Казахи

КАЗАХИ (устаревший - киргизы, киргиз-казаки, киргиз-кайсаки; самоназвания - êазаê, êазаêтар), тюркский народ, основное население Казахстана. Численность 8,0 миллионов человек (1999, перепись). Живут также в других странах Средней и Центральной Азии: на севере Узбекистана (1,1 миллионов человек, в основном в Каракалпакии, Ташкентском и Бухарском вилаятах), на севере и западе Туркмении (134 тысяч человек, в основном в Балканском и Дашховузском велаятах), в Таджикистане (0,9 тысяч человек - 2000, перепись), Турции, на севере Ирана (5,4 тысяч человек, главным образом в районе Горгана в остане Голестан) и Афганистана (2,3 тысяч человек, в основном в вилаяте Кундуз, около 0,5 тысяч человек - в Герате), в Киргизии (42,6 тысяч человек - 1999, перепись), на западе Монголии (103,0 тысячи человек - 2000, перепись, преимущественно в аймаках Баян-Улгий и Ховд, а также в районе Улан-Батора и Чойбалсана) и на северо-западе Китая (1,7 миллионов человек, в основном в Или-Казахском автономном округе, Мори-Казахском, Мулей-Казахском и Баркол-Казахском автономных уездах на севере и востоке автономного района Синьцзян и в Аксай-Казахском автономном уезде на северо-западе провинции Ганьсу); также в России (654 тысяч человек, в основном по границе с Казахстаном, в том числе в Астраханской области 142,6 тысяч человек, в Саратовской области 78,3 тысяч человек, в Оренбургской области 125,6 тысяч человек, в Омской области 81,6 тысяч человек - 2002, перепись) и др. Общая численность около 12 миллионов человек (2008, оценка). Говорят на казахском языке, распространены также русский, узбекский, китайский языки. Верующие – мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.

Реклама

Казахи Этническую основу казахов составили тюркские племена, неоднократно сменявшиеся на территории Казахстана с середины 1-го тысячелетия и вытеснившие или ассимилировавшие древнее ираноязычное население. Часть населения Узбекского улуса («узбеки», «узбек-казахи») в 15 веке откочевала в Семиречье, где сложилось Казахское ханство, за населением которого к 1530-м годам закрепилось название «казахи». В его состав в 16 веке вошли племена и группы родов Ногайской Орды, Сибирского ханства и моголов. В 1801 часть казахов Младшего жуза переселилась за реку Урал, образовав Букеевскую Орду. В 18 веке и особенно во 2-й половине 19 века, а также после 1906 началось переселение в Казахстан русских и украинских крестьян, что приводило к нарушению традиционных путей кочевания и кризису традиционного скотоводства. В конце 1920-х - начале 1930-х годов насильственная коллективизация казахских хозяйств и перевод казахов на оседлость вызвали массовый голод и миграции казахов за пределы Казахстана (в основном на северо-запад Китая). С 1991 года, в связи с проводимой в Республике Казахстан политикой по возвращению этнических казахов на историческую родину, происходит реэмиграция казахов в Казахстан (с 1991 по 2000 - 183,7 тысяч человек), в основном из Монголии (65,2 тысяч человек) и государств Средней Азии (из Узбекистана - 62,7 тысяч человек, Туркмении - 22,1 тысяч человек, Таджикистана - 10,5 тысяч человек).

Казахские жузы делились на племена, роды и более мелкие иерархически организованные патрилинейные подразделения [самое мелкое - семейно-родственная группа (бир ата баласы)]. Каждый род был связан обычаями взаимопомощи (жардем), имел свой боевой клич (уран), генеалогические предания и родословные (шежире). В конце 19 века на роль старшего претендовал род Джалаир в составе Большого жуза. Общины (аул) состояли из одной или нескольких бир ата баласы, зимой кочевали раздельно, летом объединялись в крупные коллективы. Беднейшие семьи (консы) поступали в подчинение богатым сородичам (бай). До 1859 существовали патриархальные рабы (кулы). Высшее сословие (ак суйек, белая кость) составляли потомки Чингисхана - султаны (торе), не входившие в родоплеменную структуру казахов Султаны управляли одним или несколькими родами, только они могли быть избраны ханами - верховными правителями жузов. Им подчинялись военачальники (батыр), родовые старейшины (бий, бек) и главы бир ата баласы (аксакал).

Казахи Традиционная культура характерна для кочевников Средней Азии (смотри в статье Азия). Основное традиционное занятие - кочевое скотоводство (овцы, лошади, в южном, центральном и западном Казахстане – одно- и двугорбые верблюды, незначительно - крупный рогатый скот), преимущественно с меридиональным направлением кочевания. Перекочёвки могли достигать 1000-1200 км. Кочевые пути и пастбища находились в собственности родов. Со 2-й половины 19 века распространяются полукочевые формы скотоводства с полустойловым содержанием и заготовкой корма; увеличивается доля крупного рогатого скота. С конца 19 века скотоводство получило в значительной степени товарный характер.

