Вьеты

ВЬЕТЫ (вьетнамцы), вьет-мыонгский народ (самоназвания - Viêt, Kinh, кинь; китайский - цзин), основное население Вьетнама. Общая численность 73,5 миллионов человек (2006, оценка), в том числе во Вьетнаме 65,8 миллионов человек (1999, перепись), Камбодже 597 тысяч человек, Таиланде 103 тысячи человек, Лаосе 94 тысячи человек, Малайзии 83 тысячи человек, Китае 30 тысяч человек (2000, перепись), США 1,2 миллионов человек (2000, перепись), Канаде 151 тысяча человек (2000, перепись), Австралии 174 тысячи человек, Франции 302 тысячи человек, Германии 83 тысячи человек, России 26,2 тысячи человек, в том числе в Москве 15,6 тысяч человек (2002, перепись; по оценкам, в России проживает 150 тысяч вьетов). Говорят на вьетнамском языке. Вьеты - буддисты, даосисты, конфуцианцы; есть католики (5-10%), протестанты, на юге - приверженцы синкретических культов Као-Дай и Хоа-Хао.

Вьеты Предки вьетов - лаквьеты (китайский - лоюэ) - автохтонное население Вьетнама (с ними связывают культуру Донгшон); по другой версии, переселились из Южного Китая; входили в многоэтническую общность юэ (вьетнамский - вьет), населявшую во 2-1-м тысячелетиях до нашей эры низовья реки Янцзы, и к середине 1-го тысячелетия мигрировали в бассейн реки Хонгха (Красная). Ими создано первое вьетнамское государство Ванланг. Традиционная культура типична для народов Юго-Восточной Азии. Основное традиционное занятие - пашенное заливное рисоводство; известно более 200 сортов риса, два основных - твёрдый (гао тэ) и клейкий (гао нэп). Развито рыбоводство. Ремёсла: ткачество, вышивка, плетение (корзины, сумки, мебель, шляпы), резьба по дереву, камню, слоновой кости, рогу, роспись по лаку (по чёрному фону), ювелирное искусство и др.

Реклама

Деревни уличной планировки, окружены живыми бамбуковыми изгородями. В центре деревни обычно общинный дом (динь) - место народных собраний. Жилище каркасное, наземное, трёхкамерное. Главное место в доме - алтарь предков. Внутреннее убранство - нары, лари для хранения утвари, циновки, гамаки. Характерна посуда из бамбука, кокосовой скорлупы и др. Традиционная мужская и женская одежда - прямозастёжная куртка и штаны тёмно-коричневого (на севере) или чёрного (на юге) цвета. Женский нарядный костюм (ао зай) - приталенное правозапашное платье-халат со стоячим воротником и очень широкие штаны из светлого шёлка с вышивкой. Носят конические плетённые из пальмовых листьев шляпы (нон). Основная пища: рис, овощи, рыба, соевый соус (ныок нам), на севере - соевое молоко; наиболее употребимые блюда - суп из рисовой лапши (фо), рисовые блинчики с мясной начинкой (нем); традиционные напитки - чай (в основном зелёный), рисовая водка. Распространены курение табака (из бамбуковых трубок), в прошлом - жевание бетеля, чернение зубов. Сохраняется деление на патронимии хо (около 300), на принадлежность к которым указывает первый элемент имени. Развит культ предков и обожествлённых исторических персонажей, ставших духами-покровителями общин. На Новый год (Тэт) выпекают пирог из клейкого риса (бань тинг), дом украшают ветками цветущего персика, устраивают гонки на лодках, петушиные бои, шествия с изображением дракона, качаются на качелях, вывешивают фонари и др.

Вьеты Фольклор: цикл преданий о первопредке и культурном герое государе Драконе Лак Лонг Куан, его жене Ау Ко и их 100 сыновьях (50 из них ушли с матерью в горы, а 50, поселившиеся с отцом на юге, стали предками вьетов); о строительстве крепости Колоа; о борьбе духа гор Шон Тиня с духом воды Шон Тхюи за обладание дочерью правителя Ми Ныонг, о сёстрах-воительницах Чынг, о Золотой Черепахе Ким Куи, правителе Ле Лое и волшебном мече, эпическая поэма Тхать-Шань и др. Распространены культы Божественных матушек - Тхань May.

Музыкальный фольклор представлен сельскими трудовыми, детскими песнями, колыбельными с развитой орнаментальной мелодикой (хат ру), антифонными хоровыми песнями юношей и девушек. В прошлом существовали странствующие музыканты, репертуар которых включал эпические, исторические, юмористические и эротические песни. На Новый год исполняются «танцы дракона». Среди инструментов: бамбуковый и металлический варган, земляная цитра, бамбуковый ксилофон, различные гонги и барабаны, щипковый монохорд дан бау (в прошлом инструмент странствующих слепцов), гобой кен (звучит во время похоронных процессий и др.), рог, раковина-труба, продольные и поперечные флейты, губной орган.

Лит.: Nguyên Dông Chi. Lu’о’с khâо vê thân thoai Viêt-nam. Нà-nôi, 1956; Huu Ngoc. Sketches for а portrait of Vietnamese culture. Hanoi, 1995; Лескинен А. Традиционное мировоззрение и праздничная обрядность вьетнамцев. М., 1996; Мифы и предания Вьетнама. СПб., 2000.

А. Н. Лескинен, М. А. Сюннерберг; М. В. Есипова, А. А. Соколов (фольклор).