Благотворительность

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ в России, бескорыстная добровольная помощь нуждающимся, не способным собственным трудом обеспечить себе необходимые средства. Существует как в виде традиционных индивидуальных пожертвований, помощи, остающейся в сфере личных взаимоотношений, так и в форме организованной благотворительной деятельности частных лиц и общественных организаций, которая регулируется законодательством и учитывается статистикой. Подобную деятельность во многих странах принято называть филантропией. В России в сфере институциональной благотворительности распространённым явлением была совместная деятельность частных лиц с государством, церковью, органами местного самоуправления. Последние могли выступать посредниками в передаче пожертвований от частного лица или группы лиц. Многие благотворительные заведения административно находились в системе государственных и других учреждений или институтов, однако создавались и финансировались за счёт частных пожертвований. Государи и представители императорской фамилии покровительствовали благотворительным обществам и заведениям, привлекая к ним общественное внимание, формируя традицию и моду в этой сфере.

Реклама

Благотворительность Необходимость ежегодной передачи богатыми десятой части нажитого нуждающимся издревле провозглашалась в христианстве, мусульманстве, иудаизме. В православии милостыня, наряду с молитвой и постом, является составной частью покаяния. После принятия князем Владимиром Святославичем христианства в 988 году сострадание к несчастным постепенно становилось воплощением религиозного чувства. Одной из древнейших форм благотворительности были милостыня и призрение нищих, которых считали хорошими богомольцами. Церковным уставом 996 года попечение о бедных возлагалось на духовенство. В трактате «Правило о церковных людях» (13 век) перечислены благотворительные дела: «нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастех поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормленье». Иосиф Волоцкий близ основанного им Волоколамского монастыря построил «странноприимницу» с церковью, во время голода 1512 года кормил 700 человек. В Судебнике 1550 года (смотри Судебники 15-16 веков) нищим предписано жить при монастырях. В Стоглаве 1551 года высказана идея создания на доброхотные пожертвования богаделен «для прокажённых и престаревшихся», которые должны были находиться под контролем священников и целовальников. Постепенно приходскими общинами создавались «избы для нищих», «вдовьи дворы» и пр. почти при каждой церкви. При патриархе Филарете (Романове) управление делами помощи бедным было сосредоточено в Дворцовом патриаршем приказе (до 1701 года, затем передано в Монастырский приказ). В 1670-80-е годы существовал особый Приказ строения богаделен. В царствование Петра I велась административная борьба с нищенством (неспособных к работе следовало отсылать в монастыри и церковные богадельни, а тунеядцев - на прежние места их жительства с наказанием). Законодательно под угрозой штрафа воспрещалась подача милостыни нищим на улице, а желавшим дать её указами 1718 и 1720 годов предложено передавать деньги «в гошпитали и в другие таковые подобные места». Сделаны шаги к созданию светских заведений общественного призрения. В Регламенте Главного магистрата 1721 года заниматься призрением предписано полиции, при этом рекомендовано по примеру западных стран средства для устройства госпиталей и детских заведений изыскивать не из казённых сумм, а от подаяния зажиточных людей. Центральное управление делами призрения в 1721 году отнесено к компетенции Синода. Указом 1723 года на постройку и содержание богаделен назначены церковные сборы из доброхотных подаяний. Реализация петровских узаконений на практике шла вяло, наиболее успешно осуществлялось призрение незаконнорождённых. Значительной в тот период была благотворительная деятельность митрополита Новгородского Иова, который устроил больницы в Антониевом (1698 год; на деньги П. М. Апраксина) и упразднённом Колмовом (1706 год) монастырях, при Знаменском соборе (1710 год; на пожертвование Я. Н. Римского-Корсакова), две больницы и странноприимное заведение в Новгороде, близ Софийского собора, открыл в Колмовом монастыре первый в России детский приют (1706 год; деньги и вещи для него пожертвовали Пётр I и придворные). Впоследствии число благотворительных заведений постепенно увеличивалось. При императрице Анне Ивановне было устроено 17 новых богаделен в Санкт-Петербурге. Императрица Елизавета Петровна сочла обременительным для казны содержание призреваемых в богадельнях и в 1744 году велела сократить число призреваемых с 5372 человек до 3601 человек.

