Авиация
АВИАЦИЯ (французский aviation, от латинского avis птица), широкое понятие, связанное с полётами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Авиация включает в себя технические средства и личный состав, функционирует в рамках сложившихся организационных структур и опирается на специальные отрасли знаний. К техническим средствам наряду с ЛА (летательные аппараты, в основном самолёты и вертолёты) относятся также наземные технические средства, обеспечивающие подготовку ЛА к полёту и выполнение полётного задания. Создание авиационной техники возложено на авиационную промышленность, а также на отрасли индустрии соответствующего профиля (изготовляющие авиационные материалы, топливо, радио и светотехническое оборудование и др.). Личный состав авиации объединяет лётный состав и специалистов, связанных с техническим обслуживанием авиационной техники. Эксплуатацию ЛА обеспечивают сети аэропортов (аэродромов), центров и пунктов управления воздушным движением и другие службы. Авиационная наука базируется на достижениях аэродинамики, газовой динамики, механики полёта, аэронавигации, теории автоматического регулирования, строительной механики, материаловедения, акустики, эргономики и других наук.
Реклама
В соответствии с назначением различают гражданскую, государственную и экспериментальную авиации. Гражданскую авиацию подразделяют на коммерческую, которая выполняет перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты и другие авиационные работы за плату, и авиацию общего назначения. В ряде государств к авиации общего назначения относят административные, личные, спортивные, сельскохозяйственные и другие самолёты и вертолёты. Основу парка ЛА гражданской авиации составляют магистральные и региональные пассажирские и грузовые самолёты. Государственная авиация решает задачи военной, милицейской, таможенной и других государственных служб. Военная авиация - составная часть вооруженных сил государств. Её назначение - наносить удары по наземным целям, вести борьбу с воздушным и морским противником, осуществлять воздушные переброски войск, вооружений и военный техники, проводить воздушную разведку и др. Военная авиация крупных государств, как правило, включает в себя военно-воздушные силы, а также армейскую и морскую авиацию. Экспериментальная авиация используется для проведения научно-исследовательских работ, испытаний авиационной и другой техники.
Начальный период развития авиации. Первые попытки человека летать самому с помощью искусственных крыльев основывались на подражании полёту птиц. В рукописях Леонардо да Винчи (1475) приведены рисунки двух летательных машин с мускульным приводом, одна из которых как бы «ввинчивается» в воздух с помощью архимедова винта (отдалённый прообраз вертолёта), а другая использует для полёта машущие крылья. Идею вертолёта разработал и экспериментально обосновал М. В. Ломоносов, который в 1754 году продемонстрировал модель «аэродромической машины», два несущих лопастных винта которой имели пружинный привод. В 1799 году Дж. Кейли выдвинул концепцию аэроплана (самолёта) - ЛА, который «опирается» в воздухе на неподвижную несущую поверхность (крыло), а для передвижения использует отдельный движитель. В 1853 году он построил планёр (безмоторный ЛА самолётной схемы). В 1891-96 годах О. Лилиенталь спроектировал и облетал несколько планёров (дальность полётов достигала 300 м). В 1843 году У. Хенсон (Великобритания) получил патент на проект самолёта с паровой машиной и двумя воздушными винтами в качестве движителей. В 1864 году проект самолёта с паровой машиной и толкающим воздушным винтом запатентовал во Франции и Великобритании Н.А. Телешов.
Значительный вклад в развитие научных основ авиации внесли русские учёные. М. А. Рыкачёв разработал экспериментальные методы исследования несущих винтов ЛА вертолётной схемы (1871). В 1880 году опубликован классический труд Д. И. Менделеева «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании». С. К. Джевецкий в 1892 году предложил метод расчёта гребного винта, положенный в основу открытой им теории воздушного винта. К. Э. Циолковский в 1897 году построил в Калуге аэродинамическую трубу («воздуходувку») для исследования обтекания воздухом тел различный формы. В 1883 году А. Ф. Можайский завершил постройку натурного самолёта с двумя паровыми машинами и тремя воздушными винтами. В 1885 году при попытке взлёта самолёт накренился и поломал крыло. В дальнейшем самолёты с паровыми двигателями испытывали Х. С. Максим, француз К. Адер, однако их попытки совершить полёт оказались неудачными.
