Военно-воздушные силы

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ (ВВС), вид вооружённых сил (ВС), предназначенный для отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важных объектов страны и группировок войск (сил), а также для уничтожения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, и для обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск ВС.

Первые самолёты для использования в военных целях появились в начале 20 века. Военные министерства Франции (1909), России (1909-11) и других стран начали приобретать самолёты и готовить кадры военных лётчиков. В 1911 году Италия впервые применила авиацию для разведки и бомбардировки войск противника. В России самолёты в первый раз были использованы в военных целях на манёврах Петербургского, Варшавского и Киевского ВО в 1911 году, где они вели воздушную разведку и фотографирование местности. В боевых условиях российские самолёты впервые были применены в 1-й Балканской войне 1912-1913 годов, в которой российский авиационный отряд действовал на стороне Болгарии. Приказом по военному ведомству от 12.8.1912 все вопросы организации и развития военной авиации России были переданы Главному управлению Генштаба, в котором с этой целью была создана Воздухоплавательная часть (дата 12 августа Указом Президента Российской Федерации установлена как День ВВС России). К началу 1-й мировой войны Россия имела свыше 200 военных самолётов, Германия - свыше 230, Франция - около 160, Австро-Венгрия - свыше 60, Великобритания - свыше 50, США и Италия - по 30. Военные самолёты могли развивать скорость до 120 км/ч, достигали высоты 4 тысяч м и применялись главным образом для ведения воздушной разведки и корректирования огня артиллерии. В 1914 году в России принят на вооружение первый в мире 4-моторный бомбардировщик «Илья Муромец», который мог брать до 400 кг авиабомб, а к марту 1915 года сформирована эскадра из 10 таких самолётов. Применение в ходе войны самолётов-разведчиков и бомбардировщиков дало толчок интенсивному развитию и средств борьбы с ними - зенитной артиллерии и самолётов-истребителей, возникли войска ПВО и истребительная авиация. За годы 1-й мировой войны общая численность самолётов воюющих стран увеличилась в десятки раз. Выделились рода авиации: разведывательная, истребительная, бомбардировочная. Количественное и качественное развитие авиационной техники повысило роль авиации в бою, операции и войне в целом. Большое значение стала приобретать борьба за господство в воздухе. После 1-й мировой войны во всех государствах продолжался рост ВВС. Особенно форсированно наращивалась воздушная мощь в 1930-е годы в условиях начавшейся гонки вооружений, подготовки к новой войне.

Реклама

Военно-воздушные силыСоветские ВВС создавались вместе с Красной Армией. В декабре 1917 года в составе Наркомата по военным делам была учреждена Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики. Переход к строительству регулярных ВВС начат в 1918 году, 24 мая образовано Главное управление Рабоче-крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота, а в сентябре - Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии. К ноябрю 1918 года в составе советских ВВС было 38, а к декабрю 1920 - 83 авиаотряда (в том числе 18 морских). На фронтах Гражданской войны 1917-22 одновременно действовало до 350 советских самолётов. В послевоенные годы одновременно с количественным и качественным ростом ВВС совершенствовалась их организационная структура. Красный Военно-Воздушный Флот в 1924 году был преобразован в ВВС РККА, которые в 1932 получили статус самостоятельного рода войск и состояли из авиации войсковой (в составе общевойсковых корпусов), армейской (в составе общевойсковых армий) и фронтовой (ВВС ВО). В мае 1932 года оформляются как самостоятельный род войск Войска ПВО, а в 1933 - тяжёлая бомбардировочная авиация как средство Главного Командования. В 1938 году советская морская авиация была выведена из состава ВВС и стала одним из родов сил флота. В 1936-38 годах в составе ВВС создают оперативные авиационные объединения - три армии особого назначения смешанного состава, предназначенные для решения самостоятельных оперативных и стратегических задач на ТВД, но в 1940 году их расформировывают и на их базе создают дальнебомбардировочные авиационные корпуса однородного состава. В 1937-38 годах для ПВО Москвы, Ленинграда и Баку формируют корпуса ПВО, Киева - дивизию ПВО, других крупных городов - бригады ПВО. В 1930-е годы в стране была построена мощная авиационная промышленность. В 1940-41 годах освоен серийный выпуск новых истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2 и штурмовиков Ил-2. Только за 1940 и 1-ю половину 1941 года было выпущено свыше 12 тысяч боевых самолётов. Однако перевооружить советские ВВС на новые типы самолётов до начала Великой Отечественной войны не удалось. На вооружение частей Войск ПВО поступили 76-мм, 85-мм и 37-мм зенитные полуавтоматические пушки, прожекторные станции, аэростаты заграждения, РЛС РУС-1, РУС-2 и другая техника. Но в целом боевая готовность ВВС Красной Армии не соответствовала требованиям того периода. 25.2.1941 ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О реорганизации авиационных сил Красной Армии». Начавшаяся Великая Отечественная война не позволила завершить намеченные мероприятия, но была заложена основа, давшая возможность воссоздать ВВС после тяжёлых поражений начального периода войны.