Традиционно была распространена конная охота на копытных (на сайгака - загонная), волков, лис; с ловчими птицами - на лис, зайцев, перелётную птицу. Поливным переложным земледелием (главным образом просо; пшеницу, ячмень, рис покупали в Средней Азии и России) и рыболовством занимались в основном беднейшие семьи. Землю пахали примитивным плугом (тис агаш, амаш), иногда с железным сошником (тис). Хлеб жали ножами или серпами с длинной рукоятью и слабым изгибом лезвия, обмолачивали с помощью скота, хранили в обмазанных глиной ямах, зерно мололи на ручных или водяных мельницах, толкли в ступах. Со 2-й половины 19 века распространяется богарное земледелие, пушной, рыболовный, лесные промыслы, добыча соли.

Казахи Обработкой шерсти, плетением циновок из тростника (чий, ши) занимались только женщины. Войлочные ковры украшали вкатанным узором (текемет), аппликацией (тускийиз) и мозаикой (двойные ковры сырмак). В технике безворсового узорного ткачества изготовляли полосы для стягивания юрты (бау, баскур) и ковры (такыр килем, алаша). Ворсовое ткачество было известно только в Южном Казахстане и на Мангышлаке: ковры (тукти килем), перемётные сумы (коржин) и др. Вышивкой (кесте) украшали настенные покрывала (тускийиз), чехлы, женскую одежду, головные уборы и др.; традиционно вышивали гладью и тамбурным швом. Основной мотив - крест с роговидными ответвлениями, вписанный в ромб (кос мюйиз - соединённые рога, кошкар мюйиз - рога барана). В вышивке преобладали растительные орнаменты. Мужчины занимались обработкой кожи (тиснение по коже: сосуды для молока, пояса, сбруя), резьбой по дереву (сёдла, двери юрты, посуда для кумыса, сундуки, кровати, подголовники), кости, камню [надгробия (кулпытас)], кузнечеством, ювелирным искусством (украшения, детали сбруи, оружие; известны насечка, чернь, зернь, филигрань, огранка драгоценных камней).

Основное традиционное жилище - юрта (кииз уй), на юге - с высоким, на севере - с плоским куполом; ныне юрта сохраняется как подсобное жилище. С распространением оседлости на зимниках (кыстау) появляются стационарные цилиндроконические постройки (шошала, тошала) из дёрна, тростника, глинобитные, каменные, сырцовые, срубные и т. п.; отапливались очагом, располагавшимся в центре, освещались через дымовое отверстие в виде четырёхугольной рамы, опирающейся на столбы. Известны также полуземлянки (жер кепе, жер толе, казба уй, жер уй), в богатых хозяйствах и в лесостепных районах Восточного Казахстана - срубные дома с плоской или пологодвускатной крышей. На севере к жилищу, часто под одной крышей, примыкали хозяйственные помещения и хлевы, на юге они чаще ставились отдельно. В современном жилище, в основном в сельских районах, традиции сохраняются во внутреннем убранстве парадной комнаты (тор уй, конак уй): она имеет минимум мебели, устлана войлочными и ткаными коврами, почётное место (тор) располагается напротив входа перед сундуком (жук) с постельными принадлежностями.

Казахи Традиционная одежда изготовлялась из верблюжьей, реже овечьей шерсти, войлока, кожи и шкур, привозных хлопчатобумажных, шёлковых и шерстяных тканей (из Средней Азии, Китая, с 18 века - из России). Мужская одежда - распашная (жейде, желде), с середины 19 века - глухая с отложным, позднее - со стоячим воротником (кёйлек) рубаха; штаны с широким шагом (нижние тканевые - дамбал, верхние кожаные - шалбар); бешмет (бешпент, мешпент); халат (шапан; смотри Чапан), первоначально туникообразного покроя, без застёжек, в прошлом с очень длинными, спускающимися на кисти, рукавами; кафтаны, шубы; в непогоду надевали широкий шерстяной халат (шекпен; смотри Чекмень). Женская одежда - туникообразная рубаха-платье (кёйлек), с середины 19 века - с отрезной юбкой с оборками; штаны (дамбал); безрукавка длиной до колен или талии (камзол); нарядный бешмет, шапан, шуба. Мужчины обривали голову и подбривали усы и бороду около губ, постоянно (даже ночью) носили круглую шапочку-тюбетейку, поверх неё - матерчатые и войлочные шапки. Девушки заплетали до 30 косичек, концы которых соединяли в 2 косы, носили шапку с меховой опушкой (такыя, борик), первоначально - с высокой расшитой тульёй и пучком перьев филина (уки) на макушке. Перед свадьбой невесте заплетали волосы в 2 косы и надевали высокий (до 70 см) колпак (саукеле) с драгоценными подвесками и закрывающей спину вуалью. Через год молодая надевала белый хлопчатобумажный убор (кимешек, у казахов Среднего жуза - жаулык), род капюшона с вырезом для лица, закрывающего грудь, плечи и спину; поверх него навёртывали тюрбан или платок.