Полёты на самолётах стали возможными только после установки на них поршневых двигателей внутреннего сгорания, которые были легче паровых машин. 17.12.1903 братья О. и У. Райт (США) на самолёте «Флайер I» с бензиновым двигателем внутреннего сгорания выполнили четыре полёта (в последнем полёте самолёт пролетел 260 метров за 59 секунд). В последующие годы авиация начинает быстро развиваться в европейских странах, где пионерами самолётостроения стали А. Сантос-Дюмон, Г. Вуазен, Л. Блерио, Р. Эно-Пельтри, А. Фарман, Э. Ньюпор (все Франция), А. Ро, Дж. Де Хэвилленд, Ф. Хэндли Пейдж (Великобритания), А. Фоккер (Нидерланды), Г. Юнкерс (Германия), Дж. Капрони (Италия) и др. Вёлся поиск наилучших аэродинамических и конструктивных схем самолётов, которые строили в виде монопланов и бипланов, с открытым (в виде фермы) или с закрытым обшивкой фюзеляжем, с толкающими или тянущими воздушными винтами, с колёсным шасси или с поплавками для взлёта с воды и посадки на неё. Силовую конструкцию (каркас) самолётов выполняли из дерева, крылья обтягивали материей. Авиация стремительно вошла в жизнь: скорость, высота и дальность полётов постоянно возрастали, рекордные достижения стали регистрироваться Международной авиационной федерацией (ФАИ), основанной в 1905 году. Освоение вертолётов шло с заметным отставанием от самолётов, хотя первые вертолёты, поднимавшиеся на небольшую высоту, были продемонстрированы во Франции ещё в 1907 году (один из вертолётов построили Ш. Рише и братья Л. и Ж. Бреге, другой - П. Корню).
Интерес к авиации охватил и Россию. В 1908 году основан Всероссийский аэроклуб. В 1910 году состоялись первые полёты отечественных самолётов конструкции А. С. Кудашева, И. И. Сикорского, Я. М. Гаккеля. В 1911 году Б. Н. Юрьев опубликовал ставшую классической схему одновинтового вертолёта с автоматом перекоса несущего винта. В 1913 году под руководством Сикорского построены первые в мире многомоторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Большой вклад в популяризацию авиации внесли М. Н. Ефимов, Н. Е. Попов, С. И. Уточкин, А. А. Васильев, Г. В. Алехнович и другие российские лётчики. С 1909 года в ряде высших учебных заведений ввели лекции по авиации. В 1910 году началась подготовка российских военный лётчиков во Франции, а также в отечественных лётных школах. В 1909-11 годах в России производство самолётов начали осваивать заводы «Дукс» (Москва), «Первое Российское товарищество воздухоплавания С. С. Щетинин и компания» и Русско-Балтийский вагонный завод (С.-Петербург).
Винтомоторная авиация. В начале 20 века постоянно возрастающие запросы развивающейся авиации привели к созданию новой науки - аэродинамики, фундаментом которой стали основополагающие труды Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина (Россия), Л. Прандтля и Т. Кармана (Германия) и других учёных. Под руководством Жуковского организованы аэродинамические лаборатории в Московском университете (1902) и Московском Императорском техническом училище (1910), в Кучино (под Москвой) в 1904 году основан Аэродинамический институт, одна из первых в мире научно-исследовательских организаций такого профиля.
Существенный толчок развитию авиации дала 1-я мировая война. В 1914 году воюющие стороны имели в общей сложности около 800 самолётов (Россия - 206), за время войны их было выпущено свыше 200 тысяч. Значительно улучшились лётно-технические характеристики самолётов: скорость возросла до 200-220 км/ч, потолок высоты - до 6000-7000 м, мощность двигателя - до 300 кВт, грузоподъёмность - до 2-3,5 т.
1920-е годы прошли под знаком становления воздушного транспорта. Практически во всех экономически развитых странах мира появились авиатранспортные компании для перевозки пассажиров, почты, грузов, для чего создавались специальные пассажирские самолёты, а также переоборудовались военные. На европейских линиях широко применялись построенные в Германии пассажирские самолёты Юнкерса и Фоккера. В 1919 году фирма «Боинг» (США), ставшая впоследствии крупнейшим производителем воздушных судов, выпустила свой первый самолёт - летающую лодку В-1. В 1923 году Х. Сиерва (Испания) построил успешно летавший автожир С-4.
