Изменённые состояния сознания

ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ (английский altered states of conciousness), любые субъективные состояния, значительно отличающиеся от привычного бодрствования. Термин введён в конце 1960-х годов американским психологом Ч. Тартом для характеристики временных качественных перестроек в функционировании психики человека.

Феноменология изменённого состояния сознания охватывает чрезвычайно широкий спектр состояний от обычного сна и дремоты до «внетелесного» околосмертного опыта (большая часть этих состояний не имеет названия). В качестве изменённого состояния сознания в науках о человеке изучаются мистический опыт (состояния погружения в молитву, религиозного экстаза, шаманского, пророческого, медиумического транса, демонической одержимости), глубокие эмоциональные и эстетические переживания (влюблённость, гнев, ужас, творческие озарения, катарсис), состояния длительной концентрации и деконцентрации внимания (интенсивная поглощённость деятельностью, сенсорная депривация или сенсорная перегрузка, медитативное созерцание, состояние бдительности) и др. Изменённого  состояния сознания могут возникнуть под влиянием других людей (выступление харизматического оратора, гипноз, «промывание мозгов», эмоциональное «заражение» в толпе, праздники, обряды и ритуальные церемонии, танцы), соматических факторов (голодание, недосыпание, эпилептический припадок, гипервентиляция или задержки дыхания, сексуальный оргазм, физическое и умственное перенапряжение, воздействие психоактивных веществ, болезни, психотические состояния), в экстремальных ситуациях (угроза для жизни, сильный стресс, роды), при разрушении привычных шаблонов и др.

Реклама

У. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» (1902, русский перевод 1910) первым среди психологов обратил внимание на то, что «рациональное сознание» представляет собой лишь одну из возможных форм сознания человека и описал широкий спектр изменённого состояния сознания (связанных с религиозным опытом), выделив в качестве основных признаков таких состояний неизречённость, интуитивность, кратковременность, бездеятельность воли. Многочисленные исследования изменённого состояния сознания, ведущиеся с конца 1960-х годов прежде всего в русле трансперсональной психологии и культурной антропологии, позволили выявить специфические для каждого такого состояния изменения психики, затрагивающие восприятие, внимание, память, мышление, эмоциональную и мотивационную сферы, отношение к окружающему миру и людям, самосознание и ощущение собственного тела. Для изменённого состояния сознания характерны: переход от нормированных культурой форм категоризации к нестандартным способам интерпретации опыта, ощущение замедления или остановки времени, перенос внимания на собственные переживания, доминирование образного и «магического» мышления над рациональным, изменения или «растворение» границ «я», повышенная восприимчивость к внушению, частичная амнезия переживаний. Изменённого  состояния сознания могут восприниматься как состояния «озарения» или инсайта. С физиологической точки зрения изменённого состояния сознания обычно характеризуются активизацией правого полушария головного мозга и другими изменениями мозговой активности.

На основании изучения изменённого состояния сознания психологи строят различные «картографии психики». Согласно ряду теорий, имеется континуум изменённого состояния сознания, переходящих из одного в другое вдоль некоторой оси, задаваемой уровнем активации (слабость активации приводит к сноподобным и медитативным состояниям, а избыток - к экстатическим состояниям), степенью регрессии (верхняя точка на оси регрессии задаётся состоянием «рационального сознания», а нижняя - состоянием психоза), структурой человеческого бессознательного (С. Гроф), уровнем развития сознания («спектр сознания» К. Уилбера наряду с «личностным» сознанием включает «доличностный» уровень психики и надличностное «расширенное сознание»). В качестве основных функций изменённого состояния сознания выделяют: релаксацию, ослабление внутреннего напряжения, проявление бессознательных импульсов, в обычном состоянии подвергающихся вытеснению, возможности для переосмысления жизненного опыта и личностной трансформации, творческого вдохновения, удовлетворение потребности в трансценденции (А. Маслоу) и т. п.

В традиционных культурах изменённого состояния сознания вызывались специально в связи с религиозными и магическими практиками, ритуалами инициации, праздниками, карнавалами и т. п., пути к их достижению фиксировались в системах различных психопрактик (йога и др.). Новоевропейская культура стремилась оттеснить изменённого состояния сознания на периферию человеческого опыта путём их сакрализации или маргинализации, однако и в современном обществе по-прежнему распространены такие, например, практики вхождения в изменённого состояния сознания, как медитация или праздничное застолье, а также основанные на них различные субкультуры. В конце 20 века получили распространение попытки институционализации изменённого состояния сознания в рамках тренингов психологических и психотерапии (холотропная терапия С. Грофа, телесно-ориентированная психотерапия и др.).

Лит.: Bourguignon Е. Religion, altered states of consciousness and social change. Columbus, 1973; Martindale С. Cognition and consciousness. N. Y., 1981; Спивак Д. Л. Язык при измененных состояниях сознания. Л., 1989; Inglis В. Trance: а natural history of altered states of mind. L., 1990; Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. К., 1993; Козлов В. В., Бубеев Ю. А. Измененные состояния сознания: психология и физиология. М., 1997; Csikszentmihalyi М. Flow. 3rd ed. L., 2002; Гроф С. Психология будущего. М., 2003; Тарт Ч. Измененные состояния сознания. М., 2003; Horgan J. Rational mysticism. Boston, 2003; Уилбер К. Интегральная психология. М., 2004; Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. 2-е изд. М., 2005; Пути за пределы «эго» / Ред. Р. Уолш, Ф. Воон. М., 2006; Wier D.R. Trance: from magic to technology. 2nd ed. Laytonville, 2006.

А. В. Константинов.