Ксилография
КСИЛОГРАФИЯ (от ксило... и ...графия), древнейший вид гравюры на деревянной доске, один из способов высокой печати. Печатная форма (клише) создаётся ручным гравированием рисунка. Существует две основные разновидности ксилографии: обрезная (продольная) и торцовая (тоновая). Обрезная ксилография выполняется на хорошо отшлифованной поверхности доски, полученной продольным распилом древесины из мягких и средней твёрдости пород деревьев (яблоня, клён, ольха и др.). На поверхность доски пером или кистью наносится рисунок. Затем ножами различной формы и размеров с двух сторон обрезаются линии изображения, а пробелы между ними выбираются на глубину 2-5 мм с помощью долота, стамески. На доску с выпуклым изображением валиком или тампоном наносят типографскую краску и вручную с помощью валика или на печатном станке прикатывают бумагу, на которой получается отпечаток рисунка в зеркальном отображении. При другом способе обрезной ксилографии на досках продольного распила прорисовывают (обычно штихелем) утопленное изображение по отношению к фону, который служит печатающим элементом. Для торцовой ксилографии используют доски, полученные поперечным распилом, из деревьев твёрдых пород (пальма, вишня, самшит, бук и др.), нанося рисунок штрихами штихелем, образующим тонкие линии, комбинации которых снижают насыщенность изображения. В оттиске появляются светлые оттенки, придающие ему лёгкость, поэтому такую гравюру называют также тоновой. Существует цветная ксилография, для выполнения которой необходимо 3 и более досок, каждая из которых покрывается краской соответствующего оттенка. Как сравнительно простой и дешёвый способ печати, ксилография издавна использовалась для создания иллюстраций в печатных книгах, отдельных репродукций, альбомов. Достоинство ксилографии (особенно торцовой) – стойкость печатных форм, выдерживающих до нескольких тысяч оттисков, однако с появлением компьютерной графики применение ксилографии значительно сократилось.
Реклама
Исторический очерк. Обрезная ксилография возникла в Китае (упоминается с 6 века). Её появление технически связано с печатанием тканей посредством деревянных шаблонов; стимулом к распространению ксилографии стало изготовление бумаги вместо пергамента. В Европе ксилография возникла на рубеже 14-15 века (в Италии, Германии и др.). Первые ксилографии – преимущественно религиозного содержания, выполнены контурными линиями и часто раскрашены от руки; распространяются также ксилографии на светские темы (игральные карты, азбуки, календари). Около середины 15 века появились так называемые блочные книги – серии изображений с короткими пояснениями, вырезанные на одной доске, обычно религиозно-дидактического характера. После изобретения подвижного алфавита (с середины 15 века) ксилографии отделяется от текста, превращается в иллюстрацию, сопровождающую текст. Расцвет ксилография и гармоничное объединение текста с иллюстрациями приходятся на 1470-1550 годы. В эпоху крестьянских волнений в Германии и Нидерландах в 16 веке наибольшего размаха достигает графика в технике ксилографии в виде лубочных «летучих листков», карикатур и т.п. Крупнейшими мастерами ксилографии в конце 15 – начале 16 века были А. Дюрер и Х. Хольбейн Младший (многочисленные ксилографии по его рисункам исполнялись различными резчиками и печатниками). Крупным центром итальянской ксилографии являлась Венеция (Н. Больдрини, Дж. Сколари и др.). В начале 16 века в Германии возникает цветная ксилография (Л. Кранах Старший, Х. Бургкмайр, Х. Балъдунг). Изобретателем цветной ксилографии в Италии считается У. да Карпи (смотри Кьяроскуро); в этой технике работали Д. Беккафуми, А. да Тренто, А. Андреани и др. Книжная ксилография появляется в Белоруссии, Литве, Украине в связи с издательской деятельностью Ф. Скорины.
