Каутский Карл

Каутский (Kautsky) КарлКАУТСКИЙ (Kautsky) Карл (Карл Иоганн) (16.10.1854, Прага - 17.10.1938, Амстердам), один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го Интернационала, историк, экономист, философ, публицист. Из семьи театрального художника и актрисы. С 1863 года жил в Вене. В 1874-1879 изучал историю, философию, экономику и юриспруденцию в Венском университете. В 1875 вступил в Социал-демократическую рабочую партию Австрии, первоначально был близок к лассальянству. В 1880-82 жил и работал в Цюрихе, где подружился с Э. Бернштейном. В 1881 во время поездки в Лондон познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, после чего перешёл на позиции революционного марксизма. В 1883-1917 годах редактор журнала «Die Neue Zeit» - теоретического органа Социал-демократической партии Германии (СДПГ) и Интернационала 2-го. С 1885 жил в Лондоне, в 1890 после отмены Исключительного закона против социалистов вернулся в Германию. До 1897 жил в Штутгарте, затем в Берлине.

В 1880-90-х годах написал ряд работ, пропагандировавших марксистские идеи: «Экономическое учение Карла Маркса» (русский перевод 1956), «Томас Мор и его утопия» (русский перевод 1905), «Предшественники новейшего социализма» (русский перевод, тома 1-2, 1924-25), «Аграрный вопрос» (русский перевод 1900) и др. В своих работах систематизировал философские, социологические, экономические и политические идеи Маркса и Энгельса. Вместе с тем для взглядов самого Каутского на общественное развитие было характерно соединение положений диалектического материализма с эволюционизмом. Подчёркивая единство процессов в природе и обществе, он считал, что научное объяснение социума должно опираться на дарвиновскую трактовку внутривидовой эволюции. В условиях тотального отчуждения и эксплуатации пролетариат, по мнению Каутского, является носителем высших социальных инстинктов - солидарности, коллективизма и пр., а его классовые интересы ориентированы на универсальное развитие человека. Каутский полагал, что в марксизме идея единства природного и социального (как единство социальных инстинктов, классового интереса и нравственного идеала) получила своё научное обоснование. Определение государства как инструмента классового господства, считал Каутский, не исчерпывает всего разнообразия его функций. Каутский указывал на конкретно-исторический характер соотношения экономического и внеэкономического принуждения в обществе и государстве, на закономерность появления определённых форм политического, нравственного, религиозного диктата как главного регулятора общественных процессов. Демократия, по Каутскому, - атрибут социальной природы человека, а демократические формы неотделимы от форм человеческого общежития. Демократия в буржуазном обществе, доказывал он, есть форма освободительной борьбы рабочего класса от экономического и политического диктата буржуазии.

Реклама

В 1891 году Каутский разработал теоретическую часть программы СДПГ, принятой Эрфуртским съездом партии («Эрфуртская программа», русский перевод 1903), в 1892 опубликовал «Комментарии к Эрфуртской программе» (русский перевод 1959). После выступления Э. Бернштейна с ревизией положений марксизма подверг бернштейнианство критике («Бернштейн и социал-демократическая программа», русский перевод 1906), однако обошёл молчанием вопрос о пересмотре Бернштейном марксистского учения о государстве и диктатуре пролетариата.

В начале 20 века Каутский написал ряд работ, анализирующих развитие революционного движения в России и других странах Восточной Европы. В статье «Славяне и революция» (опубликована в 1902 в издававшейся В. И. Лениным газете «Искра») он отметил значимость революционных событий в славянском мире для развития мировой пролетарской революции. Каутский, в частности, подчёркивал, что революционность российского пролетариата станет образцом для Западной Европы, а включение славянских народов в революционное движение - «весенней бурей, которой будет взломан лёд реакции». Каутский приветствовал Революцию 1905-07 в России, посвятив ей брошюры «Крестьяне и революция в России» (русский перевод 1905), «Движущие силы и перспективы русской революции» (русский перевод 1907) и др.

