Киль (город)

КИЛЬ (Kiel), город на севере Германии, столица земли Шлезвиг-Гольштейн. Население 236 тысяч человек (2008). Расположен на побережье Балтийского моря, в Кильской бухте, по обеим сторонам залива Килер-Фёрде, у входа в Кильский канал (в 60 км от границы с Данией). Один из ведущих транспортных узлов на севере ФРГ. Железнодорожными магистралями связан с Гамбургом, Любеком, Рендсбургом, Ноймюнстером, Фленсбургом и другими городами Германии, а также Дании. В Киле скрещиваются 6 скоростных автомагистралей. Важный торговый, рыболовный и пассажирский порт. Грузооборот 4,4 миллиона тонн (2006); по числу пассажиров (1,7 миллиона человек) занимает 2-е место среди германских портов на Балтийском море после Ростока. Паромные линии соединяют Киль с Гётеборгом (Швеция), Осло (Норвегия), Клайпедой (Литва), Санкт-Петербургом и Калининградом (Россия). Через Кильский канал ежегодно проходит до 50 тысяч судов (близ Киля шлюзы: «старый», 1895, и «новый», 1914, - 3-й в мире по размерам). Киль - главная военно-морская база Германии на Балтийском море.

Основан в 1242 году на месте торгового поселения, тогда же получил любекское городское право. В 1283-1518 член Ганзы. В 1362 принял участие в неудачной войне ганзейских городов против датского короля Вольдемара IV Аттердага, в результате которой перешёл к датской короне. В 1469-96 находился в залоге у города Любек. В 1526/27-42 в Киле была проведена Реформация. В 1544 году при разделе Шлезвиг-Гольштейна между королём и его братом герцогом Адольфом I город отошёл в так называемую герцогскую часть, находившуюся во владении династии Готторнов. В 1627 в ходе Тридцатилетней войны 1618-48 захвачен императорскими войсками. В 1773 обменён вместе со всем Шлезвигом великим князем Павлом Петровичем (будущий российский император Павел I), имевшим титул герцога Готторпского, на другие датские владения, вновь вошёл в состав Дании. На заключительном этапе наполеоновских войн в 1813 захвачен шведскими войсками. Место подписания Кильских мирных договоров 1814. В 1844 году первая железнодорожная линия Киль - Альтона связала балтийский порт Киль с Эльбой и Северным морем. В период Революции 1848-49 в Германии в Киле было создано временное правительство Шлезвиг-Гольштейна (март 1848). В 1864 захвачен прусскими и австрийскими войсками (смотри Датско-германские войны 1848-50, 1864), по Гаштейнской конвенции 1865 передан под управление Пруссии, стал главной базой прусского, с 1871 германского имперского флота. В 1867 году отошёл к Пруссии.