Военно-воздушные силыК началу 2-й мировой войны Германия в составе своих ВВС имела около 4,1 тысяч, Италия - свыше 2,8 тысяч, Япония - около 3,8 тысяч, Великобритания - около 3,9 тысяч, Франция - свыше 3,3 тысяч, США – около 1,6 тысяч боевых самолётов. В составе ВВС ряда стран были созданы авиационные объединения, способные решать оперативно-стратегические задачи. В Германии такими объединениями являлись 5 воздушных флотов, каждый из которых включал 800-1200 самолётов различных родов авиации и предназначался для выполнения боевых задач во взаимодействии с группой армий и самостоятельно. За годы Великой Отечественной войны советские ВВС были коренным образом реорганизованы. Решением Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК) 29.6.1941 учреждена должность командующего ВВС - заместитель наркома обороны, создан Военный совет ВВС. Приняты меры по ускоренному вводу в строй авиационных заводов, строительство которых началось ещё до войны. В короткие сроки удалось значительно увеличить мощь советских ВВС. На вооружение ВВС стали поступать новые истребители Як-7б, Як-9, Як-3, Ла-5, Ла-7, двухместные штурмовики Ил-2, а с лета 1944 - Ил-10, фронтовые бомбардировщики Ту-2, дальние бомбардировщики Ил-4 и Пе-8, транспортно-десантные самолёты Ли-2 (лицензионная версия Дугласа DC-З); пушки, бомбы, радио- и радиолокационные станции, аэронавигационное оборудование и другая техника и вооружение. За годы войны было налажено серийное производство 25 новых типов самолётов (включая и модернизацию); всего авиационная промышленность выпустила свыше 125,6 тысяч самолётов, в том числе боевых и военно-транспортных - 119,3 тысяч. Поставки союзников составили около 20 тысяч самолётов. Произошли значительные изменения в структуре ВВС. В течение 1942 года вся боевая авиация была изъята из общевойсковых армий и корпусов, ВВС всех фронтов преобразованы в воздушные армии, что позволило массированно применять авиацию на главных направлениях действий войск и централизованно управлять ею. В марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация реорганизована в авиацию дальнего действия и подчинена Ставке ВГК, а в декабре 1944 года на её базе создана 18-я воздушная армия. Существенные структурные изменения произошли в Войсках ПВО. В ноябре 1941 года Войска ПВО территории страны были выделены в самостоятельный вид ВС. В январе 1942 года в составе Войск ПВО территории страны на правах рода войск оформилась авиация ПВО, в состав которой из ВВС было передано 40 истребительных авиационных полков.

Военно-воздушные силыВ годы войны совершенствовались принципы, формы и способы применения ВВС. Были сформированы отдельные авиационные корпуса резерва ВГК, которые обеспечивали быстрое сосредоточение крупных сил авиации на главных направлениях действий сухопутных войск. Важнейшей формой применения ВВС стали воздушные операции в целях разгрома (ослабления) авиационной группировок, уничтожения оперативных резервов и срыва их перевозок, разрушения важных военно-промышленных центров противника. Новое содержание приобрели боевые действия объединений ВВС в общевойсковых операциях. К середине лета 1943 года советские ВВС прочно завоевали стратегическое господство в воздухе. За годы Великой Отечественной войны они совершили свыше 3,1 миллионов боевых самолётовылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и боевой технике. Из 77 тысяч самолётов, потерянных противником на советско-германском фронте, советской авиацией было уничтожено 57 тысяч, из них 44 тысяч в воздушных боях и 13 тысяч на аэродромах. Зенитной артиллерией Войск ПВО уничтожено свыше 7 тысяч самолётов противника. Общие боевые потери советской авиации за годы войны на земле и в воздухе составили около 45,6 тысяч самолётов. За проявленные мужество и отвагу свыше 200 тысяч воинов-авиаторов были награждены орденами и медалями, 2420 присвоено звание Героя Советского Союза, 65 лётчиков удостоены этого звания дважды и 2 лётчика - трижды. Орденами СССР награждены 897 авиасоединений и частей, 708 получили почётное наименование и 228 удостоены звания гвардейских.

