Квакеры

КВАКЕРЫ (английский quaker, буквально - трясун), представители радикального протестантского движения, зародившегося в Англии в середине 17 века. Самоназвание - «Друзья», официальное название организации - Религиозное общество Друзей. Происхождение термина «квакер» точно не установлено: по одной из версий, «дрожащими» называли ранних «Друзей» за экстатические телодвижения, совершаемые в ходе молитвенных собраний (впоследствии эта практика исчезла).

В основе учения квакеров лежит доктрина «внутреннего света» (the light within) - Божественного откровения в душе верующего как основного источника религиозного вдохновения. Квакеры  отрицают значимость обрядов, церковных институтов и иерархии; богослужение состоит из собраний, посвящённых безмолвной молитве и поиску «внутреннего Христа» (the Christ within) - духовного контакта с Богом. Характерные особенности мировоззрения квакеров - религиозная терпимость, честность, пацифизм и активная благотворительная деятельность.

Датой основания движения квакеров обычно считается 1647 год, когда сын ткача Дж. Фокс испытал мистическое озарение и начал проповедовать доктрину «внутреннего света». Фокс и его последователи (Дж. Нейлер, А. Пенингтон и др.) развивали идеи, популярные среди анабаптистов, сикеров, рантеров и представителей других радикальных религиозных течений (смотри в статье Пуритане). Своё вероучение Фокс изложил в «Дневнике» (опубликован посмертно), разработал организационную структуру Общества Друзей (еженедельные, ежемесячные и ежегодные собрания). Однако систематически взгляды квакеров впервые были представлены в «Апологии истинного христианского богословия» Р. Баркли (1678).

Реклама

Квакеры В период Английской революции 17 века, Протектората и особенно после реставрации монархии в 1660 году квакеры подвергались гонениям. Фокс провёл в тюрьме в общей сложности более 6 лет; при короле Карле II Стюарте в заключении оказались около 13 тысяч членов Общества Друзей, из них 350 погибли. Пострадал и самый знатный из квакеров - У. Пенн, основатель колонии Пенсильвания в Северной Америке (1681), где бежавшие из метрополии квакеры пользовались значительной религиозной свободой. Преследования прекратились с принятием в 1689 году Акта о веротерпимости, однако вплоть до 2-й четверти 19 века квакеры не имели права учиться в британских университетах и занимать политические посты.

В 17-19 веках внутри Общества Друзей шла полемика между представителями, так называемого евангелизма (признававшими авторитет Священного Писания) и традиционалистами, стремившимися вернуться к духовной практике ранних квакеров. Так, «христианские квакеры», возглавляемые Дж. Китом (1638 или 1639 - 1716), требовали дополнить учение о «внутреннем свете» обязательным признанием «исторического Христа» и объявляли Библию основным источником Божественной благодати. В 19 веке господствующим среди квакеров стало евангелическое направление, настаивавшее на авторитете Священного Писания и большей регламентации догматики. Это побудило проповедника Э. Хикса (1748-1830) выступить во главе «традиционалистов» в защиту ведущей роли «внутреннего света», что привело в 1827-29 годах к официальному расколу Общества Друзей (был преодолён лишь в 1955 году). Противоречия между сторонниками Хикса и его противниками («ортодоксами») нашли продолжение в полемике между последователями Дж. Герни (1788-1847), отстаивавшими протестантский принцип спасения через веру в «исторического Христа», и апологетами Дж. Уилбура (1774-1856), проповедовавшего в духе убеждений Хикса. Сторонники Хикса и Уилбура, исключённых из Общества Друзей, организовали независимые ежегодные собрания. Раскол на «уилбуритов» и «гернитов» продолжался до конца 19 века; ныне традиция Герни сохраняется в так называемых консервативных ежегодных собраниях в американских штатах Огайо, Айова и Северная Каролина. Отголоски этих противоречий сохраняются в разделении современных квакерских собраний на «программные» (с заранее подготовленными проповедями) и «непрограммные» (с преобладанием негласной молитвы и спонтанного проповедования).

В Северной Америке квакеры, в отличие от других колонистов, стремились поддерживать мирные и дружественные отношения с индейцами, выступали против рабства. Начиная с 18 века они известны деятельностью в области аболиционизма, пацифизма (квакерские организации Совет службы Друзей и Комитет службы американских Друзей удостоились в 1947 году Нобелевской премии мира), реформы пенитенциарной системы и благотворительности (в тесном сотрудничестве с организацией Красного Креста).

На начало 21 века численность квакеров составляла порядка 360 тысяч человек, из них: в Африке насчитывалось 43%, Северной Америке - 30%, Латинской Америке - 17%, в Европе и на Ближнем Востоке - 6%, в Азии и Океании - 4%. На территории России организации квакеров действовали с начала 19 века по 1930 год и с 1970-х годов; на начало 21 века, малочисленны (наряду с Московским религиозным обществом Друзей имеются группы в Санкт-Петербурге, г. Электросталь Московской области).

Лит.: Jones R. М. The faith and practice of the Quakers. 7th ed. L., 1949; Vann R. Т. The social development of English Quakerism, 1655-1755. Camb. (Mass.), 1969; Vipont Е. The story of Quakerism. 3rd ed. Richmond, 1977; Marietta J. D. The reformation of American Quakerism, 1748-1783. Phil., 1984; Brinton Н. Н. Friends for 300 years. Wallingforf, 1988; Жук С. И. От «Внутреннего света» к «Новому Ханаану»: квакерское общество «срединных колоний». [Днепропетровск], 1995; Ingle Н. L. Quakers in conflict: the Hicksite reformation. Wallingforf, 1998; Павлова Т. А. Народная утопия в Англии XVII в.: представления о социальной справедливости. М., 1998; Говорит сам Дж. Фокс / Сост. Х. М. Росс. М., 2000.

К. П. Грушко.