Каратыгины

КАРАТЫГИНЫ, семья российских актёров, писателей.

Фёдор Васильевич [около 1773, Санкт-Петербург - 11(22).2.1800, там же]. Сын придворного садовника в Ораниенбауме. В 1794 окончил Петербургское театральное училище и был принят в петербургскую русскую труппу в качестве суфлёра и переписчика ролей. Как исполнитель принимал участие в драматических и балетных спектаклях.

Его брат - Андрей Васильевич [4(15).7.1774, Ораниенбаум - 26.12.1831(7.1.1832), Санкт-Петербург]. В 1794 окончил Петербургское театральное училище и был принят в петербургскую русскую труппу. Выступал в амплуа петиметра - в ролях молодых вертопрахов, повес и щёголей, в 1810-х годах перешёл в амплуа благородного отца. В сентябре 1818 занял должность режиссёра русской труппы. Покинул сцену в 1822 году. Среди ролей: Милен («Троякая женитьба» Детуша), Акастр («Мизантроп, или Нелюдим» Мольера), Страной («Адъютант», переделка с французский), Ветран (Дорант) («Лжец» П. Корнеля), граф Ветран («Смелость и любовь» П. Н. Титова), Приезжий («Следствия невинной лжи» А. Коцебу), Октав («Обворожённый пояс» Ж. Б. Руссо). С 1794 до конца жизни вёл своеобразный дневник русской драматической труппы - «Журнал театральный», куда ежедневно заносил все события петербургской сцены; хранится в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН в Санкт-Петербурге (частично опубликован в журнале «Русская старина», 1880, № 10). Данные «Журнала» использовал П. Н. Арапов в «Летописи русского театра» (1861).

Реклама

Его жена - Александра Дмитриевна (урождённая Полыгалова, по сцене до замужества Перлова) [16(27).4.1777, Санкт-Петербург - 25.5(6.6).1859, там же]. В 1794 выпущена из Петербургского театрального училища раньше срока (по случаю замужества), тогда же вступила в петербургскую русскую труппу. Выступала в амплуа первой любовницы в трагедиях, драмах и комедиях. При незаурядной красоте и грации отличалась искренностью тона, естественной эмоциональностью и обаянием. Прославилась в ролях героинь «мещанских драм», в которых «вполне обладала даром слёз» (С. П. Жихарев): Эйлалия («Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу), Елиза («Отец семейства» Н. Н. Сандунова), Лиза, Варвара («Лиза, или Торжество благодарности», «Великодушие, или Рекрутский набор» Н. И. Ильина), Лиза («Лиза, или Следствия гордости и обольщения» В. М. Фёдорова) и др. С 1811 перешла в амплуа благородных матерей (Берта - «Гуситы под Наумбургом в 1432 году» Коцебу; Соломония - «Маккавеи» П. А. Корсакова). Среди других ролей: Ильмена («Синав и Трувор» А. П. Сумарокова), Драгима («Троякая женитьба» Детуша), Прелеста (Кларисса) («Лжец» П. Корнеля), Магделона («Жеманные щеголихи» Мольера), Мариамна («Ирод и Мариамна» Г. Р. Державина), Гекуба («Поликсена» В. А. Озерова), Иосафева, Андромаха («Гофолия», «Андромаха» Ж. Расина). В 1818 году вышла на пенсион, но продолжала иногда играть.

Известность получили сыновья Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны.

КаратыгиныВасилий Андреевич (Каратыгин 1-й, Большой, или Старший) [26.2(10.3).1802, Санкт-Петербург - 13(25).3.1853, там же]. Учился в Горном кадетском корпусе, служил в Департаменте внешней торговли. Драматическому искусству учился у А. А. Шаховского, затем у П. А. Катенина. В 1820 году дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала («Фингал» В. А. Озерова). На раннем этапе творчества был тесно связан с традицией классицизма. Исполнял заглавные роли в трагедиях Озерова («Дмитрий Донской»), П. Корнеля («Сид»), играл Ипполита в трагедии Ж. Расина «Федра». С открытием Александринского театра в Санкт-Петербурге (1832) Каратыгин - крупнейший актёр-трагик. Роли: в пьесах Н. А. Полевого (Иголкин - «Иголкин, купец Новгородский», Неизвестный - «Параша-сибирячка», Нино - «Уголино»), в трагедиях У. Шекспира (Ромео - «Ромео и Джульетта», Отелло - «Отелло», Гамлет - «Гамлет», и др.), драмах Ф. Шиллера (Карл Моор - «Разбойники», Фердинанд - «Коварство и любовь», Вильгельм Телль - «Вильгельм Телль», Дон Карлос - «Дон Карлос», Лейстер - «Мария Стюарт»), Первый исполнитель ролей Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Дон Гуана и Барона («Каменный гость» и «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина), Арбенина («Маскарад» М. Ю. Лермонтова). С исполнением Каратыгиным роли Жоржа Жермани в драме «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа и Дино (Ж. Бедена и П. Губо) связывают рождение русского сценического романтизма. Каратыгин обладал совершенной актёрской техникой. В поисках самостоятельной трактовки образа особое внимание уделял пластическому рисунку роли, добиваясь её блестящей отделки, продумывая и отрабатывая каждый жест, интонацию. Воплощая исторические персонажи, опирался на литературные источники и иконографические материалы (Людовик XI - «Заколдованный дом» Й. Ауфенберга, «Замок Плесси-Летур, или Смерть Людовика XI» К. Делавиня; Велизарий - «Велизарий» Э. Шенка; Пожарский - «Рука всевышнего отечество спасла», Ляпунов - «Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский», Басёнок - «Боярин Фёдор Васильевич Басёнок» Н. В. Кукольника). Перевёл и переделал более 40 пьес: «Ричард Дарлингтон» Дюма-отца, П. Губо и Ж. Бедена (Александринский театр, 1833), «Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца (там же, 1837, роль Кина), «Король Лир» (там же, 1838, роль Лира) и «Кориолан» (там же, 1841, роль Кориолана) Шекспира, и др.

