Выдача преступников
ВЫДАЧА ПРЕСТУПНИКОВ (экстрадиция), форма международно-правовой помощи по уголовным делам; процедура, с соблюдением требований которой одно государство запрашивает, а другое на условиях объединяющего их международного договора выдаёт человека, обвиняемого в совершении деяния, признаваемого в том и другом государствах преступлением (наказываемым лишением свободы не ниже определённого договором срока), для предания суду или для исполнения судебного приговора.
В Древнем Риме выдача правонарушителя называлась deditio, буквально - выдача (с головой). Термин «экстрадиция» (extradition - от латинской приставки ехи tradition - передача) в значении «выдача» впервые был использован в уголовно-процессуальном кодексе Франции (1808). Этот термин получил международное распространение (кроме немецкоговорящих стран).
В России традиционно используется термин «выдача» (Конституция Российской Федерации, статьи 61 и 63). Ещё в Российской империи был принят Закон о выдаче преступников по требованию иностранных государств (1911), и Россия была одной из немногих стран, имевших закон о выдаче.
Реклама
Выдача - комплексный правовой институт, сформированный из норм международного и внутригосударственного права, включая конституционное, уголовно-процессуальное, уголовное, административное. Международный комплекс норм называют экстрадиционным правом. К нему относятся специальные многосторонние и двусторонние договоры о выдаче (например, Европейская конвенция об экстрадиции, 1957, договоры о выдаче - Российской Федерации с Китайской Народной Республикой, 1995, и с Республикой Индия, 1998); многосторонние и двусторонние договоры об оказании правовой помощи по уголовным делам (например, Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, 1993); конвенции о борьбе с преступлениями отдельных видов (Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков, 1929, Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1970, и др.). К национальным законам государств, содержащим отдельные нормы о выдаче и обеспечивающим их готовность к разрешению вопросов конкретной выдачи, относятся конституция, уголовный, уголовно-процессуальный кодексы и др., а также специальные национальные законы о выдаче (экстрадиции), в которых принимающие их стороны формулируют экстрадиционную политику и практику, например, законы Франции (1927), Швеции (1957), Дании (1967), Японии (1953), Канады (1970), Великобритании (1989), Израиля (1990).
Выдача - совместная процедура, участие в которой принимают органы административной (исполнительной) и судебной власти (МИД, прокуратура, суд, полиция) как со стороны запрашивающего, так и со стороны запрашиваемого государства.
В процедуре выдачи, как правило, участвуют два государства, но могут три и более. Гарантией успешности выдачи считается объединяющий их международный договор. При его отсутствии выдача (на условии взаимности) бывает крайне редко и только если взаимность предусмотрена национальными законами обоих государств.
В заключаемых договорах государства заявляют о своей готовности выдавать запрашиваемых лиц. Но эта готовность не является обязательством государства выдавать каждого запрашиваемого, а только правом сделать это или отказать в выдаче конкретного обвиняемого или осуждённого, находящегося в пределах его территориальной юрисдикции.
Давая согласие на выдачу конкретного лица, государство отказывается от своей юрисдикции в отношении преступника. В порядке компенсации этой утраты государства стремятся сохранить контроль над самой выдачей, усложнив её рядом условий, соблюдение которых оговаривается как в договорах, так и нормами их национального права:
1) собственные граждане не выдаются. Этому принципу следует большинство государств. В некоторых странах (Австрия, Великобритания, Израиль, Индия, Канада, США) допускается возможность выдачи собственных граждан на условиях взаимности. Отказ в выдаче собственного гражданина не означает его безнаказанности. Отказывающее в выдаче государство в этом случае должно привлечь запрашиваемого к уголовной ответственности за преступление, совершённое за границей, по своему национальному закону;
2) просьба о выдаче должна быть мотивирована совершением преступления, которое: должно носить общеуголовный характер, а не быть деянием политическим, военным или совершённым на расовой или религиозной почве; должно быть достаточно тяжким и наказываться лишением свободы не менее, чем на обусловленный в договоре срок; должно быть предусмотрено законодательством как запрашивающего, так и запрашиваемого государства (правило «двойной инкриминации»); не было и не является предметом судебного разбирательства или уголовного преследования в запрашиваемом государстве;
3) срок давности для преследования по закону запрашиваемой страны не истёк;
4) в запрашиваемой стране не объявлялась амнистия, коснувшаяся и того вида преступления, которым мотивирована выдача преступника.
В большинстве договоров о выдаче предусматривается условие, согласно которому выданное лицо не может преследоваться или быть осуждено за деяние, которое не упоминалось в просьбе о выдаче, даже если это деяние предшествовало процедуре выдачи. В некоторых договорах указывается на возможность отказа в выдаче, если вменяемое выдаваемому лицу преступление предусматривает высшую меру наказания. Просьба о выдаче может быть удовлетворена только при письменном заверении просящей стороны о неприменении смертной казни к выдаваемому лицу.
Лит.: Валеев Р. М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976; Лукашук И. И., Наумов А. В. Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве. М., 1998; Волженкина В. М. Выдача в российском уголовном процессе. М., 2002.
К. С. Родионов.