Выготский Лев Семёнович

Выготский Лев СемёновичВЫГОТСКИЙ Лев Семёнович [5(17).11.1896, Орша - 11.6.1934, Москва], российский психолог, создатель культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. В 1917 году Выготский окончил юридический факультет Московского университета и историко-философский факультет Университета имени Шанявского; участвовал в логико-философском семинаре Г. Г. Шпета (1916-17). В 1917-24 годах работал преподавателем в Гомеле, с 1924 года сотрудник московского Института экспериментальной психологии и руководитель подотдела дефектологии в Наркомпросе РСФСР. Профессор Института психологии (с 1928). Учениками и сотрудниками Выготского были Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.

Ранние работы Выготского, посвящённые проблемам искусства («Трагедия о Гамлете, принце Датском», 1916; «Психология искусства», 1925, опубликован в 1965), написаны под влиянием символизма и формальной школы в литературоведении. Выготский стремился выделить в литературное произведение структуру, не осознаваемую читателем, но направляющую его эмоции и восприятие этого произведения. Искусство, по Выготскому, - это «техника чувств», через катарсис ведущая человека к трансформации, новому опыту бытия, а психология искусства призвана изучать человека «возможного», рождающегося в этом опыте.

Реклама

Сознание и развитие психики в контексте воспитания и обучения - ключевые темы творчества Выготского. В первой программной статье «Сознание как проблема психологии поведения» (1925) Выготский разрабатывал центральный для своей теории принцип социального генеза высших форм психического, формирующихся в процессе общения на основе интериоризации и опосредования знаками. Осознать что-либо - значит приписать объекту значение, что возможно благодаря знаку, слову, речи, которые сначала существуют между людьми, а затем превращаются в личное достояние индивида, его психическую функцию.

Выготский создал специальный экспериментальный метод, позволяющий изучать социокультурную обусловленность психики человека («инструментальный» метод, или «метод двойной стимуляции»). Следуя мысли А. А. Ухтомского о функциональных органах мозга, Выготский полагал, что человек при помощи таких психологических орудий, как язык, цифры, схемы, мнемотехнические приёмы и тому подобное, строит новые органы психики, изменяя работу и структуру психических функций. В развитии произвольного действия Выготский выделял три этапа: интерпсихический (взрослый говорит - ребёнок выполняет), экстрапсихический (ребёнок говорит сам себе), интрапсихический (ребёнок планирует действие, опосредуя мышление речью). С помощью инструментального метода им было изучено развитие счёта, исследованы память (А. Н. Леонтьев), понятия (Л. С. Сахаров).

В работе «Исторический смысл психологического кризиса» (1927) Выготский утверждал возможность построения психологии, рассматривающей развитие психики как естественноисторический процесс. Анализ роли орудий в фило- и онтогенезе был дан в книге Выготского и А. Р. Лурии «Этюды по истории поведения» (1930). Принципы социогенеза и системности легли в основу изучения развития психических функций («История развития высших психических функций», 1931; «Педология подростка», 1931, и др.), а также разработки методов диагностики в возрастной психологии, педологии и дефектологии («Проблема возраста», 1932-34, и др.).

Выготский рассматривает развитие как ряд качественных преобразований, в процессе которых изменяются не столько отдельные функции, сколько межфункциональные связи, возникают новые группировки функций - «психологические системы» (синтез восприятия и речевой функции и др.). Появление «новообразований», характеризующихся новыми функциональными отношениями, не приводит к исчезновению более ранних форм, сосуществующих с новыми. Отвергая механическую причинность в объяснении развития, Выготский предлагал рассматривать развитие по аналогии с процессом борьбы за существование в биологической эволюции как взаимодействие противоборствующих сил. Так, даже простой волевой акт при вставании с постели утром содержит драму-диалог между «взрослым Я» («надо встать») и «Я-ребёнком» («не хочется»), заканчивающуюся переходом на экстрапсихологический уровень действия (счёт: «раз - два - три») и целостным ответом («на три - подъём»). Внутренние роли, возникшие из внешних, противоборствуют подобно старым и новым формам развития.

В каждом возрасте «социальные ситуации развития» ребёнка, его отношения со средой уникальны - среда по-разному представлена для неговорящего и говорящего ребёнка и тому подобное. Выготский предложил различать уровень актуального развития (то, что ребёнок может сделать сам) и зону ближайшего развития (то, что он может сделать с помощью старших). Для анализа нарушений высших психических функций или отклонений их развития Выготский предложил различать первичный дефект, прямо обусловленный пострадавшим компонентом системы, его вторичные системные следствия и компенсаторные перестройки. Системный анализ нарушений позволил подойти к классификации нарушений высших психических функций и отклонений в их развитии и стал основой для разработки эффективных восстановительных и коррекционных методов.

В работе «Мышление и речь» (1934) Выготский рассматривает живое осмысленное слово как «микрокосм человеческого сознания», выделяет значение слова и смысл как «клеточки» анализа, сохраняющие свойства целого - речевого мышления. Ступени развития значений (синкрет, комплекс, псевдопонятие, понятие) определяют возможности мышления человека. У ребёнка понятия лишены иерархических отношений и разграничены лишь по предметной отнесённости, в результате господствует логика действия и ассоциативное мышление. Вместе с усваиваемой в процессе школьного образования системой понятий становятся возможными теоретические связи, преобразующие мышление и организацию практической деятельности.

В последние годы жизни Выготский обратился к переживанию, смыслу слова как единицам анализа индивидуального сознания, опосредующим восприятие и влияние среды («Кризис семи лет», 1932-1934). Через анализ «движения смыслов» Выготский раскрывает процесс «движения от мысли к слову» через стадию внутренней речи, формулирует принцип единства аффекта (эмоциональной сферы) и интеллекта. Смысл содержит в себе в свёрнутом виде как мысль, так и её мотивы. В речевой драме общения смысл, благодаря связи с мотивационной сферой, эмоционально окрашивает восприятие слов собеседника и ответ ему.

Последние работы Выготского - «Психология и учение о локализации психических функций» (1934) и «Проблема развития и распада высших психических функций» (1934) положили начало нейропсихологии в России. Работы Выготского получили всемирное признание и стали фундаментом культурно-исторической психологии.

Соч.: Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984; Лекции по педологии. Ижевск, 1996; Письма к ученикам и соратникам // Вестник МГУ. Серия Психология. 2004. №3.

Лит.: Wertsch J. V. Vygotsky and the social formation of mind. Camb. (Mass.), 1985; Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М., 1986; Kozulin А. Vygotsky’s psychology: а biography of ideas. N. Y.; L., 1990; Veer R. van der, Voisiner J. Understanding Vygotsky. Oxf., 1991; Ярошевский М. Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993; Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Л. С. Выготский. М., 1996; Мещеряков Б. Г. Логико-семантический анализ концепции Л. С. Выготского. Самара, 1998; Vygotsky’s educational theory in cultural context / Ed. А. Kozulin а. остров Camb., 2003.

Смотри также литературу при статье Культурно-историческая психология.

Т. В. Ахутина.