Кряшены

КРЯШЕНЫ, крещены, крещёные татары (самоназвание – керэшен), этноконфессиональная группа в составе волго-уральских татар. Численность 34,3 тысяч человек, из них нагайбаков – 9,6 тысяч человек (2002, перепись); данные переписи, по-видимому, сильно занижены. Живут в основном на северо-востоке и востоке Республики Татарстан (18,8 тысяч человек, в основном в Заинском, Кайбицком, Мамадышском, Менделеевском, Нижнекамском, Пестречинском, Чистопольском районах и городах Набережные Челны, Казань, Нижнекамск и др.), на западе Башкирии (4,5 тысяч человек, в основном в Бакалинском районе), на юге Удмуртии (650 человек, в основном в Алнашском, Граховском и Кизнерском районах) и в Кировской области (свыше 200 человек); нагайбаки живут преимущественно в Челябинской области. Говорят на говорах (заказанском, чистопольском, кряшен Нижнего Прикамья, нагайбакском) среднего диалекта и молькеевском говоре западного диалекта татарского языка. Их отличает меньшее количество арабизмов и фарсизмов, сохранение архаичной лексики; используется алфавит Н. И. Ильминского. 92% кряшен владеют русским языком. Среди кряшен (особенно у елабужской группы) прослеживался высокий процент светлых европеоидов (до 52%) и сублапоноидов (до 37%). Верующие – православные.

Реклама

КряшеныЯдро кряшен (так называемые старокрещёные) сложилось в процессе христианизации части татар Поволжья во 2-й половине 16 – 17 века. К началу 18 века их насчитывалось около 17 тысяч человек. Татары, крещённые в 1-й половине 18 века (особенно в 1740-е годы), составили группу так называемых новокрещёных татар. К 1762 году их численность составляла свыше 30 тысяч человек. С конца 18 века, особенно в 1860-е годы и в 1905-07, значительная часть новокрещёных вновь обратилась в ислам. В 1860-е годы появились школы, обучающие кряшен на основе алфавита Ильминского. Возникает кряшенская интеллигенция. Требования национально-культурной автономии кряшен усилились после 1917. Название «кряшен» впервые попало в документы переписи 1920 года. Создавались кряшенские секции при органах власти, сельсоветы, школы и педагогический техникум, издательство «Центркряшиздат», с мая 1917 выходила газета «Кряшен». В 1920 в Казани состоялся Всероссийский съезд кряшен. Однако в 1922 была организована специальная комиссия по проблеме кряшен, призванная способствовать слиянию кряшен с основной массой татар. Преподавание было переведено на арабскую графику. По переписи 1926, насчитывалось 101,4 тысяч человек кряшен и 11,2 тысяч нагайбаков. В конце 20 века наметилась тенденция к росту самосознания кряшен. Возникло «Этнографическое культурно-просветительское объединение кряшен». В 1999 создан Межрегиональный союз национально-культурных объединений кряшен (с центром в Набережных Челнах), борющийся за признание их самостоятельным народом.

В состав кряшен вливались новокрещёные представители различных этнических групп, и в их культуре выделяются ногайскокыпчакский, удмуртский, мордовский, марийский, чувашский и мишарский элементы. Делились на этнографические группы: кряшены казанско-татарской группы жили в Казанском, Лаишевском и Мамадышском уездах Казанской губернии, Малмыжском уезде Вятской губернии, Самарской и Уфимской губерниях; молькеевские кряшены – в Тетюшском и Цивильском уездах Казанской губернии; чистопольские кряшены – в Чистопольском и Спасском уездах Казанской губернии; елабужские кряшены – в Елабужском уезде Вятской губернии; нагайбаки – в Верхнеуральском и Троицком уездах Оренбургской губернии.