Несмотря на уменьшение казённого финансирования в 1730-50-е годы, только в Москве существовало около 100 богаделен на 5 тысяч человек.

Благотворительность Во 2-й половине 18 века благотворительность осознавалась правительством как компонент политики просвещённого абсолютизма. В соответствии с указом императрицы Екатерины II (1763 год) по плану, разработанному И. И. Бецким, для призрения «подкидышей и бесприютных детей» создавались воспитательные дома в Москве (1764 год; уральский промышленник П. А. Демидов пожертвовал для него свыше 1 миллиона рублей), Санкт-Петербурге (1770 год) и других городах. Благотворительность осуществлялась в основном на частные пожертвования. «Учреждение о губерниях» 1775 года законодательно разрешило открывать благотворительные заведения частным лицам, обществам и селениям; им же созданы губернские приказы общественного призрения (упразднены в 1864 году в 34 земских губерниях; к 1917 году оставались в 7 неземских губерниях). Сенатским указом 1781 года разрешалась установка кружек в общественных местах для сбора благотворительных средств. Возникли также «богоугодные заведения» вне системы приказов; некоторые из них с 1797 года перешли под покровительство императрицы Марии Фёдоровны (впоследствии составили основу Ведомства учреждений императрицы Марии), другие с 1802 года - под эгиду основанного по инициативе императора Александра I Филантропического общества (в 1816 году переименовано в Человеколюбивое общество) и с 1812 года - Женского патриотического общества.

В 1-й половине 19 века благотворительностью занималось прежде всего дворянство, в разных городах возникли крупные благотворительные заведения: Странноприимный дом «для больных и бездомных» графа Н. П. Шереметева в Москве (1803 год; торжественно открыт в 1810 году), больница для бурлаков в Саратове (1809 год, на пожертвованные коллежским советником Злобиным 40 тысяч рублей), приют Святого Сергия в Санкт-Петербурге (1845 год, на средства коммерции советника В. Ф. Громова, давшего свыше 100 тысяч рублей) и др. Существенный рост частных пожертвований на устройство лечебных заведений и богаделен для увечных воинов, на пособия инвалидам, их семьям и семьям погибших был вызван всплеском патриотических настроений после Отечественной войны 1812 года. Для призрения заслуженных воинов образован «Комитет 18 августа 1814 года» (впоследствии Александровский комитет о раненых). Стали выходить газета «Русский инвалид» (1813-1917 годы) и «Журнал Императорского Человеколюбивого общества» (1817-26 годы), первое в России специальное периодическое издание для обсуждения дел благотворительности. Дальнейшее становление благотворительности сопровождалось развитием законодательства в этой сфере. Положение Комитета министров от 4(16).10.1817 содержало подробную регламентацию внесения и приёма частных пожертвований. Все законодательные акты, касавшиеся благотворительности, опубликованы Министерством полиции в 1818 году в своде узаконений «О общественном призрении». С 1857 года правовое регулирование благотворительности осуществлялось Уставом о общественном призрении.