Военно-воздушные силыВ 1946 году была введена должность Главнокомандующего ВВС - заместитель министра Вооруженных Сил (затем заместитель министра обороны) СССР. Штаб ВВС преобразован в Главный штаб ВВС. В составе ВВС как рода авиации выделились дальняя (1946), военно-транспортная (1955), истребительно-бомбардировочная (1957, вместо штурмовой). В конце 1950-х годов как род войск ПВО формируют зенитные ракетные войска. Войска ПВО за послевоенный период прошли несколько стадий реорганизации. Советские ВВС перешли от поршневой авиации к реактивной, были созданы вертолёты различного назначения, сформированы вертолётные части. Применение турбовинтовых и турбореактивных двигателей позволило не только повысить скорость (до 3500 км/ч) и высоту (свыше 20 км) полёта, но и значительно увеличить дальность полёта (свыше 10 тысяч км) и грузоподъёмность самолётов. Для обеспечения надёжного самолётовождения, точного бомбометания и стрельбы самолёты оснащают радиоэлектронным оборудованием, аэродромы - более современными радиотехническими системами посадки самолётов. В 1960-х годах на вооружение ВВС поступают новые средства поражения - авиационное артиллерийское оружие с большим запасом патронов и гранат, управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы и ракеты с ядерными зарядами; совершенствуется организационная структура частей, соединений и объединений. Боевые действия в Афганистане в 1979-89 годах потребовали возрождения штурмовой авиации на новом качественном уровне. Одним из компонентов стратегических ядерных сил стала дальняя авиация, основу которой составили ракетоносцы больших грузоподъёмности и радиуса действия. На вооружение фронтовой авиации поступили сверхзвуковые всепогодные бомбардировщики, истребители-бомбардировщики, штурмовики, истребители, самолёты-разведчики, транспортные и специальные самолёты. Военно-транспортная авиация получила на вооружение современные большегрузные самолёты. Дальняя и военно-транспортная авиация стали средством ВГК.

ВВС ведущих западных государств (США, Великобритании, Франции, Германии) в послевоенный период также оснащались реактивной авиационной техникой, ракетами и бомбами различных классов и назначения, которые активно применялись в ходе локальных войн. В строительстве ВВС большинства западных государств особое внимание уделялось развитию тактической авиации как основного средства доставки оперативно-тактических ядерных боеприпасов и поддержки войск. Основу самолётного парка тактической авиации составили истребители F-15, F-16, F-111, F-117, А-6, А-10 (США), «Торнадо», «Ягуар», «Харриер», «Лайтинг» (Великобритания), «Мираж» V, «Мираж» 2000, «Мираж» F.1С (Франция). Стратегическая авиация оснащалась реактивными стратегическими бомбардировщиками В-1 В, В-2 А, В-52Н (США), «Вулкан», «Виктор» (Великобритания), «Мираж» (Франция) и др.

ВВС Российской Федерации созданы в 1998 году на основе объединения ВВС и Войск ПВО страны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.7.1997, который предусматривал сосредоточение управления всеми войсками и силами, ведущими боевые действия в воздухе и с воздуха, под единым командованием. В 2003 году в ВВС была передана армейская авиация из состава Сухопутных войск. ВВС Российской Федерации включают: авиацию, зенитные ракетные войска и радиотехнические войска, являющиеся родами войск ВВС, а также специальные войска (разведывательные; связи; радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления; радиоэлектронной борьбы; инженерные; радиационные, химической и биологической защиты; поисково-спасательные; метеорологического; технического обеспечения) и тыл. В зависимости от предназначения и подчинённости авиация ВВС подразделяется на дальнюю, фронтовую (оперативно-тактическую), армейскую и военно-транспортную; исходя из решаемых задач и характера действий она подразделяется по родам авиации на бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную. Организационно ВВС Российской Федерации в своём составе имеют: Командование специального назначения (главное звено воздушно-космической обороны страны); воздушную армию ВГК стратегического назначения; воздушную армию ВГК военно-транспортной авиации; армии ВВС и ПВО; воздушные армии; военно-учебные заведения, научно-исследовательские и испытательные учреждения, соединения и части центрального подчинения, центры боевой подготовки и переучивания лётного состава.

