Коми (народ)

КОМИ, коми-зыряне (самоназвания - коми-морт, коми-войтыр; устаревший русский - зыряне), народ в России, коренное население Республики Коми. Численность 293,4 тысяч человек (2002, перепись); из них около 55 тысяч человек - ижемцы. В Республике Коми насчитывают 256,5 тысяч человек, в Тюменской области - 10,6 тысяч человек (в том числе в Ямало-Ненецком автономном округе - 6,2 тысячи человек, в Ханты-Мансийском – 3,1 тысяч человек), Архангельской области - 5,7 тысяч человек (в том числе в Ненецком автономном округе - 4,5 тысячи человек), Мурманской области – 2,2 тысячи человек, Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 2,1 тысячи человек. Большинство говорит на коми-зырянском языке, практически все владеют русским языком. Верующие - православные (в том числе староверы).

КомиОбщие предки коми и коми-пермяков, вероятно, носители культуры Гляденово (3 век до нашей эры - 4/5 века нашей эры). Предки коми - упоминающаяся в летописях пермь вычегодская, расселённая в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. Христианизация коми в конце 14 века связана с деятельностью святого Стефана Пермского. В 16-17 веках коми расселяются в верховьях Мезени и Вычегды, появляются на Ижме, верхней и нижней Печоре. В 15-17 веках, вероятно, сложились основные локальные группы коми: нижневычегодская (эжватас) на средней Вычегде (от Усть-Выми до Жешарта) и её притоках; вымская (емватас); сысольская (сыктылсаяс), включающая среднесысольскую и верхнесысольскую подгруппы; прилузская (лузсаяс) на верхней Лузе и Летке; удорская (удораса) на верхней Мезени и Вашке; верхневычегодская (вылысэжвасаяс). В 18 веке в ходе расселения коми далее на восток и север образовались группы верхнепечорских коми (печорас) и ижемцев на средней и нижней Печоре и Ижме, позднее - в Западной Сибири и на Кольском полуострове. У нижневычегодских и вымских коми прослеживаются значительные русский и вепсский компоненты, у прилузских - удмуртский и марийский, у удорцев верхней Мезени - русский и ненецкий, на Вашке - вепсский. С середины 18 века среди коми распространяется старообрядчество. В 1897 году насчитывалось около 153,6 тысяч коми. В 20 веке резко возросли иммиграция русских, количество смешанных браков (43,2% в 1979) и ассимиляция коми. Ныне коми составляют большинство в Ижемском, Усть-Куломском, Корткеросском, Сысольском, Прилузском и Сыктывдинском районах Республики Коми. Растёт численность коми в городах (7,8% в 1939, 47,8% в 2002). Вместе с тем в связи с ассимиляцией коми в городах в последние годы наблюдается тенденция к их деурбанизации. С конца 20 века формируется этнокультурное движение коми, образовано общество «Коми котыр» (1989) и его исполнительный орган - Комитет возрождения народа коми (1991), а также радикальная организация «Дорьям асьнымос» (1993). В 1992 в Сыктывкаре прошёл 1-й Всемирный конгресс финно-угорских народов. Распространено движение за законодательное придание этнографическим группам коми статуса коренных малочисленных народов.

Реклама

КомиТрадиционная культура типична для народов Европейского Севера России (смотри ст. Народы и языки в разделе «Россия»). С начала 2-го тысячелетия распространилось земледелие, первоначально подсечно-огневое и переложное, с 15 века - трёхполье (в основном на юге); однако подсечно-огневая и переложная системы сохранялись до 20 века. Участки на подсеках (тыла) обрабатывали ручным орудием типа мотыги (куштан, кокан, копушай). С 12 века стали использовать соху (гэр) с неравными сошниками и отвалом, с начала 20 века - вятскую косулю и другие сохи-односторонки. Выращивали в основном ячмень, а также рожь, на юге - овёс, из технических культур - коноплю и лён. С конца 19 века распространяется картофель. Животноводство было особенно развито у удорцев. Разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей; лучшими считались печорские коровы и низкорослые и шерстистые лошади. Скот выпасали от 4-5 до 3 месяцев в году; пастьба была вольная, без пастухов. В 16-17 веках у удорцев, верхневычегодцев, печорцев ведущим стал пушной промысел и рыболовство, у ижемцев - оленеводство. Было развито товарное рыболовство, особенно у ижемцев и печорцев. Прилузцы собирали на продажу бруснику и чернику, печорские коми - кедровые орехи. Со 2-й половины 19 века на севере товарное значение приобрела добыча дичи (главным образом рябчиков), на юге распространились отхожие промыслы; в конце 19 - начале 20 века ижемцы поставляли на мировые рынки шкурки белых куропаток. Охотничье снаряжение включает особое копьё (койбедь) с железным наконечником на одном конце и деревянной лопаткой - на другом. Традиционные лыжи - голицы (лямпа) и подшитые (лызь); лёгкие сани (норт) охотник тащил сам или запрягал собак. На верхней Печоре были известны собачьи нарты, вероятно, заимствованные у обских угров или ямальских ненцев; оленеводы использовали оленьи нарты. Были развиты производство лепной керамики техникой ленточно-жгутового налепа (в основном женщины), деревянные посуды (мужчины), обработка бересты, прядение и ткачество, вязание. На Печоре было развито мануфактурное производство оленьей замши. В росписи по дереву сформировались местные стили, связанные со старообрядческой традицией: для нижневычегодских коми характерны лопатообразные прялки с цветочным орнаментом, нанесённым свободнокистевой росписью; для верхневычегодских и удорцев - веслообразные с геометрическими мотивами (крупные круги и др.). У удорцев бытовали также прялки, идентичные поморским мезенским, - лопатообразные с чёрно-охристой росписью, с изображениями коней, всадников, птиц и др.; распространены также прялки с трёхгранно-выемчатой и прорезной резьбой; для Вашки - с веслообразной, обычно недекорированной лопастью и т. д. Увымских, сысольских, летских и вычегодских коми известны индивидуальные стили росписи. У северных коми была распространена меховая мозаика.

