Зрелость

ЗРЕЛОСТЬ человека, фаза развития организма человека, характеризующаяся окончательной сформированностью всех основных функций. Понятие «зрелость» применяется также для характеристики отдельных функций и систем организма (например, половая зрелость). Часто зрелость рассматривается как возраст человека и отождествляется со взрослостью - стабильным периодом жизненного цикла, когда рост и качественные изменения биологической и психологической природы в основном завершены; зрелость переходит в период старости, когда многие функции организма снижаются.

Наряду с биологической зрелостью, выражающейся в созревании телесных органов и функций, познавательных, регуляторных и других структур и функций мозга и нервной системы (эти процессы завершаются, как правило, к 21 году), говорят также о социальной зрелости, связанной с освоением базовых знаний и умений, определяющих возможность успешной адаптации к общественной жизни («аттестат зрелости» - традиционное название свидетельства об окончании средней школы), а также о личностной или нравственной зрелости, характеризующей способность человека принимать ответственные решения и осуществлять их. Биологическая, социальная и личностная зрелость наступает не одновременно, что затрудняет юридическое определение границ совершеннолетия и научное определение границ зрелости: нижнюю располагают в диапазоне от 17 до 30 лет, а верхнюю - от 50 до 70 лет. Столь же большой разброс имеет в разных странах и культурах возраст совершеннолетия, а также его составляющих (возраст наступления уголовной ответственности, получения паспорта, вступления в брак, участия в выборах, вождения транспортных средств и др.). Индивидуальное развитие может отставать от нормативных критериев зрелость; в тех случаях, когда оно в какой-либо сфере не достигает уровня, типичного для данного возраста, говорят о задержке развития (умственного, психического, личностного, нравственного).

Реклама

Личностную зрелость, отличающуюся от психофизиологической зрелости, выделил К. Г. Юнг, а первую развёрнутую характеристику зрелой личности дал Г. Олпорт, выделив следующие её аспекты: разнообразие интересов за пределами своего Я; самосознание, взгляд на себя со стороны; наличие собственной жизненной философии; способность к близким отношениям, сопереживанию; принятие себя; реалистичное восприятие себя и мира. Характеристики личностной, социальной, гражданской, профессиональной зрелости не привязаны к каким-либо возрастным рамкам и больше обусловлены индивидуальным развитием человека, чем его психофизиологической организацией.

В качестве основного содержания периода зрелости обычно рассматривается профессиональная самореализация, продуктивная деятельность, связанная с потребностью самоотдачи, продолжения себя в виде вклада в благополучие других людей (Э. Эриксон). Часто период зрелости совпадает с расцветом способностей и продуктивности человека, хотя нередко, особенно в области художественного и научного творчества, достижения в период юности или пожилого возраста превосходят достижения периода зрелости. К другим характерным психологическим особенностям зрелости относятся самостоятельность, эмоциональная гибкость, сбалансированность, формирование устойчивой картины мира и жизненных принципов, ответственность. Характерным явлением периода зрелости является так называемый кризис середины жизни, или кризис среднего возраста, связанный с осознанием ограниченности ресурсов оставшейся части жизни и необходимостью коррекции жизненных планов; его научное изучение затруднено большими индивидуальными различиями как в степени выраженности и времени наступления, так и в его конкретном содержании и характере протекания, что отличает его от более универсальных возрастных кризисов детского и юношеского возраста.

Лит.: Олпорт Г. Становление личности. М., 2002; Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М., 2006; Феномен и категория зрелости в психологии. М., 2007. Смотри также литературу при статьях Возраст человека в психологии, Возрастной кризис.

Д. А. Леонтьев.