Жуковский Василий Андреевич

ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич [29.1(9.2).1783, село Мишенское Белёвского уезда Тульской губернии - 12(24).4.1852, Баден-Баден; похоронен в Санкт-Петербурге], русский поэт, переводчик, живописец, рисовальщик, почётный член (1827), ординарный академик (1841) Петербургской АН. Отец П. В. Жуковского. Внебрачный сын помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи (фамилию получил от холостого дворянина А. Г. Жуковского, восприемника при крещении). В 1797-1800 учился в Благородном пансионе при Московском университете, где проникся возвышенным религиозным умонастроением, идеями нравственного самосовершенствования, а также приобщился к литературному творчеству (первая публикация - стихотворение «Майское утро», 1797, в журнале «Полезное и приятное препровождение времени»).

Жуковский Василий Андреевич

В. А. Жуковский. Портрет работы О. А. Кипренского. 1816.

По выходе из пансиона стал одним из основателей «Дружеского литературного общества». В 1801 числился на службе в московской Главной соляной конторе. В 1802-1807 жил в Мишенском, усиленно занимаясь самообразованием, вёл дневники, составлял конспекты трудов по теории литературы и искусства, перевёл «Дон-Кихота» М. де Сервантеса (с французской переделки Ж. П. К. де Флориана; издан в 1804-06). Элегии «Сельское кладбище» (1802, вольный перевод из Т. Грея) и «Вечер» (1807) принесли Жуковскому литературный успех, упроченный первой в России романтичной балладой «Людмила» (1808, переделка баллады Г. А. Бюргера «Ленора»; позднейшая баллада Жуковского «Светлана» - вариация того же сюжета). В 1808-11 Жуковский сотрудничал в журнале «Вестник Европы» (до середины 1809 редактор, до начала 1811 соредактор М. Т. Каченовского), опубликовал ряд переводов по эстетике и оригинальных литературно-критических статей, в том числе «О басне и баснях Крылова» (1809), «О сатире и сатирах Кантемира» (1810). Во время Отечественной войны 1812 добровольно вступил в Московское ополчение, написал гимн «Певец во стане русских воинов», пользовавшийся популярностью благодаря множеству поимённо прославленных в нём участников войны.

Реклама

В стихотворениях 1802-14 Жуковский явился создателем русской психологической лирики, заложив основы, так называемой элегической школы, господствовавшей в русской поэзии 1810 -начала 1820-х годов. Отличительными чертами новой школы стали: сосредоточенность на «жизни души» с её главными ценностями (дружба, любовь, воспоминание), чувствительное, поэтизирующее восприятие природы, интонация грусти, стилистическая гармония, мелодичность стиха. В 1815 вокруг Жуковского сплотились литераторы-карамзинисты, составившие общество «Арзамас». Между тем сам Жуковский всё более уходил от карамзинистской умеренности и светского изящества, тяготея к христианской дидактике и прямому нравоучению («Теон и Эсхин», 1815, и др.). В лирике 1815-24 («Славянка», 1815; «Невыразимое», «На кончину её величества королевы Виртембергской», «Цвет завета», все 1819; «Таинственный посетитель», «Мотылёк и цветы», оба 1824; и др.; также баллада «Эолова арфа», 1815) религиозно-философские мотивы уже преобладают, скорбь и страдание трактуются как неотъемлемые атрибуты земного бытия, а упование на загробное воздаяние сопряжено с идеалами жертвенности и самоотречения. В балладах Жуковского, повествующих о борьбе добра и зла, о грехе и неотвратимом наказании и часто изобилующих инфернальными ужасами, также очевиден нравоучительный пафос (почти все баллады - переводы из английских и немецких авторов: И. В. Гёте, Р. Саути, В. Скотта, Л. Уланда, Ф. Шиллера и др.; поэма «Двенадцать спящих дев» по мотивам одноимённого романа Х. Г. Шписа состоит из двух баллад: «Громобой», 1811, и «Вадим», 1817). Жуковский остался чужд мятежному, индивидуалистическому романтизму 1820-х годов, хотя его перевод поэмы Дж. Байрона «Шильонский узник» (1822) оказал влияние на становление русской романтичной поэмы.

Жуковский Василий АндреевичВ 1817 году Жуковский был приглашён учителем русского языка к великой княгине, будущей императрице Александре Фёдоровне; в 1826-41 Жуковский являлся воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Последовательно осуществляя программу «образования царской души» в духе идеалов просвещённой монархии, сопровождал его в поездках по России и Европе. Своё положение при дворе Жуковский, вызывая неудовольствие императора Николая I, использовал для защиты осуждённых (в том числе декабристов), постоянно хлопотал по делам А. С. Пушкина, а после его гибели добился разрешения разобрать бумаги поэта и издал первое посмертное собрание его сочинений. Из произведений самого Жуковского в этот период наиболее значительны сказки, написанные в творческом состязании с Пушкиным («Сказка о спящей царевне», 1832, и «Сказка о царе Берендее», 1833), стихотворная повесть «Ундина» (1831-36, полное издание - 1837; переложение романа Ф. де ла Мотт Фуке) и поэма «Камоэнс» (1839; вольный перевод поэмы Ф. Гальма).