В последующий период Каутский всё чаще выражал сомнения в правомерности революционного насилия, отстаивал идею прихода социал-демократии к власти через механизм парламентской демократии. В вопросах теории предпринимал попытки совместить марксизм с немарксистскими философскими системами, а в политической практике - революционную риторику с тактикой уступок и компромиссов, что получило в международном социал-демократическом движении название центризма. Выступив с собственной концепцией империализма, Каутский отрицал наличие связи между господством монополий и захватнической политикой ведущих держав, трактовал империализм как политику промышленно развитых государств, направленную на захват аграрных территорий («Империализм», русский перевод 1912). В развитие своего взгляда на современный капитализм в 1914 Каутский сформулировал теорию ультраимпериализма, в которой отрицал выдвинутый В. И. Лениным и другими представителями левого крыла социал-демократии тезис о том, что империализм - последняя стадия развития капитализма, канун социальной революции пролетариата. Вслед за империализмом, считал Каутский, наступит следующая фаза развития капитализма, на которой интернационально организованный финансовый капитал различных стран перейдёт к совместной эксплуатации мира, что устранит опасность войн между капиталистическими державами («Национальное государство, империалистическое государство и союз государств», русский перевод 1917). Взгляды Каутского на перспективы развития капитализма подверглись острой критике со стороны левой социал-демократии и квалифицировались ею как отрицание неизбежности пролетарской революции и насаждение пацифистских иллюзий.

В начале 1-й мировой войны Каутский выступил против предоставления германскому правительству военных кредитов, занял пацифистские позиции. В апреле 1917 года в составе «меньшинства» СДПГ вошёл в Независимую социал-демократическую партию Германии (НСДПГ), став одним из её лидеров. Октябрьскую революцию 1917 в России Каутский не принял, объявив политику большевиков несовместимой с идеалами демократии и социализма [«Диктатура пролетариата», русский перевод 1919; «Терроризм и коммунизм», русский перевод 1919; «От демократии к государственному рабству. (Ответ Троцкому)», русский перевод 1921].

В период Ноябрьской революции 1918 в Германии Каутский играл ведущую роль в Комиссии по социализации, входил в состав Совета народных уполномоченных, занимал пост государственного секретаря ведомства иностранных дел. В 1922 он вернулся в ряды СДПГ, в 1924 переехал в Вену, в 1925 активно участвовал в разработке Гейдельбергской программы СДПГ.

В 1920-30-х годах Каутский написал ряд исследований, которые внесли значительный вклад в развитие марксистской философии и социологии («Возникновение брака и семьи», русский перевод, 3-е издание, 1923; «Происхождение христианства», русский перевод, 5-е издание, 1930; «Материалистическое понимание истории», русский перевод, тома 1-2, 1931; «Krieg und Demokratie», Bd 1-2, 1932). В марте 1938 после аншлюса Австрии Каутский выехал в Чехословакию, а оттуда в Нидерланды, где вскоре скончался.

Теоретическое наследие Каутского является важной составляющей идеологии современной международной социал-демократии.

Соч.: Автобиография. Од., 1905; Социальный переворот. СПб., 1905; Этика и материалистическое понимание истории. СПб., 1906; Очерки и этюды. 4-е изд. СПб., 1907; Из истории общественных течений. СПб., 1907-1908. Т. 1-2; Национализм и интернационализм. П., 1918; Сочинения. М., 1923-1930. Т. 1-4, 10, 12; Путь к власти. М., 1959; Erinnerungen und Erörterungen. Gravenhagen, 1960.

Лит.: Троцкий Л. Д. Терроризм и коммунизм. Антикаутский. П., 1920; Альтер И. Демократия против революции. М., 1930; Ленин В. И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1963. Т. 37; Брайович С. М. К. Каутский - эволюция его воззрений. М., 1982; Клямкин И. М. Революционный марксизм против методологии ревизионизма и центризма. Воронеж, 1988; Петренко Е. Л. К. Каутский: очерк социалистических воззрений. М., 1991; Schelz-Brandenburg Т. Е. Bernstein und К. Kautsky. Кöln, 1992; Koth Н. «Meine Zeit wird wieder kommen...»: das Leben des К. Kautsky. В., 1993.

Е. Л. Петренко.