Россия уже в ходе Гражданской войны (1918-22) приступила к восстановлению и укреплению своей авиации. В 1918 году началась национализация авиационной промышленности. Тогда же был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), призванный обеспечить развитие авиационной науки и техники. В 1920 году открыто первое в стране высшее авиационное учебное заведение - Институт инженеров Красного Воздушного Флота (впоследствии Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского). В 1922 году начались полёты на международной авиалинии Москва - Кёнигсберг, в 1923 году открылась первая в СССР регулярная линия Москва - Нижний Новгород.
Первым отечественным пассажирским самолётом стал АК-1, рассчитанный на перевозку 2-3 пассажиров, созданный в ЦАГИ (1924) под руководством В. Л. Александрова и В. В. Калинина. В 1920-х годах организуются конструкторские бюро (КБ) Н. Н. Поликарпова, А.Н. Туполева, Д. П. Григоровича, К. А. Калинина. Первый отечественный серийный самолёт-разведчик Р-1 Поликарпова (1923). Его учебный самолёт У-2 (По-2), благодаря отличным лётным качествам и уникальным масштабам производства (в 1928-59 годах построено свыше 40 тысяч машин), стал одним из выдающихся ЛА в истории авиации. На У-2 установлен первый крупносерийный отечественный авиадвигатель воздушного охлаждения М-11 мощностью 73,5 кВт конструкции А. Д. Швецова, нашедший затем широкое применение в легкомоторной авиации. В КБ А. Н. Туполева, входившем в 1922-36 годах в состав ЦАГИ, впервые в стране начали разрабатывать цельнометалличесские самолёты. Созданные в КБ тяжёлые бомбардировщики - двухмоторный ТБ-1 (АНТ-4) и четырёхмоторный ТБ-3 (АНТ-6) - первые в мире тяжёлые самолёты, выполненные по схеме свободнонесущего (без наружных элементов крепления крыла) моноплана. Самолёт И-2бис Григоровича - первый отечественный истребитель, принятый на вооружение, что позволило в 1925 году исключить из парка военной авиации иностранный самолёты. В 20-х годах началась деятельность А. С. Яковлева как авиаконструктора. На его спортивном самолёте АИР-1 достигнуты в СССР в 1927 году первые (неофициальные) мировые рекорды (лётчик Ю. И. Пионтковский). В 1929 Н.И. Камовым и Н. К. Скржинским построен первый в стране автожир КАСКР-1.
Основная тенденция развития мировой авиации в 1930-х годах связана с увеличением скорости полёта, главным образом в результате снижения аэродинамического сопротивления ЛА. Самолёты стали строить преимущественно по монопланной схеме с убирающимся в полёте шасси, обтекаемыми капотами двигателей, закрытыми кабинами, гладкой (вместо гофрированной) металлической обшивкой. Разрабатывались более мощные авиационные двигатели, нагнетатели воздуха для наддува двигателя (с целью поддержания его мощности на высоте), воздушные винты с изменяемым в полёте шагом (для более эффективного использования мощности двигателя на различных режимах полёта), радиотехнические системы навигации, автопилоты, противообледенительные системы и др. Созданы первые цельнометаллические пассажирские самолёты монопланной схемы (Боинг 247 и DC-З, США). Боинг 307 стал первым самолётом с наддувом кабины для пассажиров, что позволило пассажирским самолётам летать на большой высоте. Лётно-пригодные образцы вертолётов продемонстрированы в Германии (FA 61 Г. Фокке) и США (VS-300 И. И. Сикорского).