Реклама

В 19 веке специализацию экономики города определяли главным образом портовое хозяйство и судостроение. В 1838 основано первое крупное промышленное предприятие Киля - «Maschinenbauanstalt und Eisengiesserei Schweffel und Howaldt» (выпуск сельскохозяйственной техники, паровых котлов и печей, паровых двигателей; впоследствии выросло в верфь «Howaldtswerke», на которой в 1850 была построена первая в Германии подводная лодка «Brandtaucher»). Во 2-й половине 19 века Киль стал крупным центром военного кораблестроения. В 1860-е годы были заложены верфи «Norddeutsche Werft» (с 1879 «Germania Werft», с 1895 перешла в собственность концерна «Krupp») и «Кönigliche Werft Kiel» (с 1871 «Kaiserliche Werft Kiel»), на которых строились в том числе подводные лодки, линейные боевые корабли, а с начала 20 века и авианесущие корабли. Важный толчок развитию экономики дал ввод в эксплуатацию Кильского канала (1887-1895; соединил Балтийское и Северное моря). Центр Кильского восстания 1918. По Версальскому мирному договору 1919 военное производство на верфях Киля было прекращено; «Germania Werft» выпускала исключительно гражданские суда, предприятие «Kaiserliche Werft Kiel» в 1920 было ликвидировано (производственные мощности и инфраструктура частично перешли комбинату «Deutsche Werke AG» со специализацией на локомотиво-, двигателе- и судостроении). Со 2-й половины 1930-х годов Киль вновь стал крупным центром военного производства (военные корабли, торпеды, палубные самолёты и др.). В годы 2-й мировой войны город подвергался массированным бомбардировкам британской и американской авиации (было разрушено свыше 80% построек), 4.5.1945 занят британскими войсками и включён в британскую зону оккупации Германии. С 23.8.1946 столица земли Шлезвиг-Гольштейн, с 1949 года в ФРГ. После 2-й мировой войны верфь «Germania Werft» была демонтирована, комбинат «Deutsche Werke AG» разукрупнён: ряд производств закрыт, часть мощностей перешла другим собственникам, в том числе фирме «Howaldtswerke» (с 1968 - «Howaldtswerke - Deutsche Werft», HDW); крупнейшим в городе комплексом промышленных предприятий и основным работодателем стал многоотраслевой комбинат фирмы «Maschinenbau Kiel» (МаК; 1948; специализировался на выпуске судовых дизельных двигателей, дизельных локомотивов, колёсных и гусеничных автомобилей специального назначения, строительных машин, подъёмно-транспортного и текстильного оборудования; с начала 1960-х годов выпускал также бронетанковую технику и разнообразное оборудование для ВМС; с 1959 «МаК GmbH» принадлежала компании «Bremer Atlas GmbH», в 1964 вошла в концерн «Krupp» под названием «Krupp МаК GmbH»; с конца 20 века различные подразделения комбината принадлежат разным собственникам).

После 1945 года город отстроен практически заново. В старой части Киля расположен комплекс Кильского дворца Гольштейн-Готторпских герцогов (около 1280, перестройки 16-17 века, частично восстановлен после 1945; в 1728 здесь родился будущий российский император Пётр III). Церковь Святого Николая на Старом рынке (около 1240, западный фасад 19 века); Ратуша (1907-11, архитектор Х. Биллинг; построена по мотивам колокольни на венецианской площади Святого Марка). Перед церковью Святого Николая - скульптура Э. Барлаха «Духоборец» (1928).

Киль - важный центр культуры и образования. Университет имени Кристиана Альбрехта [1665, один из крупнейших университетов Германии - обучаются свыше 23 тысяч студентов; в составе университета свыше 165 научно-исследовательских подразделений, в том числе институты: мировой экономики,  восточноевропейского права, педагогических наук и др.; музеи: зоологический (1881), геологический и минералогический, этнографический (1884)]. Высшая школа искусств и дизайна Мутезиус (основана в 1907 как художественное училище, статус университета с 2005), Кильская Высшая профессиональная школа (университет прикладных наук, 1969). Среди научных учреждений - Институт океанографии Общества имени Г. В. Лейбница, Институт гендерных исследований, Исследовательский центр морской геологии; Исследовательский центр бундесвера по гидроакустике и геофизике. Германская национальная экономическая библиотека (свыше 2,6 миллионов томов). Крупнейшие художественные музеи: Галерея искусств (1855, немецкая живопись и графика 16-20 века, собрание античного искусства), Городское собрание живописи и Городская галерея. Музей судоходства (1970, в здании бывшего рыбного рынка, 1909-10), к которому относится также историческая гавань Киль. Городской музей (1970), Музей истории Шлезвиг-Гольштейна. Среди других - музеи машин и механизмов, истории медицины и фармацевтики, фирмы «Howaldtswerke».