Высокими достижениями техники ксилографии отмечено японское искусство. Толчком для развития японской ксилографии послужили образцы, полученные из Китая (в 16 веке возникла цветная ксилография). С 17 века в Японии появились иллюстрированные книги, гравированные календари, поздравительные карточки («суримоно») и т. д., а с 1660-х годов – эстампы светского содержания, связанные с художественной школой укиё-э. Японская ксилография богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами [художники Окумура Масанобу, Харунобу Судзуки, Китагава Утамаро, Тёсюсай Сяраку, Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ (Андо)]. Увлечение японской ксилографией оказало влияние на европейскую живопись и графику 2-й половины 19 века. В европейском искусстве 18-19 века ксилография постепенно уступала место популярной в то время репродукционной гравюре на металле. Техника торцовой ксилографии, изобретённая Т. Бьюиком в 1780-х годах, получила широкое распространение в 19 веке.
Возрождение интереса к ксилографии, поиски присущих ей специфических художественных особенностей связаны со стилем модерн, черты которого наметились в оформлении книг У. Моррисом, гравюрах П. Гогена. На рубеже 19-20 века сложился своеобразный декоративно-упрощённый, изящный, построенный на ритмической игре мягких пятен и силуэтов стиль, общий для ксилографии и линогравюры (Ф. Валлоттон, британские художники У. Николсон, Г. Крэг, О. Бёрдсли). В 20 веке для многих художников характерны экспрессия, контрастность пятен, обращение к традициям народной культуры, внимание к социальным проблемам (творчество Ф. Мазереля, К. Кольвиц, Р. Кента, А. Дерена, Х. Г. Посады и др.). Особенно напряжённая, резкая контрастность отличает ксилографии мастеров, близких к экспрессионизму: Э. Мунка, Т. Кулисевича (в Польше), художников группы «Мост», в том числе Э. Нольде и Э. Л. Кирхнера. Своеобразные школы ксилографии сложились в Украине (В. И. Касиян), Латвии (П. Упитие). значительные работы создали В. Клемке в Германии, Я. Рамбоусек в Чехии, Дж. Андреевич-Кун в Сербии.
В России ксилография распространилась с 16 века благодаря издательской деятельности И. Фёдорова, П. Мстиславца и др. В 19 веке появляется репродукционная торцовая ксилография (Е. Е. Бернардский, К. К. Клодт, Л. А. Серяков). На рубеже 19-20 века начинается расцвет авторской ксилографии (В. Д. Фалилеев, В. В. Кандинский, А. П. Остроумова-Лебедева). Традиции реалистической ксилографии продолжает И. Н. Павлов, классицистической ксилографии – П. А. Шиллинговский. В технике торцовой ксилографии в 1910-20-х годах работали Н. Н. Купреянов, А. И. Кравченко, Л. С. Хижинский, П. Я. Павлинов. Особое значение в искусстве книжной графики имеет творчество В. А. Фаворского, по-новому осмыслившего художественные средства ксилографии, и мастеров его школы (А. Д. Гончаров, М. И. Пиков, Ф. Д. Константинов и др.). Во 2-й половине 20 века в технике ксилографии работают Д. С. Бисти, И. В. Голицын, Г. Ф. Захаров, Н. И. Пискарёв, П. Н. Староносов.
Лит.: Glaser С. Gotische Holzschnitte. В., 1923; Avermaete R. La gravure sur bois moderne de l’Occident. Р., 1928; Кристеллер П. История европейской гравюры XV-XVIII вв. М., 1939; Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1951; Hillier J. R. Japanese masters of the colour print. L., 1954; Воронова Б. Японская гравюра: [Альбом]. М., 1963; Hind А. М. An introduction to а history of woodcut, with а detailed survey of work done in the fifteen century. N. Y., 1963. Vol. 1-2; Musper Н. Т. Der Holzschnitt in fünf Jahrhunderten. Stuttg., 1964; Strauss W.L. Chiaroscuro: the clair-obscur woodcuts by the German and Netherlandish masters of the XVIth and XVIIth centuries. L., 1973; Журов А. П., Третьяков Е. М. Гравюра на дереве. М., 1977; Кômer Н. Der früheste deutsche Einblattholzschnitt. Mittenwald, 1979; Розанова Н. Н. Московская книжная ксилография 1920-30-х гг. М., 1982; Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2004; Леман И. И. Гравюра и литография: Очерки истории и техники. М., 2004.
С. И. Стефанов (техника ксилографии).