Военная прокуратура
ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА, система государственных органов, осуществляющих надзор за исполнением законов и уголовное преследование в вооруженных силах и воинских формированиях.
Создание органов военной прокуратуры началось с формирования регулярной российской армии. В январе 1722 года были учреждены наряду с должностью генерал-прокурора Сената должности прокуроров при Военной и Адмиралтейств-коллегиях. Собственно военная прокуратура в России была учреждена в 1867 году на основании Военно-судебного устава, утверждённого императором Александром II. Главный военный прокурор возглавлял Главное военно-судное управление и подчинялся непосредственно военному министру. Вертикаль военно-прокурорского надзора была создана в соответствии со структурой армии. Предварительным следствием в войсках под надзором военных прокуроров занимались военные следователи. При осуществлении прокурорского надзора низшие чины действовали под руководством высших и полностью подчинялись главному военному прокурору. Их функции состояли в «надзоре за единообразным и точным применением закона в войсках; преследовании перед судом по произведённым следствиям и дознаниям всякого рода преступлений; предложении суду предварительных заключений».
Реклама
В составе Морского министерства был учреждён пост главного военно-морского прокурора, который руководил Главным военно-морским судным управлением. В советский период развития России эта должность в качестве самостоятельной в рамках прокурорского надзора не воссоздавалась.
Декретом СНК РСФСР о суде от 22.11(5.12).1917 №1 прокурорский надзор в России упразднён, одновременно была ликвидирована и военная прокуратура.
Постановлением ВЦИК РСФСР от 28.5.1922 и Положением о прокурорском надзоре «в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью» в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная прокуратура, а военная прокуратура стала её структурным подразделением. С января 1924 года военная прокуратура передана на бюджет военного ведомства, а военные прокуроры причислены к военнослужащим, но при этом независимость их от военного командования была сохранена. Это положение было закреплено в процессе создания единой централизованной прокурорской системы в советский период.
Правовое положение военной прокуратуры в Российской Федерации определено Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Военная прокуратура в Российской Федерации - структурно-обособленная часть единой федеральной централизованной системы прокуратуры Российской Федерации.
Систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура, военная прокуратура окружного звена (приравнены к прокуратурам субъектов Российской Федерации), военные прокуратуры объединений, соединений и гарнизонов (со статусом прокуратур городов и районов). Возглавляет военную прокуратуру Главный военный прокурор, являющийся заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, назначаемый на должность Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Он и подчинённые ему прокуроры осуществляют свои полномочия в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, независимо от командования, утверждая правовыми средствами законность и правопорядок в войсках.
Основными направлениями деятельности военной прокуратуры являются: надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления и воинскими должностными лицами, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие; надзор за исполнением законов при исполнении наказаний (не связанных с лишением свободы), назначаемых военнослужащим, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу военнослужащих; осуществление предварительного следствия по всем делам о преступлениях военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, а также гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, совершённых в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо совершённых в расположении воинской части (учреждения); координация деятельности правоохранительных органов в вооруженных силах и других войсках по борьбе с преступностью и др.
В странах Западной Европы и США органы военной прокуратуры образованы и функционируют в составе военных ведомств. Поэтому система военно-прокурорского надзора соответствует структуре армии.
Например, в США военная прокуратура не является частью федеральных органов прокуратуры, а структурно входит в каждый вид вооруженных сил (сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот). Военный прокурор надзирает за осуществлением правосудия в конкретном виде вооруженных сил в соответствии с Единым кодексом военной юстиции и федеральными законами США и подчиняется начальнику штаба вида вооруженных сил.
Лит.: Корф С. А. Административная юстиция в России. СПб., 1910. Кн. 1: Очерк исторического развития власти надзора и административной юстиции в России; Карев Д. С., Савицкий Н. И. Очерки истории советской военной прокуратуры. М., 1948; Савенков А. Н. Военная прокуратура: история и судьбы. СПб., 2004.
А. Н. Савенков.