Алан Лилльский

АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (Alain de Lille, Alanus de Insulis) (около 1128, Лилль - 1203, Сито, ныне департамент Кот-д’Ор), французский философ-богослов и поэт. Из записей хронистов известно, что он был «знаменитым учителем», «много писал» и умер, как и его друг Тьерри Шартрский, цистерцианским монахом. Из его сочинений видно, что он мог учиться у Бернарда Сильвестра в Шартрской школе, преподавал богословие в Париже и проповедовал против катаров в Провансе. Судя по сохранившимся рукописям и инкунабулам, наиболее широкого читателя Алан Лилльский имел в 15 веке, когда приобрёл легендарные черты; он «знал всё, что человек может знать», назывался doctor universalis.

Бесспорно Алану Лилльскому принадлежат: 134 «Правила», «теологические максимы» как первоосновы богословской науки; сумма «Различения» («Quot modis») в форме энциклопедического словаря с разбором библейских понятий по трём уровням смысла; частично сохранившаяся богословская сумма о добродетели, грехах и законах «небесного права»; первый на латинском Западе комментарий к псевдоаристотелевой «Книге о причинах полемических трактат «О католической вере» («Против альбигойцев, вальденсов, иудеев и сарацин», 1185-1200 годы); «Книга покаяния, сиречь Исправитель и врач для всякого возраста и обоего пола»; краткое «Искусство проповеди» («Summa de arte predicatoria») с приложением 44 гомилий.

Реклама

Наиболее известны «светские» сочинения Алана Лилльского: «Плач природы» («De planctu naturae», 1160-70 годы), философско-моралистическое видение в художественной прозе и стихах, восславление Природы как «наместницы Бога», оскорбляемой противоестественными пороками; аллегорическая эпопея «Антиклавдиан» (как бы нечто обратное очернению героя в одной инвективе поэта 4 века Клавдиана) - космическая панорама, где сотворение в небесах совершенного юноши, призванного возродить пошатнувшееся человеческое достоинство, и его бой с пороками дают автору повод подробно описать построенную из «свободных искусств» и способностей колесницу для небесного путешествия посланца Природы, общее мироустройство, истечение ума и души от Бога.

Мысль Алана Лилльского можно представить как развёрнутый комментарий к Платону, Аристотелю, «герметическим» книгам, Боэцию, Псевдо-Дионисию Ареопагиту (через Иоанна Скота Эриугену). С Шартрской школой его сближают космизм, теория мировой души, природы как заместительницы Бога, любовь к классической античности. Природа разумна и закономерна, мышление подвластно логике, однако «природа не знает природы своего порождения», а мысль для познания собственных истоков нуждается в вере и таинственной теологии (поднявшись к небу, кони человеческих способностей и умений начинают спотыкаться). Природное познание «разумением готовит веру» (intelligo ut credam), мистическое - «верой готовит разумение» (credo ut intelligam).

Блестящая и энергичная латынь Алана Лилльского изобилует контрастами и парадоксами. Его аллегоризм имел продолжение в литературе («Роман о розе»), аксиоматический метод - в комбинаторике Р. Луллия и далее Николая Кузанского, его антропология, космизм, моралистический и риторический пафос - в философии Возрождения.

Соч.: Opera omnia // Migne. PL. Vol. 210; Liber poenitentialis / Ed. J. Longere: In 2 vol. Louvain, 1965; Textes in edits / Ed. М.-Th. d’Alverny. Р., 1965; Памятники средневековой латинской литературы Х-XII вв. М., 1972. С. 333-347.

Лит.: Huizinga J. Uber die Verknupfung des Poetischen mit dem Theologischen bei Alanus de Insulis // Mededeelingen der Koninklijke Nederlandsche Akademie van Wetenschappen. Afd. Letterkunde. Ser. В. 1932. D1 74. № 6; Raynaud de Lage С. Alain de Lille. Poete du XII siecle. Р., 1952.    

В. В. Бибихин.