Казахи Большую часть года основу пищи составляло молоко (сут) всех домашних животных, которое не употребляли в свежем виде, а сразу заквашивали (айран, катык); приготовляли масло (сары май); сухой кислый сыр (курт), который разводили в воде или бульоне; из сухого сладкого сыра (иримшик) с маслом и сахаром делали лакомство (жонт). Приготовляли кумыс из кобыльего (кымыз) и верблюжьего (шубат) молока. Осенью и зимой, с окончанием дойки, получением урожая и началом забоя скота, питались в основном мясными и растительными продуктами: бульон (сорпа); варенное в бульоне, тонко раскатанное тесто с бараниной (бесбармак), причём баранья голова подавалась почётному гостю; лапша (кеспе) с мясом или молоком; жаркое из лёгких, печени, сердца на бараньем сале (куырдак); конская колбаса (казы). Из пшеничной муки в золе или на стенках раскалённого котла пекли пресные лепёшки (нан); в масле или бараньем сале жарили кусочки пресного теста (бауырсак) и поминальные лепёшки (шелпек). У русских заимствовали кислый хлеб. Из зерна готовили брагу (боза). В бедных семьях ели рыбу. Ели на полу, на расстеленной поверх войлоков скатерти (дастаркан). Преобладала кожаная и деревянная утварь, чай пили из фаянсовой посуды (кесе, пияла); металлическая утварь - котлы (казан), кувшины (куман), чайники, самовары.

Система терминов родства бифуркативно-линейная со скользящим счётом поколений (старшая сестра и сестра отца, старший брат и младший брат отца называются одним термином) и генерационным скосом «омаха». Сиблинги делятся по полу и относительному возрасту. Развиты отношения фиктивного родства (тамыр) и побратимства (курдас). По мужской линии запрещались браки между родственниками до 3-го и осуждались - до 7-го колена; по женской линии допускались кузенные браки. До начала 20 века существовали левират (аменгерлик) и сорорат (балдыз алу). Полигиния встречалась лишь в байской среде. Брак заключался после сватовства и выкупа невесты за калым (калын), в основном скотом. Колыбельный сговор (жастай кудаласу) позволял значительно уменьшить размер калыма. Жених мог тайно посещать невесту (урын келу) лишь после уплаты части калыма. На свадьбе (той) в ауле отца невесты происходила ритуальная борьба за невесту между сторонами жениха и невесты - «перетягивание» (тартыс). После тоя свадебный поезд сопровождал невесту в аул мужа, где под специальную песню устраивали церемонию открывания лица невесты (бет ашар). По случаю рождения ребёнка устраивался праздник (шилдекана) с участием молодёжи аула. Глава семьи отделял взрослым (с 15 лет) сыновьям долю имущества (енши); младшего сына не выделяли, он оставался с престарелыми родителями и наследовал оставшееся имущество (минорат). Соблюдались обычаи избегания между невесткой и роднёй мужа.

Основной календарный праздник - весенний Новый год Ноуруз (Наурыз). Праздники, свадьбы, поминки сопровождались состязаниями: конными (скачки - байга, единоборство всадников -аударыспак, борьба за тушу или шкуру козла - кокпар, джигитовка - жигит жарыс), стрельбой в цель (алтын кабак), борьбой (курес), парными и массовыми играми и т. п.

Устное творчество. Эпические жанры представлены героическим эпосом («Камбар-батыр», «Алпамыс», «Ер-Кокша», «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын») и лиро-эпическими поэмами («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек») о борьбе влюблённых за своё счастье, которому препятствует социальное неравенство. В сказках (волшебные, о животных, бытовые, сатирические) отразились как шаманские верования, так и идеи ислама; популярные сказочные персонажи Алдар-Косе, Кожа Насыр (Ходжа Насреддин), Жиренше выступали носителями народного юмора. Профессиональные мастера - акыны, анши (исполнители лирических песен - ан), оленши (слагатели главным образом песенных текстов - олен), жырши, или жырау (создатели и исполнители эпоса - жыр), кюйши (инструменталисты - создатели и исполнители кюев). Они странствовали по аулам, выступали на ярмарках, праздниках, родовых поминках (ас) и др. Поэзия жырши выражала идеи казахской государственности. Известны имена жырши Шалкииза Тленшиулы, Доспамбета (16 век), Жиембета Бортогашулы, Ахтамберды Сарыулы (17 век), Бухара Калкаманулы (18 век). В 18 веке широкое распространение получили песни и исторические сказания о войне с Джунгарским ханством. Среди акынов 19 века наиболее известен М. Утемисов. Широко распространён айтыс - форма музыкально-поэтических и спортивных состязаний.

