Йоруба (народ)
ЙОРУБА, йорубо (самоназвание - Yorùbá), народ на юго-западе Нигерии (штаты Квара, Ойо, Огун, Лагос, Ошун, Экити, Ондо, Коги). Численность 27,6 миллионов человек. Живут также в Гане (343 тысячи человек), Бенине (наго, анаго; 181 тысяча человек), Того (83 тысячи человек) и др. Креолизированные потомки йоруба в различных странах Западной Африки часто называют себя аку, живут также в Великобритании (свыше 20 тысяч человек), США (около 1 тысячи человек - 2000, перепись) и др.; потомки йоруба живут в странах Латинской Америки (в Вест-Индии их называют лукуми). Общая численность 28,5 миллионов человек (2007, оценка). Подразделяются на группы: ифе, ойо, иджеша, экити, игбомина, ово, ондо, иджебу, эгба, эгбадо. Говорят на языке йоруба. Свыше 50% - христиане (англикане, католики, последователи синкретических христианско-африканских Церквей), часть - мусульмане (в основном сунниты маликитского мазхаба), остальные придерживаются традиционных верований.
Со 2-й половины 1-го тысячелетия у йоруба существовали раннегосударственные образования (смотри Йоруба государства). Традиционная культура типична для народов Гвинейской подобласти Западной Африки (смотри в статье Африка). Традиционное хозяйство - ручное подсечно-огневое земледелие (основная культура - ямс). Животноводство развито слабо из-за распространения мухи цеце. Сохраняются традиционные охота, ремёсла, торговля. Сельские поселения линейной планировки. Усадьба, населённая большесемейной общиной (агболе), включает несколько домов для нуклеарных семей. Жилище прямоугольное с плетнёвыми или столбовыми, обмазанными глиной, стенами. Традиционная пища - каша из ямса (фуфу), заменяющая хлеб, бобы, кукуруза, бананы, маниок, мясо и рыба с острыми специями, пальмовое масло и др. Из сока масличной пальмы приготовляют алкогольный напиток (эму). Сохраняются традиционная социальная структура, тайные союзы, институт правителей (оба), праздники. Система терминов родства генерационного типа. Сиблинги обозначаются либо общим термином без различия по полу и возрасту, либо описательными конструкциями с указанием родства по отцу или по матери. Счёт родства патрилинейный с элементами билинейности. Брак запрещён в пределах билатеральной группы родственников в пределах 3, у иджебу и ондо - 5-6 поколений. До середины 19 века имущество мужчины переходило по наследству его братьям. В настоящее время имущество, унаследованное от отца, переходит к братьям, а имущество, накопленное мужчиной самим, делится между детьми. Имущество женщины наследуется только детьми. После смерти мужчины управление его имуществом переходит к старшему сыну, жена с остальными детьми возвращается в дом своих родителей.
Реклама
Йорубский пантеон возглавляется верховным божеством Олоруном (Хозяин Неба), или Олудумаре; включает от 201 до 401 божества (ориша): покровители стихий, божества грома (Шанго), солнца (Орун), луны (Ошу), войны и железа (Огун), судьбы (Орунмила), врачевания (Осаньин), прорицания (Ифа), охоты (Ошоси), земледелия (Ориша Око), трикстера Эшу (посредника между ориша и людьми, покровителя путешественников, проводника душ в царство мёртвых и т.п.) и др.; верили в ведьм (адже). Выделяются мифы о творении Олоруном демиурга Обатала, создавшего первых мужчину и женщину, ориша и т.п.; об Одудува - первопредке и царе-основателе Ифе (по некоторым мифам, он также создатель мира, иногда выступает в женском облике); этнологические и исторические предания (рассказываются под музыкальный аккомпанемент), сказки о животных и др. Развита практика гаданий (ифа). Календарные праздники - ежегодные инициации мальчиков (в марте) и девочек (в июне), мужские церемонии культа предков (Адимуориша, Оρο, Эгунгун), праздник урожая ямса (Ока; в июле); Новый год отмечается в начале июня. Религия йоруба легла в основу синкретических культов в Африке и Америке (сантерия в Вест-Индии, кандомбле в Бразилии и др.).
