Воскресение Христово
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО, в христианстве возвращение Иисуса Христа к жизни после Его смерти на кресте и погребения. В честь этого события установлен праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением, а также Пасхой. Воскресение Христово - явление воскресшего Иисуса Христа апостолам - описывается в следующих евангельских текстах: Мф. 28:1-10; Мк. 16:1-18; Лк. 24:1-49; Ин. 20:1-29; кратко упоминается в 1 Кор. 15:4-5. В апокрифическом «Евангелии от Петра» дано описание самого момента Воскресения.
С апостольских времён христианская проповедь была проповедью прежде и превыше всего о воскресшем Христе; Воскресение Христово занимает центральное место в христианском мировоззрении и вероучении. В этом контексте особый смысл приобретают слова апостола Павла, обращённые к христианам Коринфа: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:19). Апостол Павел именует Христа «первенцем из умерших» (1 Кор. 15:20, 23), поясняя, что Своей смертью и Воскресением Христос победил смерть [как в переносном смысле (смерть греха), так и в прямом)] и открыл верующим путь жизни вечной. По словам святителя Феофана Затворника, «Христу как Первенцу надлежало пройти весь путь восстановления, дабы проложить дорогу восстановляемым». Будучи главным содержанием христианской проповеди, весть о Воскресении Христовом является смысловым центром христианского богослужения. Специально прославлению этого события посвящены богослужение каждого воскресного дня (смотри Октоих), а также главный праздник церковного года - Пасха, которая празднуется на протяжении 40 дней.
Реклама
Иконография. В раннехристианском искусстве Воскресение Христово изображалось символически - в виде феникса, пророка Ионы, исходящего из чрева китова, пророка Самсона с вратами Газы, Давида, побеждающего Голиафа, и т.п. В 5-6 веках момент Воскресения Христова обозначался изображением спящих стражников у гроба и явления ангела жёнам-мироносицам. В 9 веке иконография Воскресения Христова в разных вариантах разрабатывалась в иллюстративных циклах Псалтирей: Христос стоит возле гробницы, возлежит в открытом гробе-саркофаге, выходит из него, иногда с царём Давидом (Хлудовская, Штутгартская, Бристольская Псалтири). Тогда же зарождается иконография Воскресения Христова как «Сошествия во ад» - Спаситель в ореоле славы попирает великана (персонификация ада) и изводит из гробов Адама и Еву. В 10 веке этот вариант, основанный на апокрифическом «Евангелии от Никодима», приобрёл законченную форму: в центре Христос во славе, попирающий сломанные врата ада, по сторонам - ветхозаветные праведники с Давидом и Соломоном, у ног Христа - Адам и Ева. В западноевропейской живописи с 10 века появляются изображения Воскресения с Христом, исходящим из гроба. В 11-12 веках распространяется иконография Христа в сиянии, стоящего на крышке гроба или парящего над ним (фреска церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме, 1180). В 13-14 веках и в византийском, и в западном искусстве композиция стала более динамичной, развитой по вертикали. В «Сошествии во ад» над ореолом славы Христа изображали ангелов с крестом, в самом ореоле - ангелов с копьями, которые поражают демонов в пещере ада; в нижней части ангелы связывают сатану (икона из Воскресенского собора в Коломне, конце 14 века, ГТГ).
В «Восстании из гроба» Христа показывали парящим в сиянии, с хоругвью (лабарумом) в руке в знак победы над смертью и адом, со спящей стражей, часто с ангелами и жёнами-мироносицами. Этот тип возобладал в искусстве Возрождения, маньеризма и барокко (фреска Андреа да Фиренце в Испанской капелле в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, 1366; «Изенгеймский алтарь» М. Грюневальда, 1512-16, музей Унтерлинден, Кольмар; алтарный образ Я. Тинторетто, 1585, церковь Сан-Кассиано, Венеция). Его разновидностью можно считать символическое изображение Воскресения Христова в виде сияния над гробом (картина Рембрандта, 1639). Наряду с ним продолжали бытовать и другие варианты: с Христом, исходящим из гроба (алтарный образ Пьеро делла Франчески, 1460-63 или 1463-65, Городской музей, Сансеполькро) или стоящим на его крышке (алтарь собора Святого Ильи в Тршебоне, около 1380; картина П. П. Рубенса, 1611-12). В поствизантийской иконописи тип «Восстание из гроба» появился под западным влиянием. На строгановских иконах рубежа 16-17 веков сцена восстания Христа занимает скромное место в качестве одной из деталей композиции «Сошествие во ад». К середине 17 века она перемещается в верхнюю часть иконы, а нижнюю часть занимает «Сошествие во ад». Дополненная изображениями рая, праведников, исходящих из ада, ангелов, побивающих сатану, а также сюжетами, связанными с Распятием Христовым, эта композиция сохраняется в традиционной иконописи 18-19 веков. В русской церковной живописи Нового времени использовался западноевропейский тип, где Христос в сиянии отлетает в небеса; в искусстве модерна встречаются изображения Христа, стоящего на фоне открытой гробницы (фасадная мозаика храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, по оригиналу М. В. Нестерова, 1901).
Лит.: Schönewolf О. Die Darstellungen der Auferstehung Christi, ihre Entstehung und ihre ältesten Denkmäler. Lpz., 1909; Villette J. La Résurrection du Christ dans l’art chrétien du II au VII siècle. Р., 1957; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. 2-е изд. М., 2001.
И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).