Кульберг Биргит

Кульберг (Cullberg) БиргитКУЛЬБЕРГ (Cullberg) Биргит (3.8.1908, Нючёпинг – 8.9.1999, Стокгольм), шведская танцовщица, хореограф. Мать М. Эка. В 1929-35 годах училась на филологическом отделении в Стокгольмском университете, одновременно брала уроки классического танца и изучала ритмику у Э. Жака-Далькроза. Увидев постановки К. Йосса (в частности, балет «Зелёный стол» Ф. Коэна), в 1935 уехала в Англию, где училась в его школе. Кульберг привлекли социальная направленность, актуальное политическое содержание его балетов. В своём творчестве опиралась на систему Йосса и С. Ледера в сочетании с техникой М. Грэхем и классического танца. В 1939, когда Кульберг вернулась в Швецию, вокруг неё объединилась группа танцовщиков, которые выступали с поставленными ею танцами, нередко сатирическими и затрагивавшими современные проблемы. В 1944 году в Стокгольме возникла другая группа под руководством Кульберг, участвовавшая в представлениях Шведского национального театрального центра. Здесь Кульберг поставила балет «Геркулес на распутье» Й. А. Сёдермана и др. В 1946-47 вместе со своим учеником И. Крамером Кульберг возглавляла шведский танцевальный театр, гастролировавший по Европе, но оказавшийся нерентабельным. Спектакли Кульберг отличались особой драматической экспрессией, сочетая классический и свободный танец с пантомимой («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, 1944, 1955, 1969, и др.). Первый большой успех пришёл к Кульберг с постановкой в 1950 году балета «Фрёкен Юлия» Т. Рангстрёма (по одноимённой пьесе А. Стриндберга) в стокгольмском «Рикстеатерн». В том же году Кульберг была приглашена в шведский королевский балет, где постоянно работала до 1956 года. В конце 1950-х – 1-й половине 1960-х годов ставила балеты в различных театрах мира, в том числе в Датском королевском балете («Лунный олень» К. Рисагера, 1957), в «Американ балле тиэтр» («Женщина с моря» Рисагера, 1960; «Эдем» на музыку Х. Русенберга, 1961). В 1967 Кульберг создала труппу «Кульберг-балеттен» при Городском театре Стокгольма, входившую в состав Шведского национального театрального центра и субсидировавшуюся государством. Репертуар составляли постановки Кульберг («Фрёкен Юлия»; «Эвридика умерла» М. Морриконе, 1968; «Мятеж» на музыку Б. Бартока, 1973, и др.), а также балеты К. Йосса, М. Каннингема, М. Бежара, И. Килиана, А. Эйли и др. Кульберг руководила труппой до 1985 года. Много работала на телевидении. Разработала свою теорию телевизионного балета, писала о специфике этого жанра, выступала с лекциями. В числе её наиболее известных телепостановок: «Злая королева» на музыку Д. Вирена (1961), «Красное вино в зелёных стаканах» на музыку Л. ван Бетховена (1970), «Пульчинелла и Пимпинелла» И. Ф. Стравинского (1982) и др.

Реклама

Соч.: Ballet: flight and reality. N. Y., 1967; Влияние телевизионной специфики на создание балетной постановки // Музыка и телевидение. М., 1978. Вып. 1; Television ballet // The dance has many faces / Ed. W. Sorell. 3rd ed. Chi., 1992.

Лит.: Lidova I. В. Cullberg // Les saisons de la danse. 1972. Mai; Ndslund Е. В. Cullberg. Stockh., 1978.

Е. Я. Суриц.