Древнейший тип расселения, по-видимому, гнездовой: деревни-однодворки (сикт, грезд) примыкают к селу (погост) с церковью, административными зданиями и др.; на Сысоле и Лузе они окружают погост по радиусам, на Вычегде и Выми вытянуты в линию вдоль дороги или реки. В 19 веке в результате слияния близлежащих деревень образовались многодворные сёла беспорядочной или прибрежно-рядовой планировки. Уличная планировка распространилась в конце 19-20 века.

Основной тип традиционного жилища с 18 века -трёхраздельная (изба-сени-клеть или изба-сени-горница) изба (керка) северо-русского типа с крытым двором на высоком подклете с печью у входа и красным углом напротив. Различаются южный, или сысольский (Сысола, Луза), и северной, или вымский (Вымь, Вычегда, нижняя Сысола, Удорский район), типы связи: в сысольском варианте вход через сени с боковой стороны постройки, в вымском - с торцовой. На Удоре и в Полузье встречается более древний тип связи: общие для двух изб сени пристраиваются сзади и соединяют жилую часть с хозяйственным двором. Фронтон, кровля, наличники украшались резьбой и росписью, у северных коми на охлупне часто укрепляли оленьи рога. У сысольских, верхневычегодских и печорских коми распространён предположительно более древний (так называемый  восточной-южнорусский) тип планировки с печью у передней стены устьем ко входу и красным углом у входа. Русскую печь клали в основном из необожжённого кирпича, до середины 19 века встречались глинобитные печи; к печи примыкал голбец (гэбэч).

Коми

Традиционная одежда коми сходна с северорусской, а у северных коми - также с ненецкой. Мужская рубаха (дэрэм, йэрнэс) туникообразного покроя, достигала в длину 80-85 см, имела разрез посередине или на правой стороне; на поясе носили сумочку (бива) для иглы, кремня и т. п. В женской одежде использовались покупные, у северных коми - драгоценные ткани. Женская рубаха (дэрэм) - туникообразная или с прямыми (на Летке - косыми) поликами, верхней частью (сос) из кумача или пестряди, нижней (мыг) - из грубого холста с боковыми клиньями; украшалась цветными вставками, красной, реже - красно-чёрной вышивкой, у нижневычегодцев, прилузцев, удорцев и ижемцев - с браным тканьём по вороту, подолу и рукавам. Поверх рубахи носили косоклинный сарафан со швом спереди (сарапан, кунтей, шушун, китайка и др.), подпоясанный плетёным узорным поясом (вэнь), и передник; у сысольцев и ижемцев с конца 19 века распространился прямой сарафан на лямках или с корсажем. Поверх сарафана носили нарядные короткие распашные кофты с длинными рукавами. Мужчины и женщины подпоясывались плетёными, на юге - вязаными поясами. Девичий головной убор - венок (гэлэведеч) на тканевой или берестяной основе с цветными лентами (до 12) сзади; свадебный (юрной) - высокий с высоким очельем, обтянутый красным сукном; женский - шапочки типа кокошника (самшура, сборник и т.п.), кики (сорока, юркэртэд, треюк) или повойника (юртыр, бабаюр, пэвэйник). Верхняя мужская и женская одежда - рубаха (шабур) из грубого холста со вставными клиньями по бокам, иногда с капюшоном; кафтан (дукэс, сукман) из белого, синего или серого сукна с запахом налево, отрезной спинкой и сборками на талии. На промысле носили прямоугольную накидку (лузан) с отверстием для головы, зимой - с пристежным капюшоном.

