Кроу

КРОУ (от английского crow - ворона; самоназвание - апсароке, апсалоке), индейский народ группы сиу на севере США. Численность около 9,2 тысяч человек (2000, перепись); согласно данным Бюро по делам индейцев, 9,8 тысяч человек (1998), из них свыше 7 тысяч человек - в резервации на юге штата Монтана. Говорят в основном на английском языке, свыше 4 тысяч человек (преимущественно старшего возраста) сохраняют язык кроу миссурийской ветви сиу языков. Письменность на основе латинской графики. Верующие - баптисты, католики, евангелисты, пятидесятники, более 40% - приверженцы Туземной американской церкви Северной Америки (пейотисты).

Кроу Родственны хидатса, занимавшимся земледелием в верхнем течении реки Миссури, от которых окончательно отделились в 3-й четверти 18 века. К 1730 году заимствовали (вероятно, у команчи, не-персе и шошонов) лошадь и, вытеснив шошонов на запад, заняли бассейн реки Йеллоустон, оставили земледелие (кроме выращивания табака) и перешли к кочевничеству. Стали посредниками в торговле между земледельческими племенами Миссури и коневодческими племенами региона Плато (не-персе, шошоны, флатхед). Традиционная культура типична для индейцев Великих равнин. Основное занятие - конная загонная охота на бизонов и оленей, в зимний период добывали вапити, горных баранов и медведей. Делились на территориальные группы: речные кроу (вирресапере - «справляющие нужду на речном берегу») - по реке Миссури; горные (ашарахо - «множество домов») - в верховьях реки Йеллоустон и отделившиеся от них к 1850 «битые ногой в живот» (ерарапио) - в верховьях рек Бигхорн и Паудер. Система экзогамных матрилинейных родов (12-13 родов в 19 веке) пересекалась с территориальным делением; важную роль играло также отцовское родство (был запрещён брак мужчины с женщинами из рода матери, для женщины - с мужчинами как из рода матери, так и из рода отца). Практиковались сороральная полигиния, отношения подшучивания между кузенами - потомками мужчин одного рода и избегание родителей супругов. Система терминов родства бифуркативного типа с генерационным скосом типа «кроу» и элементами скользящего счёта поколений (младший брат обозначается тем же термином, что и сын сестры); сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу; термины родства делятся на референтивные и вокативные. Весной большие семьи объединялись для совместной охоты и проведения обрядов, осенью распадались снова. Враждовали с черноногими, тетонами и др. Существовали 11 или более мужских возрастных и вневозрастных союзов: Лисы, Нарост на дереве, Большие Псы, Грязные руки, Владельцы молота, Владельцы быка и др. Для обретения статуса вождя (вачеичче - «хороший человек») необходимо было свершение 4 военных подвигов: захват оружия из рук живого врага; нанесение первого удара по врагу; кража лошади, привязанной у типи во вражеском лагере; предводительство отрядом, вернувшимся из набега с добычей. Совет старейшин выбирал «вождя лагеря» (ашвачеичче) и «ведущего кочевую общину» (акда-ло-чиале), возглавлявшего группу при перекочёвках; лагерной полицией назначался один из мужских союзов. Основой религиозной практики была вера в магическую силу (вахпе - «священная», «имеющая силу»), которую обретали с помощью ритуалов поиска видения (посты и жертвоприношение своей плоти), реже «одалживали» в отцовском роду. Основная церемония - Пляска Солнца. Существовали особые религиозные союзы (Табака, Лошадиного танца, Священной трубки). Главным божеством считалось Солнце («отец»), отождествлявшееся в мифах творения с Первотворцом (И-Чихква-Хире), Тем, Кто Над Нами (Ва-Куккуре) и Стариком-Койотом. Известны мифы о потопе, добывании земли со дна, создании Первого мужчины и Первой женщины (Иса-Хкаша-Риа). Кроу создали особый стиль одежды и украшений, заимствованный другими племенами Великих равнин, Плато и Большого Бассейна.

Реклама

Кроу Первые торговые фактории на землях кроу появились в начале 19 века. Главной факторией стал основанный в 1829 Форт-Юнион. В 1880 году кроу поселились в границах современной резервации; перешли к скотоводству. В 1920 резервация была поделена на индивидуальные наделы. В 1948 утверждён Генеральный совет во главе с председателем. Кроу получают от правительства многомиллионные выплаты за ранее уступленные земли. Многие из них имеют высшее образование, почти все остаются в резервации, работая в системе образования. В 1980 основан племенной колледж (Литл-Бигхорн-колледж), часть предметов преподаётся только на языке кроу. У современных кроу сохраняются церемонии союза Табака, обряды типа потлача; с 1941 проводится Пляска Солнца в варианте восточных шошонов. С 1904 года проводится Ярмарка кроу, сопровождающаяся конным парадом, родео и др. (свыше 50 тысяч участников и зрителей).

Лит.: Lowie R. Н. Myths and traditions of the Crow Indians. N. Y., 1918. L., 1993; idem. The Crow Indians. N. Y., 1935. Lincoln, 2004; Wildschut W., Ewers J. С. Crow Indian Beadwork. А descriptive and historical study. N. Y., 1959; Voget F. W. Crow // Handbook of North American Indians. Wash., 2001. Vol. 13. Pt. 2.

Г. Б. Борисов.