Киль Городской театр (1841, основан в 1764 как частный театр) объединяет театры «Шаушпильхаус» (1898), «Опернхаус» (1907; здание 1905-07, архитектор Х. Зелинг, разрушено при бомбардировке в 1944, восстановлено в 1953), «Театер им Верфтпарк» (1989). Крупнейший концертный зал Киля - «Остзе-халле» (1951; с 2008 под названием «Шпаркассен-арена»). Среди музыкальных коллективов: Филармонический оркестр (1907), Филармонический хор (1907), Хор мальчиков собора Святого Николая (1968), хор «Мадригал» (1990). Международные музыкальные фестивали: земли Шлезвиг-Гольштейн (с 1986; в 2008 посвящён русской музыке), «Кильские дни новой музыки» (с 2006, ежегодный).

Киль - один из крупнейших в Европе центров парусного спорта. В 1936 и 1972 годах проходили соревнования по парусному спорту в рамках Олимпийских игр. Ежегодно (с 1882, кроме 1914-19 и 1940-1946) проводится «Кильская неделя» (включает регату, парад старинных судов, музыкальный фестиваль и др.). Проходили матчи чемпионата мира по гандболу (1961, 2007). Футбольный клуб «Хольштайн» (стадион «Хольштайнштадион», 12 тысяч мест) - чемпион Германии (1912). Гандбольный клуб «ТХВ» (арена «Остзехалле», с 2008 «Шпаркассен-арена», около 14 тысяч мест) - 14-кратный чемпион Германии (1957-2008), победитель (2007) и финалист (2000, 2008) Лиги чемпионов, обладатель Кубка ЕГФ (Европейской гандбольной федерации; 1998, 2002, 2004).

С конца 20 века важнейший сектор экономики Киля - сфера услуг (занято 78,5% работающих, 2006), особенно большое значение он имеет как центр НИОКР и образования; ускоренно развиваются наукоёмкие и высокотехнологичные отрасли индустрии. Киль - один из крупнейших финансовых центров на севере Германии. В городе расположены одна из двух штаб-квартир (вторая в Гамбурге) банковской корпорации «HSH Nordbank AG», правления Bank Companie Nord AG, Kieler Volksbank EG, PSD Bank Kiel EG. В секторе страхового бизнеса выделяется компания «Provinzial Versicherung Nord AG», в секторе торговых услуг - компания «Coop EG» (контролирует самую разветвлённую в Шлезвиг-Гольштейне сеть розничной торговли продуктами питания), в секторе информационных услуг - фирма «Consist Software Solutions GmbH» (до 2008 - «МаК DATA SYSTEM»). Важное место в структуре сферы услуг в Киле занимает сектор управления, связанный с выполнением городом политико-административных функций столицы федеральной земли. В Киле расположены германские офисы шведской корпорации «Stena Line» (одна из крупнейших паромных компаний мира) и норвежской судоходной компании «Color Line» (одна из ведущих в Северной Европе). Значительный центр издательского дела; здесь размещается крупная издательская корпорация «Kieler Zeitungs Verlagund Druckerei KG - GmbH & Со» (выпускает в том числе главную из издаваемых в Киле газет - «Kieler Nachrichten»).

Киль Главная отрасль промышленности - машиностроение. Киль - крупный центр германского судостроения и судоремонта (по суммарной производственной мощности судостроения уступает только Гамбургу и узлу Бремен-Бремерхафен). Верфь «Howaldtswerke-Deutsche Werft» («HDW GmbH»; с 2005 входит в ведущий германский судостроительный холдинг «Thyssen Krupp Marine Systems AG») - крупнейшая в стране: выпускает гражданские суда (в том числе контейнеровозы, танкеры, плавучие рыбозаводы), военные корабли (является одним из ведущих в мире производителей дизельных подводных лодок). Второе крупное судостроительное предприятие - завод фирмы «Lindenau GmbH, Schiffswerft & Maschinenfabrik» (основан в 1919 в городе Мемель, ныне Клайпеда, Литва; в 1945 переведён в Киль) выпускает специальные танкеры для транспортировки нефтепродуктов и жидких химикатов, научно-исследовательские суда, а также продукцию смежных отраслей машиностроения. В Киле построено и спущено на воду атомное грузовое судно «Otto Hahn» (1968, на верфи «Howaldtswerke-Deutsche Werft») - одно из первых в мире. С конца 20 века загрузка производственных мощностей судостроительных верфей Киля снижается.

