Внутренняя речь

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ, беззвучная, сокращённая форма речи, диалог с самим собой, средство мышления. В различный теориях внутренняя речь рассматривается как беззвучная внешняя речь (Дж. Б. Уотсон), подготовительная сторона внешней речи (К. Гольдштейн, Б. Г. Ананьев), фаза речевого мышления (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия), промежуточная форма между внешней речью про себя и свёрнутым умственным действием (П. Я. Гальперин) и др. В российской психолингвистике различают «внутреннее проговаривание» (скрытую физиологическую активность органов артикуляции), собственно внутреннюю речь и «внутреннее программирование» (неосознаваемое построение схемы высказывания).

Наиболее разработанная концепция внутренней речи была предложена Л. С. Выготским, отводившим внутренней речи центральную роль в переходе от мысли к слову и от слова к мысли. Выготский рассматривал внутреннюю речь как продукт интериоризации; она формируется как часть системы высших психических функций в связи с развитием произвольного поведения в три этапа: интерпсихический (взрослый говорит, ребёнок выполняет), экстрапсихический (эгоцентрическая речь - ребёнок вслух говорит сам с собой) и интрапсихический (ребёнок планирует действие, опосредуя мышление речью). В процессе дифференциации речевых функций «речь для себя» всё больше обособляется «от речи для других»: в 3 года эгоцентрическая речь мало отличается от внешней коммуникативной речи, тогда как по мере приближения к 7 годам она становится всё более отрывочной и фрагментарной, необычной по синтаксису и семантике и постепенно почти полностью уходит внутрь, превращаясь во внутреннюю речь. Благодаря внутренней речи практическая деятельность и мышление человека опосредуются словом и изменяются вместе с развитием обобщения от логики действия и случайных связей между понятиями к логике, исходящей из системы теоретических связей, усваиваемых в процессе школьного образования.

Реклама

Внутренняя речь характеризуется сокращённостью, особыми синтаксисом, лексикой и семантикой. Внутренняя речь предикативна: фразы сокращаются за счёт подлежащего и относящихся к нему слов (психологическое подлежащее дано непосредственно из ситуации), а сказуемое и его группа, как правило, сохраняются. Во внутренней речи синтаксис и фонетика сводятся к минимуму, а на первый план выступает смысл (по Л. С. Выготскому, это совокупность всех психологических фактов, возникающих в сознании благодаря слову). Слова внутренней речи идиоматичны, т. е. их смысл преобладает над общепринятыми значениями.

Построение высказывания, «путь от мысли к слову», проходит, по Л. С. Выготскому, через ряд внутренних планов: от мотива, порождающего какую-либо мысль, к созреванию самой мысли, затем к опосредствованию её во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов и, наконец, во внешней речи. Идея, содержащаяся в мысли как единое целое, разворачивается в речи в виде последовательности значений. Если человек не может чётко «уловить» свою мысль, это значит, что он не может опосредовать движение мысли словесными значениями. Привлечённое для фиксирования мысли языковое значение становится смыслом, связанным с конкретной ситуацией. Таким образом, процесс перехода внутренней речи во внешнюю речь, её переструктурирование, протекает через сопоставление субъективных смыслов с языковыми значениями. «Диалог мысли и слова» составляет основное содержание плана внутренней речи.

Результаты современных психолингвистических и нейролингвистических исследований созвучны с концепцией внутренней речи, предложенной Л. С. Выготским. Работы Дж. С. Брунера, П. Гринфилд, Дж. Верча, У. Чейфа, Э.

Бейтс позволили соотнести синтаксис внутренней речи с членением по схеме «подразумеваемое данное - выражаемое новое» («данное», как очевидное, с меньшей вероятностью упоминается во внутренней речи) и связать его с механизмами внимания.

Лит.: Соколов А. И. Внутренняя речь и мышление. М., 1968; Bates Е. Language and context: the acquisition of pragmatics. N. Y., 1976; Greenfield Р. М., Smith J. Н. The structure of communication in early language development. N. Y., 1976; Выготский Л. С. Проблема сознания // Выготский Л. С. Собр. сочинение М., 1982. Т. 1, он же. Мышление и речь // Там же. М., 1982. Т. 2; Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. М., 1984; Chafe W. Discourse, consciousness, and time: the flow and displacement of conscious experience in speaking and writing. Chi., 1994; Ахутина Т. В. Роль внутренней речи в процессе построения высказывания // Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии.2-е изд. М., 2002.

Т. В. Ахутина.