Возраст человека

ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА, период от рождения человека до того или иного отсчитываемого момента его жизни. Различают биологический возраст человека, который определяется степенью биологической зрелости организма и её соответствием средним популяционным характеристикам, календарный возраст человека (хронологический, паспортный), измеряемый временем, прошедшим с момента рождения, а также психологический, социальный возраст человека и др. Биологический возраст человека может заметно отличаться от календарного как в сторону опережения, так и отставания. В зависимости от выбора системы признаков различают морфологический возраст человека, костный, зубной и тому подобное.

В демографическом анализе частота всех демографических событий (рождений, смертей и так далее) рассматривается обычно как функция возраста, который считается непрерывной переменной и указывается либо в виде точного возраста человека (как промежуток времени между моментом рождения и определённым моментом жизни человека), либо как возрастной интервал между двумя соседними (обычно целыми годичными) его значениями. Для поколения предполагается, что все составляющие его люди родились (или с ними произошло то или иное событие) в один и тот же момент. В процессе эволюции продолжительности жизни представления о возрастных периодах (периодизация онтогенеза человека) меняются. Примерная периодизация жизни человека (с учётом относительности границ) может быть представлена в следующем виде:

Реклама

В медицине существует понятие гестационного возраста человека, определяемого в неделях для плода или новорождённого ребёнка от последнего периода менструации матери.

Наряду с возрастом живущих важное значение в демографическом анализе имеет возраст умерших, возраст вступления в брак, детородный возраст и т. д. Знание возрастов отдельных людей на момент наблюдения или наступления в их жизни тех или иных демографических событий даёт представление о возрастной структуре населения и о том, в каких возрастных группах происходят данные события. Поскольку частота рождений, смертей, браков, разводов в разных возрастах неодинакова, возраст человека служит общей координатой демографических явлений; их статистическое описание при помощи таблиц смертности, рождаемости, брачности и др. (имеют важное значение для анализа воспроизводства населения) позволяет выяснить общие закономерности протекания этих процессов на различных этапах жизни.

Статистический анализ возраста как демографической и социально-экономической категории может осуществляться по двум направлениям: во-первых, изучение возрастной структуры всего населения на определённый момент; во-вторых, изучение одного поколения, переживающего различные исторические события в одном и том же возрасте. Ввиду значительных трудностей получения статистической информации по поколениям в демографии наибольшее развитие получили исследования возрастных характеристик, запечатлённых в возрастных структурах населения.

Возраст человека имеет значение также и с юридической точки зрения: например, брачный возраст, правоспособность и дееспособность (в том числе трудовая), возраст уголовной, административной или гражданской ответственности и так далее.

Возраст человека, с экономической и социальной точек зрения, условно делит жизнь на ряд этапов: потребление и накопление жизненного опыта; производство и потребление материальных и духовных ценностей; потребление без производства, передача жизненного опыта и знаний.

Возраст человека в демографии измеряется обычно целым числом исполнившихся лет, а для детей моложе года - числом месяцев или даже дней (для детей до 1 месяца). Сведения о возрасте человека получают при переписях и обследованиях населения путём опроса, при текущей регистрации демографических событий (браков, разводов и так далее) - чаще всего на основании записей в документах. В программах переписей, как правило, ставится вопрос о дате рождения (число, месяц, год или месяц, год), иногда и о числе исполнившихся лет. Зная дату рождения, можно определить число лет, исполнившихся к моменту переписи, вычитая год рождения из года переписи. При этом, если день рождения в году переписи позже её даты, разность уменьшается на единицу. При текущей регистрации учитывается обычно дата или только год рождения. Приблизительное или округлённое указание возраста при опросе приводит к искажению численности отдельных возрастных групп - к так называемой возрастной аккумуляции, которая характеризуется сосредоточением в отдельных возрастах, чаще всего оканчивающихся на 0 или 5, численности населения или демографических событий значительно большей, чем в соседних возрастах.

А. Г. Волков.

В психологии периодизация возраста человека указывает на качественно своеобразные ступени развития индивида. В психологии выделяют следующие возрасты человека: пренатальное развитие (от зачатия до рождения), младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3), дошкольный возраст (от 3 до 6-7), младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12), отрочество (от 11-12 до 15-17), юность (от 15-17 до 19-21), молодость (от 19-21 до 25-30), зрелость (от 25-30 до 55-60), старость (от 55-60). Стабильные периоды развития чередуются с переходными периодами от одного возрастного этапа к другому, нередко протекающими в форме возрастных кризисов. Для каждого возраста человека существуют нормативные (среднестатистические) показатели психофизического, интеллектуального, эмоционального, личностного развития и тому подобное. Для характеристики индивидуального развития используются понятия «психологический возраст», «социальный возраст», «умственный возраст», которые определяются соотнесением параметров развития индивида с нормативными. Психологический возраст указывает на определённую структуру психики, стадию развития личности и мышления, социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, психологические новообразования и тому подобное. Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых свойств и идентичностей, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный, брачный возраст или возраст гражданского совершеннолетия имеют смысл только в контексте социальных отношений определённого общества и изменяются вместе с ними. Например, акселерация меняет представления о продолжительности и особенностях детства, с ростом продолжительности и качества жизни меняется понятие «старость» и тому подобное.

Для каждой культуры характерен свой символизм возраста человека, включающий в себя терминологию, нормативные критерии возраста человека, периодизацию жизненного цикла, возрастные стереотипы (черты и свойства, приписываемые лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы), возрастные обряды (ритуалы, посредством которых культура структурирует и оформляет взаимоотношения возрастных слоёв), возрастную субкультуру, включающую признаки и ценности, по которым представители данного возрастного слоя осознают и утверждают себя в качестве единства, отличного от всех остальных возрастных общностей (например, детская субкультура). Культурный символизм возраста влияет на представления человека о своей биографии, жизненном пути и на субъективный, переживаемый возраст личности, «возрастное самосознание» (чувствует человек себя молодым или старым), которое также зависит от степени самореализации, событийной наполненности жизни, актуальных социальных ролей и ситуаций и тому подобное.

 Смотри также Возрастная организация.

Лит.: Ариес Ф. Возрасты жизни. М., 1977; Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. К., 1984; Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1998; Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.

И. С. Кон.