Венесуэльцы

Венесуэльцы ВЕНЕСУЭЛЬЦЫ (самоназвание - venezolanos), народ, основное население Венесуэлы. Численность 25,3 миллионов человек (2006, оценка). Говорят на испанском языке. Большинство венесуэльцев (96%) - католики, есть пятидесятники, баптисты, адвентисты седьмого дня, мормоны и др.

Перед приходом испанцев большая часть коренного населения Венесуэлы занималась охотой и собирательством, у индейцев горных районов северной и северо-западной Венесуэлы сформировалось земледелие, в Андах - ирригационное и террасное; возникли крупные поселения (составившие основу многих современных городов Венесуэлы), сложилась власть вождей-касиков. Индейцы оказывали сопротивление колонизации (Гуайкайпуро - один из аравакских касиков, убитый в 1568 году, - стал национальным героем Венесуэлы). Большинство индейцев-общинников были зависимы от землевладельцев-энкомендеро (до отмены энкомьенды в 1720 году) или от короны, рабство индейцев в основном отменено в 16 веке. С середины 17 века испанские миссионеры колонизуют Льянос, в 18 веке - Гвианское плоскогорье, переселяя индейцев в посёлки при миссиях (редукции). С 17 века в Льянос развивается скотоводство, среди индейцев, метисов и самбо сформировался тип скотовода и наездника - льянеро. Индейские корни имеют народная драма о Гуайкайпуро - «Себукан», танцевальная пантомима «Лос чимичимитос», танцы маремаре, тура и др., сказки (волшебные, бытовые, о животных и др.), легенды.

Реклама

С 1520-х годов в страну стали завозить рабов-африканцев, первоначально использовавшихся на рудниках, добыче жемчуга и т.п., с 17 века - на плантациях. Беглые рабы-симарроны (в 1721 году их насчитывалось около 20 тысяч человек) основывали укреплённые поселения (кумбе) в труднодоступных районах. В 18 веке сформировалась группа свободных негров и мулатов - главным образом ремесленников, земельных арендаторов, мелких землевладельцев. Негры принесли в Венесуэлу африканские и арабские элементы культуры (например, плетение из тростника, танцы, музыкальные  инструменты).

В 17-18 веках усиливалась метисация населения Венесуэлы: к 1800 (по оценкам путешествовавшего по Венесуэле А. Гумбольдта) смешанные расовые группы (пардос) составляли 51%, местные белые (креолы) - 25%, индейцы - 15%, негры - 8%, «европейцы» - 1%. Сложилась и была, как и в других колониях, закреплена иерархия расовых групп («каст»): высшую ступень занимали белые (из них недавно прибывшие из метрополии, имели более высокий статус, чем креолы), среди которых преобладали выходцы из Андалусии и с Канарских островов (исленьос), баски, португальцы; затем следовали индейцы, метисы, свободные негры и мулаты; низшее положение занимали самбо (помесь негра и индейца) и негры-рабы.

Цветное население принимало активное участие в Войне за независимость, первоначально поддерживало испанцев (движения Х. Т. Бовеса, Ф. Росете и др.), что было одной из причин поражения 2-й республики в 1814 году, но затем было привлечено Боливаром на свою сторону; среди героев войны - метис Х. А. Паэс (будущий президент Венесуэлы), мулат генерал Пиар, негр П. Камехо (герой битвы при Карабобо, 1821) и др. Во время Войны за независимость Венесуэла потеряла до 1/3 своего населения. В Конституции 1830 года была провозглашена единая «венесуэльская нация». Одновременно правительство продолжило планомерное переселение индейцев в редукции. Поощрялась иммиграция из Европы, появились иммигрантские колонии (преобладали исленьос). Иммиграция усилилась во 2-й половине 20 века.

Ныне большинство венесуэльцев - метисы, мулаты и самбо, составляющие основную часть крестьянства. 20% - белые, к ним принадлежат крупные землевладельцы, промышленники, финансисты. Негры (10%) живут в основном в прибрежной части и на низменности Маракайбо, заняты главным образом работой по найму. Традиционное крестьянское жилище - глинобитное, крытое черепицей или пальмовыми листьями. Традиционная пища в основном из кукурузы: лепёшки (арепа), каша (масаморра), похлёбка с мясом и овощами (санкоче), поджаренная мука (альяка), алкогольный напиток (чича). Традиционная одежда - белая хлопчатобумажная рубаха и штаны (у мужчин), широкое длинное платье (у женщин). Головной убор - сомбреро, широкополая шляпа, сплетённая из соломы или травы путе. Женщины поверх сомбреро часто накидывают платок. Обувь - плетёные сандалии (альпаргатас). Распространены петушиные бои и бои быков, конские бега, карнавал; важное место занимает праздник хоропо - последование песенных и танцевальных разделов (корридо, галерон, пасахе, гольпе), включающее соревнование традиционных поэтов-певцов (контрапунтео). Основные креольские инструменты; куатро (4-струнный щипковый инструмент наподобие маленькой гитары), гитара, креольская арфа (беспедальная), марака. Во внутренних областях Венесуэлы сохранились индейские песни - сольные и хоровые заклинательные, трудовые, лирические; танцы - обрядовые, календарные, «танец с лентами» себукан; музыкальные  инструменты - костяные, бамбуковые и глиняные флейты, погремушки. Афро-венесуэльская музыка и танцы преобладают на Карибском побережье, для них характерны 2-дольный метр, синкопированные ритмы, респонсорное пение, господство ударных инструментов; используются ансамбли барабанов (тамбор-редондо из 3 барабанов, тамбор-гранде из 2 барабанов и др.).

Лит.: Нитобург Э. Л. Венесуэла: становление нации // Этнические процессы в странах Южной Америки. М., 1981; он же. Венесуэла // Африканцы в странах Америки. М., 1987; Рамон-и-Ривера Л. Ф. Хоропо, национальный танец Венесуэлы // Музыка стран Латинской Америки. М., 1983; Культура Венесуэлы. М., 1984.

Э. Л. Нитобург.