Пётр Андреевич (Каратыгин 2-й, Меньший, или Младший) [29.6(11.7).1805, Санкт-Петербург - 24.9(6.10).1879, там же], актёр, драматург. Окончил Петербургское театральное училище (1821). В 1832-1838 преподавал в нём. Всю жизнь был актёром Александринского театра, играя эпизодические комические роли: Загорецкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Замухрышкин («Игроки» Н. В. Гоголя), фон Фонк («Холостяк» И. С. Тургенева). Играл в собственных водевилях - Сен-Феликс («Чудак-покойник, или Таинственный ящик»), Клейсер («Булочная») и др. В истории русского театра Каратыгин известен главным образом как автор водевилей. Написал 73 пьесы, в том числе 46 водевилей (большинство из них - переводы и переделки иностранных пьес и русских повестей). Наибольший успех имели водевили: «Сентябрьская ночь» (поставлена 1830), «Дон Ранудо де Калибрадос, или Что и честь, коли нечего есть» (1833), «Заёмные жёны, или Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь» (1834), «Дом на Петербургской стороне, или Искусство не платить за квартиру» (1838), «Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони» (1838), «Вицмундир» (1845) и др. Водевили Каратыгина, рисующие преимущественно жизнь «маленького человека» (чиновника, студента, учителя, мещанина, мастерового, а также крепостного крестьянина), написаны лёгким разговорным языком; их отличает достоверность характеров и ситуаций. Среди других произведений: комедии, стихи, рассказы; «Записки» (опубликованы посмертно, 1880). Каратыгин - художник-дилетант, автор около 2 тысяч рисунков (главным образом портреты современников). Его сын - Пётр Петрович [27.7(8.8).1832, Санкт-Петербург - 30.7(11.8).1888, Гатчина], прозаик, автор исторических романов, повестей, а также историко-литературных разысканий по истории Санкт-Петербурга, русской сцены и др.

Александра Михайловна (урождённая Колосова) [4(16).2.1802 - 7(19).3.1880, Санкт-Петербург]. Дочь балерины Е. И. Колосовой. Жена Василия Андреевича Коротыгина. Ученица А. А. Шаховского и П. А. Катенина. В Париже брала уроки у Ф. Ж. Тальма и Марс. Дебютировала на петербургской сцене в 1818 в роли Антигоны («Эдип в Афинах» В. А. Озерова). Первоначально выступала в классицистических трагедиях: Моина («Фингал» Озерова), Заира («Заира» Вольтера), Камилла («Гораций» П. Корнеля) и др. Самолюбие молодой артистки, её соперничество с Е.С. Семёновой дважды (в 1822 и 1825) приводили к конфликтам и вынужденным перерывам в сценической карьере. Наибольших успехов добилась, выступая в «высокой комедии» [Прелестина (Селимена) и Эльмира («Мизантроп» и «Тартюф» Мольера), Эльмира («Обман в пользу любви» П. Мариво)], а также в драмах и мелодрамах: Мария Стюарт («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Валерия [«Валерия, или Слепая» Э. Скриба и Мельвиля (А. О. Ж. Дюверье)], Мария («Мария, или Три эпохи из жизни женщины» М. Ансело), Госпожа де Лери [«Женский ум лучше всяких дум» («Каприз») А. де Мюссе], Елена Глинская («Елена Глинская» Н. А. Полевого) и др. Первая исполнительница роли Натальи Дмитриевны Горич («Горе от ума» Грибоедова). Оставила сцену в 1844 году. В журнале «Русская старина» (1880, № 7) опубликованы её мемуары «Моё знакомство с А. С. Пушкиным», в журнале «Русский вестник» (1881, № 4, 5) - «Воспоминания».

Соч.: Каратыгин П. А. Сб. театральных пьес. Оригинальные и переводные водевили и комедии. СПб., 1880. Т. 1-3; он же. Водевили. М., 1937; он же. Записки. Л., 1970.

Лит.: Белинский В. Г. И мое мнение об игре г. Каратыгина // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1953. Т. 1; Альтшуллер А. Я. Пять рассказов о знаменитых актерах. Л., 1985; Владимирова Н. Б., Романова Г. А. Любимцы Мельпомены: В. Каратыгин, П. Мочалов. СПб., 1999.

Л. М. Старикова, А. Я. Альтшуллер.