Кхаси (народ)

КХАСИ, народ на северо-востоке Индии (штаты Мегхалая, Ассам и др.) и в соседних районах Бангладеш. Живут в основном в горах Кхаси и Джайнтия. Численность в Индии - 1,3 миллиона человек (2009, оценка; из них 1,25 миллиона человек - в штате Мегхалая; составляют большинство населения штата), в Бангладеш - 80 тысяч человек. В Индии входят в адиваси. Делятся на группы: собственно кхаси, джайнтия, пнар, бхои, вар, лингнам и др. Говорят на языке кхаси. Большинство кхаси - протестанты (пресвитериане и баптисты), есть индуисты (в основном среди джайнтия).

КхасиВ горах Джайнтия в 16-19 веках существовало княжество Кхаси, в горах Кхаси, остававшихся вне влияния индуизма, - множество мелких «княжеств» - объединений деревень во главе с вождём (основной правящий род - Сием) и советом (дарбар). С начала 19 века распространяется христианство. Движение за автономию завершилось созданием в 1970 году штата Мегхалая. По уровню грамотности кхаси занимают одно из первых мест в Индии. Сформировалась интеллигенция.

Реклама

Традиционная культура типична для народов Южной Азии. Традиционное занятие кхаси - подсечно-огневое ручное земледелие, у ряда групп - пашенное, поливное, террасное (рис, просо, картофель) земледелие; развито садоводство, в горах - птицеводство и пчеловодство. Ремёсла менее распространены, чем у большинства других горных народов; ранее занимались кузнечным делом. Широко развит обмен, торгуют в основном женщины. Деревни (от 200 до 500 и более домов) линейной планировки, расположены в горных долинах. Дома на каменном фундаменте, с бамбуковыми, обмазанными глиной стенами и соломенной 2-скатной или 4-скатной крышей. Женская одежда - несшитая юбка и кофта или накидка, мужская - рубаха, безрукавка и дхоти или штаны. Головные уборы у мужчин - яркий тюрбан, у женщин - металлический венец. И мужчины, и женщины носили много украшений, на шее - металлический обруч. Существуют дисперсные матрилинейные роды (кур, джайд); в деревенскую общину входят сегменты свыше 10 родов. Сохраняются родовые, деревенские и междеревенские (райд дарбар) дарбары. Среди родов выделяются знатные (джайд бакхрау), простые и зависимые (джайд мрау). Высокое положение занимает главная родовая жрица. Роды подразделяются на матрилиниджи (кпох), восходящие к общей прабабке и владеющие земельными наделами. Брачное поселение матрилокальное. Большая семья (инг) возглавляется старшим братом матери; после рождения первого ребёнка вторым по влиянию членом инг становится отец. Высокое положение занимают женщины. Девочкам стремятся дать хорошее образование, часты удочерения. Имущество, принадлежащее инг, наследует младшая дочь. Браки с ортокузенами запрещены; браки с кросскузенами дозволяются, но редки. Система терминов родства бифуркативного типа. Сиблинги, сиблинги родителей и дети делятся по относительному возрасту, причём выделяются «старшие», «средние» и «младшие» и «самые младшие» возрастные категории; имеются описательные конструкции. Термины делятся на референтивные и вокативные. Сохраняются культы женских божеств (верховное - Ка Блей), развитый погребальный ритуал: после кремации прах хранят в мегалитической родовой усыпальнице (кромлех из нечётного числа камней с менгиром в центре). Распространены легенды о священной змее У Тхлен.

Кхаси

Лит.: Gurdon Р. R. Т. The Khasis. 2nd ed. L., 1914; Becker С. Familienbesitz und Mutterrecht in Assam. [Мünch.], 1925; Nakane Ch. Garo and Khasi. А comparative study in matrilineal systems. Р.; The Hague, 1968; Mapeтина С. А. Малые народы северо-восточной Индии // Малые народы Южной Азии. М., 1978; Rabel-Heymann L. Khasi kinship terminology // South-East Asian linguistics. L., 1989; Nongkinrih А. К. Khasi society of Meghalaya. New Delhi, 2002; Nongbri Т. «Matrilineal puzzle» re examined: dialects of kinship and gender among the tribes of North-East India // The practice of sociology. Hyderabad, 2003.

С. А. Маретина; Г. В. Дзибель (терминология родства).