Вико Джамбаттиста

Вико (Vico) Джамбаттиста ВИКО (Vico) Джамбаттиста (23.6.1668, Неаполь - 23.1.1744, там же), итальянский мыслитель, основоположник философии истории Нового времени, провозвестник современной культурологии и методологии гуманитарных наук.

Родился в семье мелкого книготорговца. С 1699 года профессор риторики Неаполитанского университета, с 1735 - придворный историограф.

Углубляя и переосмысливая содержание традиционной риторики, Вико пришёл к оригинальной концепции, охватившей всю область социально-гуманитарного знания и получившей окончательное выражение в его главном труде «Основания новой науки об общей природе наций» («Principi di una scienza nuova d’intorno alla commune natura delle nazioni», издано в 1725, 1730, 1744; русский перевод – 1940 год). В эпоху рождения новой науки о природе Вико попытался создать науку о социально-историческом мире, которая по строгости метода и обоснованности выводов не уступала бы точному естествознанию и в полной мере учитывала специфику своего предмета, определяющуюся тем, что исторический мир - создание человека, тогда как природа сотворена Богом. В полемике с Р. Декартом, считавшим математику образцом истинного знания и на этом основании отрицавшим всякое научное значение истории, языкознания, традиционной философии и тому подобное, Вико обращает аргумент от математики в средство опровержения картезианства: если несомненность геометрии проистекает из того, что мы сами создаём фигуры и плоскости, которые затем и анализируем, то тот же самый критерий применим и в истории, причём человек не только создаёт свою историю, но сам же о ней и рассказывает. В истории человек познаёт самого себя, так что философское знание природы человека совершенно необходимо для историка. Кроме того, исторические факты нельзя установить без понимания языка, ибо язык – это, прежде всего, живая речь, а не абстрактная система знаков, речь, которая первоначально была языком жестов и церемониальных действий. Поэтому только в соединении филологии и философии и может возникнуть «новая наука»: филология снабжает историю надёжными фактами, а философия позволяет их правильно понять и согласовать друг с другом. Так возникает «новое искусство критики», которое, сосредоточиваясь на изучении мифов, народных преданий и легенд (поскольку других документов об отдалённом прошлом просто нет), старается уяснить их реальное жизненное значение в тех условиях, в которых они возникли.

Реклама

Согласно Вико, первая эпоха человечества отмечена господством воображения, одушевляющего природу и создающего богов; в древнейших мифах действуют только боги и титаны. Вслед за египетскими мудрецами Вико называет это время «веком богов», за которым затем наступает «век героев» и, наконец, «век людей». Принимая эту периодизацию, Вико дополняет её аналогией с тремя возрастами человеческой жизни - детством, юностью и зрелостью. Жестокие суеверия «века богов» были социально необходимы, чтобы заставить людей того времени соблюдать «запретительные ограничения», важные для возникающей культуры (моногамия, деспотизм патриархов - «семейных монархов» и жрецов и др.); Зевс приковал Прометея к скале, то есть укротил звериное своеволие людей. Вместе с религией возникли браки, а стало быть, и семьи, а также погребения мёртвых. Из этих трёх социальных институтов позднейшая метафизика извлекла три идеи, на которых утвердилась «зрелая человечность», то есть культура в современном смысле слова: Божественный промысел, свободная воля (самообуздание влечений) и бессмертие души (церемония погребения означает признание этого de facto).

В каждую из эпох люди говорили соответственно на иероглифическом языке посредством священных знаков, на символическом - посредством поэтических характеров и на письменном - посредством знаков, установленных по соглашению. Первобытные люди не могли оперировать общими понятиями, поэтому для обозначения выделяемого ими класса предметов или рода деятельности они пользовались «чудесными (fantastico) универсалиями», закрепляя нужное им значение за экстраординарным одушевлённым существом, сотворённым их фантазией. Геракл как «герой труда и войны» есть персонификация деятельности всего народа. «Герои» второй фазы всемирной истории - эпохи объединения патриархальных семейств в город-государство (полис), управляемый аристократически, олицетворяют социокультурные достижения развивающейся цивилизации (Прометей, приносящий огонь людям, - символ многих безымянных творцов культуры). Героическая эпоха была творческой по преимуществу, и это естественно, так как воображение - главное орудие того, что итальянские и испанские философы эпохи Возрождения и барокко привыкли называть ingegno («дар изобретения», «гений» в широком смысле этого слова). В этом отношении третья фаза («век людей») с характерным для неё господством критического рассудка явно уступает героическому времени.

Последняя эпоха наступает тогда, когда «здравый смысл рода человеческого» приходит к непоколебимому убеждению, что нет «благородных» и «подлых» по рождению, человеческая природа одинакова у всех, «понимающая и оттого непритязательная, благожелательная и рассудительная, каковая считает законами совесть, разум и долг» (SN, § 918). При этом сравнительная мягкость нравов и отсутствие жёсткого давления правящего класса неизбежно приводят к распущенности, когда люди, «тиранизированные себялюбием», бросают все силы своего изощрённого ума на удовлетворение личных прихотей и внутренне дичают, сохраняя внешний лоск образованных людей. Это состояние Вико именует «варварством рефлексии» в отличие от первоначального «варварства чувств» предшествующей эпохи; оно быстро приводит к деградации наук, искусств и ремёсел. Логические ухищрения «чистого разума» бесплодны без творческого импульса, создавая лишь видимость знания, что сказывается также в экономике, политике, образовании и т. д. И тут благое Провидение посылает загнивающему обществу якорь спасения - варварское завоевание. Начинается новый цикл развития. Такова «идея вечной истории, согласно которой протекают во времени истории всех народов в их возникновении, продвижении, остановке, упадке и конце» (SN, § 349). Идея Провидения увенчивает здание «новой науки», связывая воедино три мира: социальный, природный и духовный, обращённый к Богу.

После того, как в 1820-е годы французский историк Ж. Мишле «открыл» Вико для мыслящей Европы, его идеи оказали широкое влияние на философов (Б. Кроче и вся школа итальянского «историцизма»), социологов (О. Конт, В. Парето, О. Шпенглер, П. А. Сорокин), историков (Н. Д. Фюстель де Куланж, А. Дж. Тойнби), правоведов (Ф. К. фон Савиньи и его школа), литературоведов (Ф. Де Санктис, Э. Ауэрбах), поэтов и писателей (У. Б. Йейтс, Т. С. Элиот, Дж. Джойс).

Соч.: Opere / А cura di F. Nicolini. Bari, 1914-1941. Vol. 1-8; Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940.

Лит.: Мишле Ж. О системе и жизни Вико. Хар., 1896; Croce В. La filosofia di G. Vico. Bari, 1911; Максимовский В. Н. Вико и его теория общественных круговоротов // Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. М., 1929. Кн. 4; Amerio F. Introduzione alio studio di G. В. Vico. Torino, 1947; Omaggio а Vico. Napoli, 1968; Киссель М. А. Д. Вико. М., 1980; Giarrizzo G. Vico, la politica е la storia. Napoli, 1981; Нösle V. Vico und die Idee der Kulturwissenschaft // Vico G. В. Prinzipien einer neuen Wissenschaft über die gemeinsame Natur der Völker. Hamb., 1990; Botturi F. La sapienza della storia: Giambattista Vico е la filosofia pratica. Mil., 1991; Grassi Е. Vico е l’umanesimo. Napoli, 1992; Croce В. Bibliografia vichiana / Ed. F. Nicolini. Napoli, 1947-1948. Vol. 1-2.

М. А. Киссель.