Киль - один из ведущих германских центров по выпуску локомотивов и железнодорожного подвижного состава. Производство дизельных локомотивов на комбинате «МаК» выделено в отдельное подразделение (с 1998 в структуре транспортно-машиностроительного концерна «Vossloh AG»; в Киле находится штаб-квартира его дочерней компании «Vossloh Locomotives GmbH» и головное предприятие; все производимые в Киле локомотивы сохраняют логотип «МаК»). Производство судовых дизельных двигателей (обеспечивало до 80% стоимости условно-чистой продукции фирмы «Krupp МаК GmbH») с 1997 контролирует компания «Caterpillar GmbH & Со KG» (дочерняя фирма американского машиностроительного концерна «Caterpillar Inc.»). Подразделение комбината «МаК» по выпуску строительных машин, подъёмно-транспортного и другого технологического оборудования с начала 21 века принадлежит компании «Atlas Terex GmbH» (входит в структуру американской корпорации «Terex Inc.»). Выпуск бронетанковой техники, торпед и артиллерийских снарядов на производственных площадках «МаК» с 2000 осуществляет один из ведущих германских военно-промышленных концернов «Rheinmetall» (подразделение «Rheinmetall Landsysteme GmbH»). Мощности литейного производства бывшей «Krupp МаК GmbH» в 2006 проданы компании «SHW Casting Technologies GmbH» и принадлежат её дочерней фирме «Giesserei Kiel GmbH».

Развиты радиоэлектронная и электротехническая промышленность, производство высокоточных оптических и механических приборов. В Киле находятся штаб-квартира и предприятия фирмы «Hagenuk» (1899, современное название с 1936) - одного из ведущих в Германии производителей телекоммуникационного оборудования (подразделение «Hagenuk Telecom»), радиоаппаратуры, корабельного оборудования, аквалангов, а также морских мин, глубоководных бомб и других боеприпасов. Компания «HDW-Hagenuk Schiffstechnik GmbH» (совместное предприятие фирм «HDW GmbH» и «Hagenuk») - один из важнейших поставщиков навигационных приборов для военных кораблей и гражданских судов страны. По заказам главным образом судостроительной промышленности работают предприятия фирмы «Raytheon Anschütz GmbH» (принадлежит американской «Raytheon Company»; производство гирокомпасов, электронного и навигационного оборудования) и компании «Electroacustic GmbH» (ELAC; выпуск эхолотов, разнообразной гидроакустической аппаратуры). Радиоэлектронный завод «Philips GmbH» (принадлежит нидерландскому концерну «Koninklijke Philips Electronics N. V.») специализируется на производстве корабельных радиолокационных систем. Производство полиграфического оборудования (предприятия «Hell Gravure Systems GmbH & Со KG»). Традиционно развито производство стрелкового оружия, в том числе спортивно-охотничьего (фирма «Sauer und Sohn GmbH»). Основная отрасль пищевкусовой промышленности - рыбоперерабатывающая (холодильные предприятия, рыбоконсервные заводы). Имеются небольшие предприятия химической (в том числе фармацевтической) и лёгкой (полиграфической, мебельной и др.) промышленности.

В пригороде Мольфзе - музей Шлезвиг-Гольштейна под открытым небом (крупнейший в Северной Германии; крестьянские дворы, мельницы, сараи, амбары, пекарни 16-19 века).

Лит.: Geschichte der Stadt Kiel. Neumünster, 1991; Kiel im neuen Jahrhundert. Kiel, 2001; Sieck А. Kiel. Rundgänge durch die Geschichte. Erfurt, 2008.

А. Г. Матвеева (история), Л. А. Полётова (музыкально-театральная культура), В. Н. Стрелецкий.