В 1930-е годы в СССР активно расширялась сеть аэроклубов, сыгравших большую роль в подготовке лётных кадров, организовывались новые учебные заведения, КБ и научно-исследовательские организации авиационного профиля. Вводились в строй новые самолётостроительные и авиамоторные заводы, строились экспериментальные и опытные ЛА, на которых проверялись новые научно-технические идеи и конструкции. В этот период под руководством А. Н. Туполева были созданы гигантские для того времени самолёты АНТ-14 «Правда» и АНТ-20 «Максим Горький». Оригинальными техническими решениями отличались самолёты, построенные по проектам Г. И. Бакшеева, Р. Л. Бартини, В. Н. Беляева, П. Д. Грушина, К. А. Калинина, А. С. Москалёва, И. В. Четверикова, Б. И. Черановского, В. А. Чижевского и др. В ЦАГИ начались работы по автожирам и вертолётам. В создании этих ЛА принимали участие И.П. Братухин, Б. Н. Юрьев, Н.И. Камов, М. Л. Миль, В. А. Кузнецов, Н.К. Скржинский, А. М. Черёмухин и др. В СССР первый экспериментальный вертолёт (ЦАГИ 1-ЭА) построен в 1930 году. В 1932 году Черёмухин достиг на нём высоты 605 метров, значительно превысив официальный мировой рекорд, равный тогда 18 метрам. Для укрепления обороноспособности страны в СССР началось крупносерийное производство истребителей И-15, И-16, И-153 (Поликарпова), бомбардировщиков ТБ-3 и СБ (А.Н. Туполева), гидросамолётов МБР-2 (Г. М. Бериева) и других самолётов. Парк пассажирских самолётов промышленность постоянно пополняла новыми машинами: АНТ-9 и АНТ-35 А. Н. Туполева, К-5 Калинина, «Сталь-2» и «Сталь-3» А. И. Путилова, ХАИ-1 И. Г. Немана, Ли-2 (лицензионный DC-З) и др. В конце 30-х годов началось серийное производство созданных новых боевых самолётов: бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) и Пе-2 В. М. Петлякова, бомбардировщика ДБ-ЗФ (Ил-4), истребителей ЛаГГ-3 С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М. И. Гудкова, МиГ-1 и МиГ-3 А. И. Микояна и М. И. Гуревича, Як-1 А. С. Яковлева, многоцелевого самолёта Су-2 П. О. Сухого, бомбардировщиков Ар-2 А. А. Архангельского и Ер-2 В. Г. Ермолаева, штурмовика Ил-2 С. В. Ильюшина. В КБ В. Я. Климова, А. А. Микулина, А. С. Назарова, А. Д. Швецова создавались авиадвигатели повышенной мощности и надёжности.
За годы 2-й мировой войны общее производство самолётов в мире составило более 750 тысяч. Основными боевыми самолётами Германии были истребители Me 109 («Мессершмитт») и FW 190 («Фокке-Вульф»), бомбардировщики Не-111 («Хейнкель»), Ju87 и Ju88 («Юнкерс»). Союзники СССР использовали бомбардировщики «Галифакс», «Ланкастер» и «Москито» (Великобритания), а также В-17, В-24 и В-29 (США). Истребительная авиация союзников состояла из самолётов «Харрикейн», «Спитфайр» (Великобритания), Р-38, Р-39, Р-40, Р-47, Р-51 (США) и др. США, Великобритания, Япония использовали также и палубную авиацию.
В СССР за годы войны вошли в строй новые образцы боевых самолётов: истребители Як-7Б, Як-9, Як-3 (Яковлева), Ла-5 и Ла-7 (Лавочкина), штурмовик Ил-10 (Ильюшина), бомбардировщик Ту-2 (А. Н. Туполева). Под руководством А. Я. Березняка и А. М. Исаева создан опытный истребитель-перехватчик БИ-1 с ЖРД (1-й полёт в 1942 году, лётчик Г. Я. Бахчиванджи). В период Великой Отечественной войны авиационная промышленность СССР выпустила свыше 125 600 самолётов. К концу войны скорость серийных истребителей приблизилась к 700 км/ч и возможности дальнейшего её повышения на самолётах с поршневыми двигателями и воздушными винтами практически исчерпались.
Эпоха реактивной авиации. В середине 1940-х годов началось становление реактивной авиации, основным типом авиационного двигателя стал газотурбинный двигатель (ГТД). В конце войны появились первые реактивные истребители: германские Me 163В с жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) и Me 162 с турбореактивным двигателем (ТРД), а также английский «Метеор» с ТРД. Устанавливаемые на самолётах турбореактивные двигатели (разновидность ГТД) в сочетании со стреловидными и треугольными крыльями самолёта, обеспечивающими меньшее аэродинамическое сопротивление, позволили сначала освоить околозвуковые скорости полёта, а затем преодолеть звуковой барьер и достигнуть скоростей 2000 км/ч и более. В СССР первыми серийными реактивными истребителями были МиГ-9 и Як-15 (1946). Первые сверхзвуковые истребители - F-100 (США, 1953) и МиГ-19 (СССР, 1954), в числе самолётов, преодолевших рубеж скорости 2000 км/ч, истребители F-104 (США), Су-7 и МиГ-21 (СССР). Наряду с реактивными истребителями началось строительство и реактивных (дальних и стратегических) бомбардировщиков, например, в США - В-47, В-52; в Великобритании - «Вэлиент», «Вулкан», «Виктор»; в СССР - Ту-16 (КБ А.Н. Туполева), М-4, ЗМ (КБ В. М. Мясищева).