Традиционная пища - кислые супы (азя шыд), каша (рок), хлеб, оладьи, пироги, варёная, солёная, сушёная, жареная рыба, летом - холодные похлёбки на основе кваса (ырош), в праздники - рыбный пирог (чери нянь). К муке добавляли пихтовую сушёную и перемолотую на жерновах кору (кач). Собирали щавель, стебли и корни дикой моркови, молодые мужские соцветия ели, соцветия борщевика (азьгум); стебли борщевика заквашивали впрок. Мясо чаще употребляли северные коми. Из традиционных напитков распространены квас, отвары ягод и трав, берёзовый сок (зарава), компот из пареной репы или брюквы, по праздникам - пиво (сур).

Сохранялась большая семья, у ижемцев достигавшая численности 30-50 человек. Бытовали родовые знаки (пас), которыми метили дома, угодья, орудия труда, намогильные памятники и т. п. Группы родственных семей (котыр, у ижемцев и нижневычегодцев - чукэр, чукар, у печорцев - став) селились в одном поселении или конце села, до сих пор имеют общие участки на кладбище. Запрещался брак между родственниками до 6-го колена. У удорцев был известен брак с умыканием (кратча). Система терминов родства бифуркативно-линейного типа; сиблинги делятся по относительному возрасту и полу. Скользящий счёт поколений, характерный для многих других уральских систем родства, отсутствует. Семейные и календарные обряды коми близки к северорусским. Характерны дохристианские праздник урожая (чарла рок, буквально - каша серпа), охотничьи очистительные ритуалы перед началом промысла; на Печоре известен весенний обряд проводов льда. В свадьбе часто участвовал колдун (видзысь), иногда заменявший дружку. Накануне свадьбы устраивались молодёжные собрания (колип) с играми и инсценировками в масках. В похоронно-поминальной обрядности отражены представления о множественности душ. Покойникам в гроб клали еду, в могиле гроб настилали берестой, на могиле иногда ставили сруб. Зимой молодёжь устраивала посиделки, где часто образовывались постоянные пары. На пасхальной неделе устраивали качели (потана качай), на Святки - ряжение (основные маски - коня и журавля). Сохранялись вера в леших (вэрса), духов-хозяев, колдовство, культы деревьев, промысловых животных, огня и др.

Устное творчество. Сохраняются космогонические мифы о верховном боге Ене и его антиподе, «тёмном демиурге» Омэле, эпические сказания и легенды, сказки. Архаический пласт музыкального  фольклора включает заклинательные песни («Изгнание репейника-татарника с поля», «Изгнание Клопа Хлопотовича из избы» и др.), свадебные, похоронные, поминальные, рекрутские и бытовые причитания (бердэтчанкыв), детские повествовательные песни и песни-сказки, «будильные» песенки, колыбельные (эвекайтэм), заклинки животных. Распространены локальные формы эпического фольклора: ижемские трудовые и бытовые лиро-эпические импровизации (нуранкыы), ижмо-колвинский богатырский эпос, вымские и верхневычегодские эпические песни. К «классическому» слою относятся песни протяжные (нюжъэдлан сьыланкывъяс), календарные (рождественские, масленичные, весенние, жатвенные), свадебные, рекрутские, плясовые, игровые, хороводные, к позднему - частушки и поздние лирические песни. Большая часть песен исполняется многоголосно. Среди музыкальных  инструментов: смычковый и щипковый сигудэк; флейты - продольная (пэлян гум, этика пэлян), многоствольные (куима чипсан, пэлянъяс), окарина (сэй пэлян); берестяной рожок (сюмэд буксан); натуральная труба (юсь пэлян); рябчиковый манок (сьела чипсан); деревянный барабан (пу барабан); скребковый идиофон (сярган); гармоника; балалайка и др.

Лит.: Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. XIX - начало XX в. М., 1958; Кондратьева М. И., Кондратьев С. А. Коми народная песня. М., 1959; Осипов А. Г. О коми музыке и музыкантах. Сыктывкар, 1969; Микушев А. К., Чисталев П. И., Рочев Ю. Г. Коми народные песни. Сыктывкар, 1966-1971. Вып. 1-3; Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми. М., 1975; Чисталев П. И. Коми народные музыкальные инструменты. Сыктывкар, 1984; он же. Коми народные танцы. Сыктывкар, 1990; Коми-зыряне: Историко-этнографический справочник. Сыктывкар, 1993; Традиционная культура народа коми: Этнографические очерки. Сыктывкар, 1994; Котов О. В., Рогачев М. Б., Шабаев Ю. П. Современные коми. Сыктывкар, 1996; Народы Поволжья и Приуралья. М., 2000; Зырянский мир: очерки о традиционной культуре коми народа. 2-е изд. Сыктывкар, 2004; Повод Н. А. Коми Северного Зауралья (XIX - первая четверть XX в.). Новосиб., 2006.

И. Л. Жеребцов, Н. Д. Конаков, В. Э. Шарапов; Н. И. Жуланова (устное творчество).