В 1841 году, выйдя в оставку в чине тайного советника и с пожизненным пенсионом, Жуковский уехал в Германию, где женился на дочери немецкого художника Г. фон Рейтерна Елизавете. В Россию Жуковский уже не вернулся. Главным его трудом в это время стал перевод поэмы «Одиссея» (1842- 1849, опубликована в 1849), лежавший в русле интереса Жуковского к древним эпическим поэмам [по мотивам «Махабхараты» написана его поэма «Наль и Дамаянти» (1837-1841), по мотивам «Шахнамэ» Фирдоуси - «Рустем и Зораб» (1846-47)] и народным сказкам («Кот в сапогах» по Ш. Перро; «Тюльпанное дерево» по сказке братьев Гримм; «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке» по мотивам русских сказок; все 1845). Последняя, оригинальная поэма Жуковского «Агасфер, Вечный жид» (издана в 1857), основой для которой послужила известная христианская легенда, осталась незавершённой.

Жуковский был профессиональным художником; начал заниматься рисованием и живописью в годы обучения в Благородном пансионе.

Учился гравированию у К. А. Зенфа в Дерпте (1817), пользовался советами Н. И. Уткина. Во время путешествий по Европе познакомился с К. Д. Фридрихом (испытал сильное его влияние), И.Ф. Овербеком, Ж. О. Д. Энгром, Б. Торвальдсеном. Коллекционировал произведения искусства. Редактируя «Вестник Европы», впервые ввёл отдел «Обозрение произведений искусства». Исполнил около 2 тысяч рисунков, преимущественно контурных, - виды городов и различных местностей европейских стран и России (во время поездки с наследником престола в 1837), своего рода «графический дневник» (свыше 20 альбомов, хранящихся в РНБ, РГБ, ИРЛИ РАН), графические и акварельные портреты (в том числе рисунок «Пушкин в гробу», 1837, ИРЛИ РАН), иллюстрации к собственным произведениям и к элегии «Сельское кладбище» Т. Грея (в переводе Жуковского, 1839). По многим своим рисункам Жуковский исполнил офорты и литографии; с его рисунками изданы альбомы «Шесть видов Павловска...» (1824), «Виды месторождения В. Жуковского, им самим же гравированные» (б. г.), «Путеводитель по саду и городу Павловску...» (1843). Автор живописных пейзажей («Холмистый пейзаж с рекой и водопадом», 1851, ГРМ, и др.). Художественное творчество Жуковского сыграло большую роль в развитии романтичного пейзажа в России.

Соч.: Полн. собр. соч.: В 12 т. СПб., 1902; Стихотворения: В 2 т. Л., 1939-1940; Собр. соч.: В 4 т. М.; Л., 1959-1960; Соч.: В 3 т. М., 1980; Зарубежная поэзия в пер. В. А. Жуковского: В 2 т. М., 1985; Эстетика и критика. М., 1985; Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М., 1999-2004-. Т. 1-2, 13, 14-,

Лит.: Зейдлиц К. К. Жизнь и поэзия В. А. Жуковского. СПб., 1883; Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». СПб., 1904. М., 1999; Резанов В. И. Из разысканий о сочинениях В. А. Жуковского. СПб., 1906-1916. Ч. 1-2; Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. М., 1995; Корнилов П. Е. Офортные занятия В. А. Жуковского // Книга и графика. М., 1972; Семенко И. М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975; Либман М. Я. Жуковский-рисовалыцик // Античность. Средние века. Новое время. М., 1977; он же. Жуковский и немецкие художники // Взаимосвязи русского и советского искусства и немецкой художественной культуры. М., 1980; Тульский край в рисунках В. А. Жуковского. [Альбом]. Тула, 1978; Библиотека В. А. Жуковского в  Томске. Томск, 1978-1988. Ч. 1-3; Янушкевич А. С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. Томск, 1985; он же. В мире Жуковского. М., 2006; Афанасьев В. В. Жуковский. 2-е изд. М., 1987; Дуганов Р. Рисунки русских писателей XVII - начала XX в. М., 1988; Иезуитова Р. В. Жуковский и его время. Л., 1989; Реморова Н. Б. В. А. Жуковский и немецкие просветители. Томск, 1989; Канунова Ф. 3. Вопросы мировоззрения и эстетики В. А. Жуковского. Томск, 1990; В. А. Жуковский в воспоминаниях современников. М., 1999; Виницкий И. Дом толкователя: Поэтическая семантика и историческое воображение В. А. Жуковского. М., 2006.

В. Л. Коровин; Р. В. Дуганов (изобразительное искусство).