КряшеныОсновные занятия – пашенное земледелие и животноводство. Двор, под русским влиянием, имел глаголе- или покоеобразную планировку. Жилище было одно- или двухэтажным, двух- (с избой – ой и сенями – ой алды) или трёхкамерным (изба – сени – клеть или изба – сени – изба; одна изба «чёрная», кара ой, другая – «белая», ак ой, обе – с печью с котлом). Изба имела северо-среднерусскую планировку с печью у входа устьем к передней стене и красным углом (кояш почмак, тэре). У передней стены располагалось на нарах (сэке) почётное место (тур); особенность кряшенской избы составляли лавка (ян сэке) вдоль боковой стены и полати (сундэрэ) над дверью. Ворота, наличники, углы дома украшали рельефной резьбой (геометрические и зооморфные мотивы).

В традиционном костюме сохраняются архаические черты (например, девичий белый вязанный из хлопчатобумажных нитей головной убор ак калфак), прослеживается влияние русских (например, мужская рубаха-косоворотка, подпоясанная шерстяным узорным поясом азяр), чувашей (например, девичья монетная шлемообразная шапочка такъя и женская шапочка кашпау у молькеевских кряшен), марийцев, удмуртов. Замужние женщины носили составной головной убор (суряке); сверху повязывали платок, старшие женщины – повязку в виде тюрбана (ак яулык), елабужские кряшен – монетную повязку (мангай тянкясе). Носили большое количество монетных украшений.

У кряшен, дольше, чем у других групп татар, сохранились древние обряды, верования, обрядовая поэзия и фольклор. Практиковались жертвоприношения духам-покровителям (киреметям). На Святки (Нардуган) устраивали подворные обходы ряженых, гадания, молодёжные игрища, на Масленицу (Май бяйряме – «праздник масла») – катание в санях и с гор, на 2-й день Пасхи – обряды общетатарского Сабантуя (подворный сбор крашеных яиц, угощение кашей – бярмянчек боткасы, состязания на майдане – сурян, шыйлык), на Троицу (Тройча, Тручин, Япрак бяйряме) или Петров день (Питрау) – поминки и обряды Джиена (гостевания, молодёжные игрища и др.); с Пасхи до Петрова дня молодёжь устраивала хороводы.

Устное творчество. В жанровой системе фольклора значительное место занимают календарные и семейные обрядовые песни. Сохранились приуроченные к Святкам, Масленице, Троице, Петрову дню и другим праздникам архаичные обрядовые напевы (Нардуган кое, Май кое, Тройсын кое, Питрау кое и др.). Формульные напевы календарных песен исполняются, как правило, многоголосно (гетерофонно). Во время ежевечерних хороводов весенне-летнего периода (от Троицы до Петрова дня) пелись хороводные песни. Семейно-обрядовый фольклор включает песни свадебные [песни роднящихся семей, песня на увод невесты из родительского дома (кыз елату), застольные, плач невесты (у молькеевских кряшен)] и гостевые. Ладовая основа – пентатоника, среди календарных напевов встречаются и другие звукоряды; в рекрутских песнях (никрут кое) наряду с пентатоникой встречается минор. Неприуроченные песни – протяжные лирические с припевами, также гетерофонные. Стилистика обрядовых напевов кряшен близка традиционным напевам низовых чувашей, восточных мари, южных удмуртов. Кряшены исполняют и татарские песни – как традиционные, так и современные. В селе Зюри Мамадышского района Республики Татарстан с 2001 проводится республиканский праздник традиционной культуры кряшен – «Питрау кэн» («Петров день»).

Лит.: Мухаметшин Ю. Г. Татары-кряшены. М., 1977; Молькеевские кряшены: [Сб. ст.]. Казань, 1993; Куликов К. И., Шепталин А. А. Кряшены Удмуртии // Феномен Удмуртии. М.; Ижевск, 2003. Т. 3. Кн. 3: Единство и многообразие этнических мобилизаций. Уроки пройденного пути; Современное кряшеноведение. Состояние, перспективы. Казань, 2005; Альмеева Н. Песни татар-кряшен. СПб., 2007; http ://www.kryashen.ru/.

Д. М. Исхаков, Р. Н. Мусина, С. В. Суслова, Р. К. Уразманова, Н. А. Халиков.