Киль (деталь судна)

КИЛЬ (голландский - kiel),

1) продольная балка, расположенная посередине днища судна; служит основной продольной связью, обеспечивающей прочность и жёсткость днища, а также общую прочность корпуса судна. Различают киль горизонтальный, или плоский (срединный утолщённый пояс днищевой обшивки из стальных листов), вертикальный (стальной лист между горизонтальным килем и настилом второго дна, непрерывный по всей длине судна; разделяет междудонное пространство на две симметричные части), туннельный (состоит из двух вертикальных листов с расстояниями между ними не более 1,8 м; устанавливается на сухогрузных судах в носовой части для прокладки трубопроводов судовых систем), брусковый (продольный брус прямоугольного сечения, выступающий за днищевую обшивку для защиты её при посадке судна на мель; применяется на небольших, в основном деревянных судах), коробчатый (пустотелый брусковый), слойчатый (разновидность брускового киля, составляемого из клёпаных конструкций в виде продольных полос).

2) Основная, как правило, неподвижная, часть вертикального оперения самолёта, расположенная в большинстве случаев на верху хвостовой части фюзеляжа. Киль обеспечивает путевую устойчивость ЛА; к задней кромке киля на шарнирах крепится руль направления полёта. На манёвренных сверхзвуковых самолётах иногда применяют целиком поворотный киль (без руля направления). На некоторых типах ЛА устанавливаются по два и три киля, которые могут располагаться на крыле, фюзеляже, горизонтальном оперении или хвостовых балках.