В 1950-е годы активно развивалась и гражданская авиация. У турбовинтовых пассажирских самолётов скорость полёта превысила 600 км/ч, у реактивных - 800 км/ч. Первые реактивные пассажирские самолёты - «Комета» (Великобритания, 1949), Боинг 707 (США, 1954), Ту-104 (СССР, 1955), «Каравелла» (Франция, 1955). К первым турбовинтовым пассажирским самолётам относят «Вайкаунт» (Великобритания, 1948), Фоккер F.27 (Нидерланды, 1955), Ил-18, Ту-114, Ан-12 (СССР, 1957-58). В разработку газотурбинных (турбореактивных и турбовинтовых) двигателей первых поколений в СССР большой вклад внесли КБ А. М. Люльки, В. Я. Климова, А. А. Микулина (и его преемника С. К. Туманского), В. А. Добрынина, А. Г. Ивченко, Н.Д. Кузнецова, П. А. Соловьёва.
Успехи авиации в 1950-60-х годах во многом обусловлены фундаментальными исследованиями советских учёных в области аэродинамики, устойчивости и управляемости ЛА, газодинамики воздушно-реактивных двигателей, новых конструкционных материалов, прочности авиационных конструкций (работы М. В. Келдыша, С. А. Христиановича, А. А. Дородницина, В. В. Струминского, Г. П. Свищёва, Г. С. Бюшгенса, Б. С. Стечкина, Г. И. Петрова, А. И. Макаревского, С. Т. Кишкина, А. Ф. Белова и многих других).
В 1950-х годах началось серийное производство вертолётов, нашедших широкое применение в гражданской и военной авиации. В 1946 году получил сертификат лётной годности вертолёт Белл 47 (США). В СССР первыми серийными вертолётами стали Ми-1, Ми-4, Ми-6 (КБ М. Л. Миля), Ка-15 и Ка-18 (КБ Н.И. Камова).
В 1960-70-х годах авиация развивалась в направлении улучшения лётно-технических характеристик самолётов и вертолётов, а также разработки ЛА новых типов. Первым серийным боевым самолётом, скорость которого достигла 3000 км/ч, стал МиГ-25 (СССР, 1964). Некоторые сверхзвуковые боевые самолёты строили с изменяемой в полёте стреловидностью крыла для получения оптимальных аэродинамических характеристик в широком диапазоне изменения скорости полёта. Первыми серийными самолётами такого типа стали истребитель-бомбардировщик F-111 (США, 1964) и истребитель МиГ-23 (1967). Стремление расширить возможности базирования боевой авиации предопределило создание самолётов вертикального взлёта и посадки «Харриер» (Великобритания, 1966) и Як-38 (1970). Турбореактивные двигатели обеспечили истребителям тяговооружённость (отношение тяги двигателей к взлётному весу ЛА) более 1, повысив их манёвренные характеристики. Такая концепция впервые была реализована при создании самолётов F-14 и F-15 (США), а также Су-27 и МиГ-29.
Родоначальником самолётов большой грузоподъёмности стал широкофюзеляжный (с диаметром фюзеляжа 6 метров) Ан-22 «Антей» (О.К. Антонова), рассчитанный на перевозку 60 т груза (в рекордном полёте поднял свыше 100 т). Первое поколение широкофюзеляжных самолётов - Боинг 747, DC-10, L-1011 (США), А300 (западноевропейского консорциума «Эрбас индастри»), Ил-86. Значительная вместимость широкофюзеляжных самолётов (до 400 человек и более) позволяет снизить перегруженность крупных аэропортов и повысить рентабельность авиаперевозок. Для высокоскоростного обслуживания отдельных маршрутов Великобританией и Францией совместно создан сверхзвуковой пассажирский самолёт «Конкорд», эксплуатировавшийся в 1976-2003 годах. Разрабатывавшийся в СССР с некоторым опережением сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 находился в опытной эксплуатации в 1977-1978 годах. Скорость этих самолётов превысила 2000 км/ч. Первым в СССР транспортным самолётом укороченного взлёта и посадки стал Ан-72 (1977).