Российский фронтовой бомбардировщик Су-24 (1977, СССР).На вооружении авиационных полков дальней авиации состоят стратегические ракетоносцы-бомбардировщики Ту-160, стратегические ракетоносцы Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22МЗ и самолёты-заправщики Ил-78Т. Стратегические ракетоносцы вооружены высокоточными авиационными стратегическими крылатыми ракетами класса «воздух-поверхность» в ядерном и обычном снаряжении (Ту-160 ещё авиационными бомбами), дальние ракетоносцы-бомбардировщики - авиационными бомбами и управляемыми ракетами класса «воздух-поверхность» средней дальности в ядерном и обычном снаряжении. Радиус действия Ту-95МС и Ту-160 с полной боевой нагрузкой и без дозаправки топливом в полёте составляет до 5,5 тысяч км, Ту-22МЗ - до 2,1 тысяч км. Авиационные полки фронтовой авиации на вооружении имеют: фронтовые бомбардировщики Су-24М с радиусом действия до 630 км и максимальной боевой нагрузкой 8 тонн; штурмовики Су-25 с радиусом действия до 470 км и максимальный боевой нагрузкой 4 тонны; истребители МиГ-31, Су-27 и МиГ-29 различных модификаций с радиусом действия от 400 км до 1500 км и максимальной боевой нагрузкой от 3 до 7 тонн; оперативно-тактические разведчики Су-24МР и МиГ-25РБ; транспортные вертолёты Ми-8 различных модификаций. Авиационные полки армейской авиации вооружены боевыми (ударными) вертолётами Ми-24 различных модификаций (которые планируется заменить вертолётами К-50, К-52 и Ми-28), транспортно-боевыми вертолётами Ми-8МТ, тяжёлыми десантно-транспортными вертолётами Ми-26, беспилотными самолётами-разведчиками ВР-ЗД («Рейс-Д»). На вооружении авиационных полков военно-транспортной авиации состоят военно-транспортные самолёты: стратегические (дальние тяжёлые) Ан-124 и Ан-22, оперативно-стратегические (тяжёлые) Ил-76 различных модификаций, вспомогательный (лёгкий) Ан-26.

Зенитные ракетные части ВВС Российской Федерации имеют на вооружении ЗРК дальнего действия (до 400 км) С-400 и средней дальности (до 150 км) С-300 (ПС, ПМУ), способные поражать самолёты (вертолёты), крылатые ракеты и головные части оперативно-тактических баллистических ракет на конечном участке траектории полёта на высотах от 10 м до 185 км. Гарантированная вероятность поражения одним пуском воздушной цели 0,8 и более, аэробаллистической цели 0,6-0,7.

Радиотехнические войска ВВС Российской Федерации представлены радиотехническими бригадами и полками, имеющими на вооружении РЛС различных диапазонов радиоволн. Дальность обнаружения воздушных и аэробаллистических целей зависит от высоты их полёта и составляет на высоте до 100 м - 40-50 км, 500 м - 80-90 км, 1 км - до 360 км. Зона видимости загоризонтных РЛС от 900 до 2800 км.

ВВС большинства западных государств организационно включают авиационные командования, объединяющие соединения и части тактических истребителей, штурмовиков, разведывательных и военно-транспортных самолётов и вертолётов, а ВВС США, Великобритании и Франции - соединения стратегической авиации и баллистических ракет. В состав ВВС ряда государств входят соединения и части ПВО, а в США - силы и средства предупреждения о ракетно-ядерном ударе и контроле космического пространства. США имеют авиационные командования в различных зонах земного шара (на Тихом океане, в Европе, на полуострове Аляска, в Центральной и Южной Америке). ВВС США в Европе составляют основу боевой мощи объединённых ВВС НАТО, у которых на вооружении авиационных частей - современные сверхзвуковые самолёты, оснащённые высокоточными управляемыми бомбами и ракетами, способными нести и ядерные заряды.

Лит.: Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы М., 1968; Развитие противовоздушной обороны. М., 1976; Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне, 1941-1945. М., 1981; Яковлев А. С. Советские самолеты. 4-е изд. М., 1982; Кожевников М. Н. Командование и штаб ВВС Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы 2-е изд. М., 1985; Руденко С. И. Крылья победы. 2-е изд. М., 1985; Шумихин В. С. Советская военная авиация, 1917-1941. М., 1986; Воздушная мощь Родины. М., 1988; Вооруженные силы основных капиталистических государств. М., 1988; Военная энциклопедия. М., 1994-1997. Т. 1-2.

А. Г. Цымбалов.