Развито инструментальное музицирование, в том числе на двухсторонних барабанах в форме песочных часов (дундун); другие виды барабанов: односторонний - в форме песочных часов (косо), двухсторонние - конический (бата), цилиндрический (бембе); используются наборы барабанов (сакара, орунса). В ансамблях к ним могут добавляться металлический колокол (агого), ламеллафон (агидигбо), музыкальный лук (годже), погремушка из высушенной тыквы (секере, адже оба). Для запоминания ритмоинтонационных формул широко используется система слогов. В вокальной музыке выделяется респонсорное пение (орин). Распространены хвалебные вокально-речевые жанры: священные похвалы-пророчества (ийере), похвалы охотникам (иджала), шуточные похвалы (иви), похвалы по разным поводам (papa). С начала 20 века хвалебные скандирования и песни исполняются с инструментальным сопровождением. Под влиянием западной культуры развилась городская популярная музыка, например, джуджу (гитара, гармоника соединяются с традиционными музыкальными инструментами). В 1940-е годы появились музыкальные драмы на исторические сюжеты, опирающиеся на традиционную музыку (среди ведущих авторов - Г. Огунде, К. Огунмола, Д. Ладипо).
Деревянная и бронзовая скульптура восходит к традиции искусства Ифе; отличается реалистической трактовкой и пластической моделировкой, подтреугольной формой глаз, коротким горизонтально срезанным носом, вытянутыми вперёд губами и др. Характерны парные (мужская и женская) фигурки с остриём внизу (эдан); фигурки близнецов (ибеджи), божеств: Эшу (на дверных рельефах, столбах, поддерживающих кровлю, барабанах и др.), Шанго (обычно в виде всадника на коне) и его жриц (навершия жезлов в виде коленопреклонённых фигур, часто с чашей или ребёнком на руках или за спиной, с головным убором в форме двойного топора и т.д.); маски-шлемы тайного союза Эпа с многофигурным навершием (высота до 0,5 м); маски тайного союза Эгунгун (агбегиджо) из растительных волокон, перьев, раковин на деревянном или плетёном каркасе; головы барана или человеческие с бараньими рогами (связаны с праздником урожая Ока); ритуальные подносы (опон ифа), молоточки (ироке), сосуды с многофигурной скульптурой; рельефы с изображением бытовых и мифологических сцен и др.
Многие йоруба живут в городах, имеют высшее образование (крупнейшие университеты Нигерии находятся в Лагосе, Ибадане и Ифе). С 1930-х годов развивается художественная литература и профессиональное искусство. Из йоруба наиболее известны - нобелевский лауреат в области литературы В. Шойинка, учёные-гуманитарии С. О. Биобаку, Дж. Ф. Аджайи, О. Елуйеми, В. Абимбола и др. Йоруба играют важную роль в политической жизни Нигерии, составляя этническую основу партий и организаций; в частности, к йоруба принадлежат президент Нигерии О. Обасанджо (1976-79, 1999-2007) и «временный президент» Э. Шонекан (1993). В диаспоре (США и др.) проводятся фестивали йоруба.
Лит.: Fagg W. De l’art des Yoruba // L’art nègre. Р., 1966; Ojo G. J. А. Yoruba culture: а geographical analysis. L., 1967; Bascom W. The Yoruba of Southwestern Nigeria. N. Y., 1969; Farrow St. S. Faith, fancies and fetich, or Yoruba paganism. N. Y., 1969; Григорович Н. Е. Традиционная скульптура йорубов. М., 1977; Drewal М. Th. Yoruba ritual: performers, play, agency. Bloomington, 1992; Кочакова Н. Б. Священный Иле-Ифе: идеализированный образ и историческая реальность. М., 2007.
А. С. Алпатова (музыкальное творчество).