 век), где она представлена на обратном пути в Ветилую с головой Олоферна, а первые повествовательные циклы - на фронтисписе «Библии Сан-Паоло-фуори-ле-Мура» (9 век) и в «Библии Фарфа» (11 век). В иллюстрациях «Зерцала человеческого спасения» (14 век) Иудифь выступает одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Сцена убийства Олоферна трактовалась как аллегория наказанной гордыни (мозаика на полу Сиенского собора, конец 14 века). На раме «Райских врат» Л. Гиберти (1425-52, Музей собора, Флоренция) Иудифь выступает как прототип Богоматери, но в целом в эпоху Возрождения её образ приобретает гражданский и политический смысл. Так, статуя работы Донателло (1450-е годы, Палаццо Веккьо, Флоренция), изъятая из дворца Медичи после их изгнания из Флоренции, была установлена перед Палаццо Веккьо, превратившись в символ свержения тирании. В этом же значении С. Боттичелли использует сцены с Иудифь в качестве дополнительных к основному изображению в картинах «Лукреция» (около 1500-1501, музей И. Стюарт-Гарднер, Бостон) и «Клевета» (около 1495, галерея Уффици, Флоренция). Героические черты акцентированы в бронзовой статуэтке, приписываемой А. дель Поллайоло (Институт искусств, Детройт), картине «Юдифь покидает шатёр Олоферна» Боттичелли (около 1497 - около 1500, Рейксмюсеум, Амстердам), композиции «Юдифь и Олоферн» в одном из парусов Сикстинской капеллы Микеланджело (1508-12). В венецианской традиции изображения Иудифь лишены драматизма и повествовательности, её показывают с отрубленной головой Олоферна (картина-гризайль А. Мантеньи, Национальная галерея, Дублин), часто на фоне лирического пейзажа (смотри иллюстрацию к статье Джорджоне). В Венеции распространились женские портреты в образе Иудифь (В. Катена, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старший). В Северной Европе Иудифь нередко изображали обнажённой (картина Я. Массейса, Королевский музей изящных искусств, Антверпен; статуэтка К. Мейта, 1512-14, Баварский национальный музей, Мюнхен), однако у Л. Кранаха Старшего, как и у многих других художников этой эпохи, Иудифь представлена в современном европейском костюме 16 века (около 1530, Художественно-исторический музей, Вена).
Художники барокко извлекли максимум эффектов из сцены убийства Олоферна, наполнив её динамикой, физиономическими контрастами и натуралистическими деталями («Юдифь обезглавливает Олоферна» Караваджо, около 1598, Национальная галерея старого искусства, Рим, и одноимённая картина Валантена, 1626, Национальный музей изобразительных искусств, Валлетта). А. Джентилески и Л. Фонтана изобразили самих себя в образе Иудифь. У Дж. Б. Пьяцетты Иудифь представлена размышляющей за мгновение до убийства (около 1745, Скуола-Гранде-де-и-Кармини, Венеция). Фигура Иудифь привлекала к себе внимание художников вплоть до середины 20 века: А. Ридель (1840, Новая пинакотека, Мюнхен), Г. Климт (1901, Австрийская галерея, Вена), Ф. фон Штук (1927, собрание О. Хайльманна).
В русском искусстве Иудифь изображена в числе других ветхозаветных праведниц на раме иконы «Богоматерь Донская» (конец 17 века, Благовещенский собор Московского Кремля), иконографическая программа которой связана с царевной Софьей Алексеевной. В дальнейшем этот сюжет встречается редко (картина «Юдифь и Олоферн» В. Е. Савинского, 1889, Научно-исследовательский музей РАХ, Санкт-Петербург), в основном в театрально-декорационном искусстве (оформление В. А. Серовым оперы А. Н. Серова «Юдифь», 1907, и Н. К. Калмаковым - спектакля по одноимённой трагедии К. Ф. Хеббеля, 1909).
Лит.: Дроздов Н. М. Исторический характер книги Иудифь. К., 1876.
С. В. Бабкина, И. Л. Бусева-Давыдова (иконография русского искусства).