Ва
ВА (китайский и бирманский - ва, тайское - лава, кава и др.; самоназвания в Китае и Мьянме - ава, аво, авацхай; бужао, или бажао; палаунг и др.; в Таиланде - лавей, ахало, лаво, ло, пха и др.), мон-кхмерский народ на северо-востоке Мьянмы (национальная область Шан; 600 тысяч человек - 1990, оценка), юго-западе Китая (в основном в провинции Юньнань: уезды Шуанцзян, Гэнма, Цанъюань, Юндэ, Чжэнькан - в районе Линьцан; Симын, Мэнлиэнь - в районе Сымао; 351 тысяч человек - 1998, перепись) и северо-западе Таиланда (провинция Чиангмай; 20 тысяч человек - 1998, оценка). Делятся на группы: бужао (уезды Гэнма, Цанъюань, Шуанцзян в Китае; Мьянма), ава (уезды Симын, Мэнлиэнь в Китае; Мьянма), ва (уезды Юндэ, Чжэнькан) и др. Говорят на языках ветви палаунг-ва мон-кхмерских языков: ва (группы собственно ва в уездах Юндэ и Чжэнькан; палаунг в уездах Цанъюань, Гэнма, Шуанцзян; кава в Мьянме), западной лава (группы ава в районе Сымао и лава в Таиланде) и восточной лава (Таиланд). Письменность с 1958 года на основе латинского алфавита. Распространены китайский, бирманский и тайский языки. Сохраняют традиционные верования, есть христиане и буддисты.
Реклама
Предки ва - коренное население Индокитая (ими, вероятно, оставлены наскальные рисунки 1-го тысячелетия до нашей эры), сложились в этническую общность (ванмань) в 6-13 веках. Традиционная культура типична для народов Юго-Восточной Азии. В Китае ва разделяют на акава («большие ва») - горцев и сяокава («малые ва») - равнинных. Часть живёт в городах (Симын, Цанъюань). Основное традиционное занятие - ручное земледелие, в горах - подсечно-огневое, на равнинах - поливное террасное. Основная культура – рисунок. В ритуальных целях разводят крупный рогатый скот, в горах занимаются охотой и собирательством. Традиционные поселения расположены на вершинах гор, ранее были окружены частоколом, дома свайные, каркасные из бамбука, соломенная крыша спускается почти до земли. В центре поселения - дом политических и религиозных лидеров (дафан, буквально - большой дом) и мугуфан - дом, в котором хранятся ритуальные барабаны (мугу), черепа, на стенах - изображения первопредков. В некоторых поселениях - аллеи черепов. Общины возглавляются выборным старейшиной, военным вождём (уаланг) и колдуном (моба). Сохраняются патрилинейные родственные группы. Брак неолокальный, реже вирилокальный. Распространены умыкание, до конца 20 века - левират, у старейшин - полигиния. Традиционная одежда чёрного цвета с красной, синей и жёлтой вышивкой: широкие короткие штаны и куртка без ворота, с запахом на левую сторону и короткими рукавами - у мужчин, юбка до колен и короткая безрукавка - у женщин; ноги ниже колена обматывают тканью. До середины 20 века сохранялись у мужчин - набедренная повязка, у женщин - несшитая юбка. Мужчины и пожилые женщины носят чёрный тюрбан, старейшины и шаманы - красный, молодые женщины - плетёный венчик, тяжёлые серьги, оттягивающие мочки, и ушные втулки. Татуировка у мужчин (на руках, спине) носит символический характер, у женщин (на лице) наносится для украшения. Преобладает кислая, горькая и острая пища, ва предпочитают холодные блюда (особенно разваренный рис ланьфань) и напитки (вода, крепкий чай, вино из кукурузы, гаоляна, гречихи, батата, каштанов). Традиционно едят руками, посуда изготавливалась из полых колен бамбука. Популярно курение табака (с 3-4 лет), свою курительную трубку нельзя передавать другому. Традиционны культы духов природы; распространены жертвоприношения (в основном буйволов), сохраняются церемонии основания новой деревни, первой пахоты (пхьяониоу), до 1970-х годов - охота за головами. Ритуалы сопровождаются игрой на барабане-мугу (горизонтальный щелевой, длина 2-3 м). Фольклор - мифы (в том числе миф «Сыганли» - о происхождении ва от земноводных существ, живших в пещере; отсюда название «ва» - «люди, вышедшие из пещеры»), исторические предания, песни, танцы, загадки, пословицы. Основные музыкальные инструменты - губной орган (хулушэн), флейты, барабаны. В 19 веке проникают буддизм (главные центры - Баньхун и Баньлао) и христианство (центры - Мэнцзяо, Юнхэ).
Лит.: Diffloth G. The Wa languages // Linguistics of the Tibeto-Burman area. 1980. Vol. 5. № 2; Вэй Дэмин (Ни Га). Вацзу лиши хэ вэньхуа йэньцзю миньцзу чубаньшэ. Луси, 1999; Чжэнъ Бэньлян. Вацзу вэньхуа. Куньмин, 1999; Го Сыцзю, Шан Чжунхао. Вацзу вэньсюэ цзяньши Юньнань миньцзу чубаньшэ. Куньмин, 1999.
А. А. Закурдаев.