Сольное вокальное и инструментальное исполнительство характерно как для народной, так и для профессиональной традиции (ансамблевое музицирование для казахов нетипично). Среди народных песен: обрядовые (календарные, в том числе типа колядок, исполнявшиеся во время Ноуруза; заклинания, в том числе призывы дождя в засуху; песни врачевательных обрядов, в том числе женские заклинания - бедик), трудовые (песни пастухов, табунщиков, ямщиков, сопровождающие домашние работы женские песни), семейно-бытовые (колыбельные, детские, шуточные, песни молодёжных игр и др.). Цикл свадебных песен включал прощальные плачи невесты (сынсу), хоровые унисонные песни гостей (жар-жар), назидательные песни невесте у юрты жениха (беташар). Похоронные и поминальные плачи (жоктау) нередко исполнялись профессиональными плакальщицами. Значительное место в казахской культуре занимают лирические песни (в том числе любовные), для которых характерны большой (свыше октавы) мелодический диапазон, распевность, сложная ритмика, куплетное строение. Исторические песни (большей частью речитативные) поются в сопровождении домбры, наиболее известная среди них - «Елим-ай» («О, моя родина», о джунгарском нашествии 1723). Исторический сюжет может излагаться в виде рассказа, после которого исполняется инструментальная пьеса - кюй. Эпические сказания (жыр) исполняются разными способами (но непременно в сопровождении домбры либо кобыза, а с конца 19 века также 2-рядной гармоники - сырнай): в напевно-речитативном стиле [терме, желдирме (буквально - бег коня рысью); используются и в других песенных жанрах]; в виде повествования, перемежаемого вокальными или инструментальными фрагментами (в последних может изображаться скачущий на коне батыр, голоса животных и т. п.); в виде пересказа содержания эпического сказания, за которым следует длинный кюй. Ладовая основа казахской музыки - диатоника, встречается пентатоника. Классика казахского профессионального устного творчества - сольный репертуар домбры и кобыза. Другие музыкальные  инструменты: пастушья продольная флейта сыбызгы, варган шан кобыз. В ритуалах шаманов применялся кобыз и жезл с металлическими подвесками.

Изд.: 500 казахских песен и кюейев / Сост. А. В. Затаевич. М., 1931; 1000 песен киргизского [казахского] народа/ Сост. А. В. Затаевич. 2-е изд. М., 1963.

Лит.: Гродеков Н. И. Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области. Таш., 1889. Т. 1: Юридический быт; Зиманов С. З. Общественный строй казахов первой половины XIX в. А.-А., 1958; Беляев В. М. Музыкальная культура Казахстана // Беляев В. М. Очерки по истории музыки народов СССР. М., 1962. Вып. 1; Krader L. Social organization of the Mongol-Turkic pastoral nomads. The Hague, 1963; Захарова И. В., Ходжаева Р. Д. Казахская национальная одежда (XIX - начало XX в.). А.-А., 1964; Ерзакович Б. Г. Песенная культура казахского народа. А.-А., 1966; Востров В. В., Муканов М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов. (Конец XIX - начало XX в.). А.-А., 1968; Аргынбаев Х. А. Свадьба и свадебные обряды у казахов. А.-А., 1973; Сарыбаев Б. Ш. Казахские музыкальные инструменты. А.-А., 1978; Муканов М. С. Казахские домашние художественные ремесла. А.-А.,1979; Ахметова М. М. Традиции казахской песенной культуры. А.-А., 1984; Маргулан А. Х. Казахское народное прикладное искусство: [В 3 т.]. А.-А., 1986-1994; Радлов В. В. Из Сибири. Страницы дневника. М., 1989; Востров В. В., Захарова И. В. Казахское народное жилище. А.-А., 1989; Толеубаев А. Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XIX – начало ХХ в.). А.-А., 1991; Казахи. Историко-этнографическое исследование. Алматы, 1995; Maсанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов. Алматы; М., 1995; Басилов В. Н., Кармышева Дж. Х. Ислам у казахов (до 1917 г.). М., 1997; Шаханова Н. Ж. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). Алматы, 1998; Martin V. Law and custom in the steppe: the Kazakhs of the Middle Horde and Russian colonialism in the nineteenth century. Richmond, 2000; Шевцова А. А. Казахский народный орнамент: истоки и традиция. М., 2007.

О. Б. Наумова; А. Ш. Кадырбаев (повествовательный фольклор); Л. В. Измайлова (исполнительская традиция).