Продолжалось совершенствование винтокрылых машин. Не имел себе равных по грузоподъёмности опытный вертолёт Ми-12 (расчётная нагрузка 25 т, рекордная - более 40 т), совершивший первый полёт в 1967 году. Среди серийных вертолётов по грузоподъёмности лучшим был Ми-26 (20 т). На экспериментальном винтокрыле Ка-22 установлено 8 мировых рекордов. Были созданы специализированные боевые вертолёты АН-1 (США),
К-25 (СССР). В СССР новые руководители ведущих конструкторских коллективов успешно продолжили творческие традиции отечественной школы авиастроения (Г. В. Новожилов, Р. А. Беляков, А. А. Туполев, а в последующие 1980-е годы М. П. Симонов, М.Н. Тищенко, С. В. Михеев, С. П. Изотов, В. А. Лотарев, М. А. Погосян, В. М. Чепкин и другие конструкторы).
С 1980-х годов в СССР продолжились работы по созданию и доводке новых ЛА и усовершенствованию модификаций существующих самолётов и вертолётов, в том числе пассажирских самолётов Ил-96-300, Ил-114, Ту-204, Ту-214, Ту-334, грузового самолёта Ил-96Т, многоцелевого самолёта-амфибии Бе-200 (КБ имени Г. М. Бериева), транспортного вертолёта Ка-60, всепогодных боевых вертолётов Ка-52 и Ми-28Н, истребителей Су-30, Су-32, Су-35, МиГ-29 СМТ, учебно-боевых самолётов Як-130 и МиГ-АТ. С 1993 года в г. Жуковский регулярно (по нечётным годам) стал проводиться Международный аэрокосмический салон (МАКС), где демонстрируются новейшие достижения в области авиационной науки и техники.
1981-2003 годы - период дальнейшего развития авиации. Практически во всех классах ЛА создавались усовершенствованные образцы нового поколения. Радикально повысилась грузоподъёмность транспортных ЛА, в КБ Антонова были созданы самолёты Ан-124 «Руслан» (с грузоподъёмностью 150 т) и Ан-225 «Мрия» (250 т). В США разработан транспортный самолёт V-22 конвертируемой (преобразуемой) схемы - с поворотными в полёте воздушными винтами (со взлётом и посадкой «по-вертолётному»). В 1989-90 годах на самолёте Ту-155 проведены первые в мировой практике эксперименты по применению криогенного топлива (жидких водорода и метана). В 1986 году первый беспосадочный кругосветный перелёт без дозаправки топливом в полёте совершили на экспериментальном самолёте «Вояджер» Д. Рутан и Дж. Йигер (США). Для преодоления систем противовоздушной обороны некоторые образцы боевых самолётов начали изготавливать с использованием техники «Стелс», делая их малозаметными для наземных радиолокационных станций. Первыми такими самолётами стали истребитель F-117 и стратегический бомбардировщик В-2 (США). Для изучения атмосферы и других научных исследований в США применяли беспилотные ЛА, силовые установки которых использовали солнечную энергию (электроэнергия, вырабатываемая солнечными батареями, служила для привода воздушных винтов). В 1997 году в России в ОКБ П. О. Сухого создан самолёт с крылом обратной стреловидности Су-47 «Беркут» - прототип истребителя пятого поколения, способного сохранять устойчивость и управляемость на углах атаки 90° и более, вести всеракурсный обстрел в ближнем воздушном бою, а также многоканальную ракетную стрельбу на большой дальности.
В начале 21 века авиация способна решать широкий круг транспортных, хозяйственных и военных задач. Воздушный транспорт охватывает своими маршрутами практически все регионы земного шара. Ежегодно авиатранспортные компании стран-участниц Международной организации гражданской авиации перевозят свыше 1600 миллион пассажиров, мировой парк насчитывает более 23500 магистральных и региональных самолётов. В военной авиации наряду с её традиционными видами (родами) истребительной, бомбардировочной, военно-транспортной, разведывательной всё большее развитие получает специальная авиация, в задачи которой входят дальнее радиолокационное обнаружение воздушных и наземных целей, управление боевыми действиями, радиоэлектронная борьба и тому подобное. Достижения авиационной техники во многом способствовали становлению космонавтики. Сочетание достоинств авиационной и космической техники находит воплощение в пилотируемых транспортных космических кораблях многоразового использования, первыми представителями которых были в 1980-х годах «Спейс шаттл» (США) и «Буран» (СССР).
Лит.: Авиация: Энциклопедия/Гл. редактор Г. П. Свищев. М., 1994.
В. П. Шенкин.