Ландовска Ванда
ЛАНДОВСКА, Ландовская (Landoqska) Ванда (5.7.1879, Варшава - 16.8.1959, Лейквилл, штат Коннектикут, США), польская и французская клавесинистка, пианистка, педагог, музыковед. Училась в Институте музыки в Варшаве по классу фортепиано А. Михаловского, в 1896-1900 брала уроки композиции у Г. Урбана в Берлине. В 1900-12 жила в Париже, выступала в концертах «Схолы канторум» как пианистка, исполняя сочинения И. С. Баха. В 1903 году дебютировала как клавесинистка. С 1906 гастролировала в Европе [в том числе в России в 1907, 1909 (её игру слушал Л. Н. Толстой), 1913]. В 1912 на фирме «Плейель» для Ландовской был построен (в соответствии с её указаниями) первый концертный клавесин. В 1912-20 жила в Берлине, в Высшей школе музыки основала первый в истории класс игры на клавесине. В 1920 году вернулась в Париж, в 1921 читала лекции в Сорбонне и преподавала в Нормальной школе. В 1923 выступила с Филадельфийским оркестром под управлением Л. Стоковского, осуществила свою 1-ю грамзапись (более ранние записи сделаны в 1905 году на фонограф). В 1925 году в своём доме в Сен-Лё-ла-Форе (предместье Парижа) организовала Школу старинной музыки. В 1920-30-е годы гастролировала по Европе и США. В 1940, опасаясь преследования нацистов, покинула Францию; её обширная библиотека и ценная коллекция старинных инструментов были разграблены. С 1941 года жила в США (с 1947 в Лейквилле), где вела активную концертную, лекторскую и педагогическую деятельность. Последний концерт Ландовской состоялся в 1954 году в Нью-Йорке.
Реклама
Историческая заслуга Ландовской состоит в реабилитации клавесина как концертного инструмента. В репертуаре Ландовской в целом доминировали сочинения композиторов 18 века (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, К. Ф. Э. Бах и др.), в современном репертуаре - написанные для неё клавесинные концерты М. де Фальи (1926) и Ф. Пуленка (1927). Среди многих аудиозаписей - оба тома «Хорошо темперированного клавира» (1954) и «Гольдберг-вариации» (1931; 1-я запись этого сочинения на клавесине) И. С. Баха. Несмотря на анахронизм интерпретаций (Ландовска играла в энергичной и чувственной манере на громоздком клавесине с 16-футовым регистром и элементами рояльной механики, что не соответствует современным представлениям о звучании музыки барокко), её деятельность сыграла большую роль в развитии аутентичного исполнительства. Среди учеников: А. Элерс, Э. Харих-Шнайдер, Р. Керкпатрик, Р. Пуйяна, Э. ван де Виле, К. Флатау, М. Казуро-Тромбини.
Соч.: Bach et ses interprètes. Р., 1905; Старинная музыка. М., 1913; Commentaries for the Treasury of harpsichord music. N. Y., 1947; О музыке. М., 2005.
Лит.: Gavoty В. W. Landowska. Gen., 1957; Subin R. And so I am going on... // American Record Guide. 1959. Vol. 26 [discography]; Шекалов В. А. В. Ландовская и возрождение клавесина. СПб., 1999.
О. С. Лебедева.