Зевс

ЗЕВС, Дий (Ζεύς, родительный падеж Διός), в греческой религии и мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс - исконно греческое божество; его имя индоевропейского происхождения и означает «светлое небо». В античности этимология слова «Зевс» связывалась с корнями греческих слов «жизнь», «кипение», «то, через что всё существует». Сын титанов Кроноса (отсюда имена Зевс - Кронид, Кронион) и Реи. Зевс принадлежит к третьему поколению богов, низвергших второе поколение (титанов). Кронос, опасаясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждого только что рождённого Реей ребёнка. При рождении Зевса Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося младенца завёрнутый камень, а ребёнка тайно отправила на Крит на гору Дикта.

Согласно другому варианту мифа, Рея родила Зевса в пещере горы Дикта и отдала на воспитание куретам и корибантам (спутникам и служителям Великой матери богов Реи-Кибелы), которые вскормили младенца молоком козы Амалфеи. Они заглушали плач ребёнка ударами копий о щиты, тимпанами, плясками и криками. На острове Крит сохранились древнейшие фетишистские символы почитания Зевса Критского, или Зевса Лабриса: изображения двойного топора (лабрис) - магического оружия, убивающего и дарующего жизнь. Главным местопребыванием Зевса Лабриса считался лабиринт, а его обитатель Минотавр - одна из ипостасей Зевса Критского. В Дельфах почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») - камень, проглоченный Кроносом, или камень как пуп младенца Зевса.

Реклама

Возмужав, Зевс вывел своих братьев и сестёр из утробы отца, опоив его зельем, благодаря которому Кронос изрыгнул своих детей. Борьба за власть с Кроносом и другими титанами (титаномахия) продолжалась 10 лет, побеждённые титаны были низвергнуты в Тартар. Три брата - Зевс, Посейдон и Аид - разделили власть между собой: Зевсу досталось господство на небе (он получил во владение громы и молнии и имена Зевс-Громовержец, Зевс-Тучегонитель), Посейдону - на море, Аиду - царство мёртвых. В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землёй и под нею, вершил суд над мёртвыми (отсюда один из его эпитетов - Хтоний («подземный»). Позднее, сохранив за собой верховную власть над миром и управление всеми небесными явлениями, он именуется Олимпийским (от горы Олимп - его постоянного местопребывания; или Фессалийским). Зевса почитали как охранителя общественного порядка и семьи; ему приписывали установление законов и обычаев.

Зевс

«Зевс, мечущий молнии». Бронзовая статуэтка. 1-я половина 5 век до нашей эры Найдена при раскопках Додоны. Национальный музей (Афины).

ЗевсАтрибутами Зевса были эгида, скипетр, иногда орёл. Как дарующий победу на войне и в состязаниях Зевс изображался с богиней победы Нике (римский - Виктория) в руке. Зевс считался отцом младшего поколения олимпийских богов: Аполлона, Артемиды, Арея, Афины, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Гебы, Ириды, Персефоны, а также муз, харит и многих героев (Геракла, Персея и др.). К нему возводили своё происхождение многие знатные греческие роды. Важнейшими местами культа Зевса были Додона (Эпир) и Олимпия (Элида), где в честь Зевса устраивались Олимпийские игры. Отдельные эпизоды мифа о Зевсе содержатся в «Илиаде», «Одиссее», в «Теогонии» Гесиода, «Мифологической библиотеке» Аполлодора и других античных произведениях.

В римской религии и мифологии Зевсу соответствовал Юпитер.

Лит.: Cook А. В. Zeus. А study in ancient religion. Camb., 1914-1940. Vol. 1-3; Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

А. А. Тахо-Годи.

ЗевсИконография. В искусстве Древней Греции изображения Зевса относятся к числу наиболее распространённых. В эпоху архаики многочисленные мифологические сюжеты, связанные с Зевсом, появляются на рельефах («Гигантомахия», северный фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах; «Зевс и гигант», западный фронтон храма Артемиды на острове Керкира) и в вазописи («Совет богов», чернофигурная амфора, около 550-530 годов до нашей эры, Музей искусства Гарвардского университета; «Рождение Афины», чернофигурная амфора, 550 до нашей эры, Музей археологии и антропологии Университета Пенсильвании; «Зевс в борьбе с Тифоном», халкидская гидрия, около 530 года до нашей эры, Мюнхен, Собрания античного искусства). Наиболее значительные образы Зевса эпохи классики происходят из святилища Зевса в Олимпии: скульптурная группа «Зевс и Ганимед» (терракота, около 470 года до нашей эры, Археологический музей, Олимпия), статуэтка «Зевс, мечущий молнии» (бронза, 1-я половина 5 века до нашей эры, Национальный музей, Афины), центральная фигура  восточного фронтона Зевса храма в Олимпии (около 468-456 до нашей эры, Археологический музей, Олимпия). Из храма Геры в Селинунте происходит метопа «Зевс и Гера» (460-450 до нашей эры, Археологический музей, Палермо). В классический и эллинистический периоды получили распространение статуарные изображения Зевса в образе громовержца и главы греческого пантеона. Его изображали восседающим на троне, с бородой и пышной шевелюрой, держащим в руках скипетр и пучок молний, иногда у его ног помещался орёл. Самым прославленным изображением такого рода была несохранившаяся статуя Фидия для целлы храма Зевса в Олимпии (известны её изображения на многочисленных монетах). Её воспроизводят римские копии 1-2 века нашей эры, сделанные с греческих оригиналов разного времени («Юпитер», Ватиканские музеи; Эрмитаж). Другой статуарный тип изображает Зевса обнажённым (или полуобнажённым), стоящим со скипетром в руке и орлом у ног (римские копии с несохранившегося греческого оригинала 1-2 веков нашей эры в Капитолийских музеях, Рим, и в музее Прадо, Мадрид). Наиболее известным из сохранившихся изображений Зевса является мраморный «Бюст Отриколи» (Ватиканские музеи), представляющий собой позднеэллинистическую реплику со статуи работы Бриаксиса около 330 года до нашей эры (не сохранилась). Драматизмом отличается образ Зевса в сцене «Гигантомахия» Большого алтаря Зевса в Пергаме (около 181-159 до нашей эры, Пергамский музей, Берлин).

ЗевсНачиная с эпохи Возрождения сюжеты, связанные с Зевсом, возвращаются в европейское искусство и занимают значительное место в ряду мифологических тем. Появляются изображения, иллюстрирующие детство Зевса: «Зевс, вскармливаемый козой Амалтеей» (Дж. Л. Бернини, 1609, Галерея и музей Боргезе, Рим). Особенно популярными становятся метаморфозы Зевса и его любовные истории: «Леда и лебедь» (копия с несохранившегося картона Леонардо да Винчи, между 1503 и 1513, галерея Уффици, Флоренция), «Зевс и Ганимед» (картина Корреджо, 1531-32, Художественно-исторический музей, Вена; скульптурная группа Б. Торвальдсена, 1817, Музей Торвальдсена, Копенгаген), «Даная» (Тициан, около 1554, Прадо, Мадрид), «Похищение Европы» (смотри в статье Европа). Как верховное божество Зевс присутствует в сюжетах «Пиршество богов» (Джованни Беллини, 1514, Национальная галерея искусства, Вашингтон), «Гермес вводит Психею на Олимп» (Рафаэль, фреска виллы Фарнезина, Рим, 1517), «Суд Париса» (Ф. Флорис, около 1548, Государственные музеи, Кассель), «Зевс и Фетида» (Ж. О. Д. Энгр, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс) и др.