Отмена крепостного права и другой реформы императора Александра II 1860-70-х годов способствовали росту общественной активности в области благотворительности. В 1862 году рассмотрение всех дел, относящихся к благотворительности и общественному призрению, включая утверждение уставов обществ взаимопомощи и благотворительных обществ (с 1869 года и заведений), передано от императора к министру внутренних дел. Ответственность за призрение нуждавшихся в земских губерниях в соответствии с земской реформой 1864 года возложена на земства, в городах по городской реформе 1870 года (смотри Городские реформы) - на городские думы и городские управы. Органы местного самоуправления получили право распоряжаться благотворительными пожертвованиями, которые были весьма существенным внебюджетным источником финансирования сферы общественного призрения. Стимулом к развитию благотворительности стало положение Комитета министров от 14(26).12.1877, которым впервые разрешено по желанию жертвователей присваивать их имена учреждённым на их пожертвования благотворительным заведениям. Благодаря полученным от частных лиц крупным пожертвованиям в 1860-90-е годы создан ряд новых благотворительных заведений с земским и муниципальным статусом: Кинешемским уездным земством - богадельня в селе Покровском (1889 год; на завещанный дворянкой Молчановой капитал в 15 тысяч рублей), Полтавским уездным земством - богадельня в переданной земству усадьбе Н. Клименко (1890 год), и др.; муниципальными управлениями - детская больница Святого Владимира (1876 год; на пожертвование П. Г. фон Дервиза), Бахрушинская больница (1887 год; на пожертвования Бахрушиных) в Москве, богадельня общественного управления в Томске (1892 год; на пожертвование братьев Королёвых) и др. С начала 1890-х годов под эгидой муниципальных органов возникали городские участковые попечительства о бедных (к 1910 году имелись более чем в 30 городах). Особое развитие они получили в Москве, где 28 попечительств в 1898 году обладали капиталами на сумму около 160 тысяч рублей, в их ведении находились, в частности, 39 богаделен, 27 детских приютов и яслей.

Благотворительность С конца 19 века для учреждения новых благотворительных обществ достаточно было принять за основу Примерный устав обществ пособия бедным, утверждённый МВД 10(22).6.1897, разрешение на открытие обществ стали давать губернаторы. Такой упрощённый (регистрационный) порядок их создания способствовал значительному росту институциональной благотворительности. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года, в благотворительных учреждениях призревалось свыше 108 тысяч человек; ещё свыше 314 тысяч человек указали источником к существованию денежные пособия из благотворительных сумм. В 1902 году насчитывалось свыше 19 тысяч общественных и частных благотворительных заведений, включая церковно-приходские попечительства и попечительства о народной трезвости. Сведения в МВД подали 11 040 благотворительных учреждений (4762 общества и 6278 заведений), из них 6616 относились к МВД, 1697 - к Ведомству православного исповедания, 803 - к Ведомству учреждений императрицы Марии, 439 - к Министерству народного просвещения, 305 - к Российскому обществу Красного Креста, 308 - к Попечительству о трудовой помощи, 872 - к другим ведомствам. Капиталами располагали все общества, их совокупная сумма составила 132,2 миллиона рублей, стоимость недвижимости обществ - свыше 50,5 миллионов рублей. Среди благотворительных заведений капиталы имелись у 2446, их сумма – около 128,76 миллионов рублей (наибольшие средства принадлежали богадельням - 52 миллиона рублей, воспитательным домам - 30 миллионов рублей и детским приютам - 14 миллионов рублей). Недвижимость была у 1941 заведения (её общая стоимость около 91 миллиона рублей), земля - у 240 заведений (её стоимость около 4,7 миллиона рублей). Крупнейшие благотворительные организации частично обеспечивались предоставлением привилегий и государственных субсидий. В середине 1900-х годов помощь от благотворительных обществ получали около 550 тысяч человек, в земских и муниципальных заведениях призревалось до 2,5 миллионов человек. Продолжала существовать устойчивая традиция индивидуальных пожертвований частных лиц нуждающимся, не находившая отражения в статистике. На рубеже 19-20 веков благотворительность, в том числе её теоретические вопросы, стала предметом широкого обсуждения в публицистике и специальной литературе. Начали выходить 2 основных периодических издания - журналы «Вестник благотворительности» (1897-1902 годы) и «Трудовая помощь» (1897-1917 годы). Был образован Всероссийский союз учредителей обществ и деятелей по общественному и частному призрению (1909 год), им созваны два Съезда русских деятелей по общественному и частному призрению (1910 год, 1914 год). В 1-ю мировую войну открыты многочисленные лазареты (например, имени великого князя Алексея Николаевича в Зимнем дворце; лазарет, созданный Ф. И. Шаляпиным на свои средства); сёстрами милосердия были великая княгиня Мария Павловна, дочери императора Николая II великие княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна. Значительная помощь пострадавшим оказывалась на благотворительные пожертвования, поступавшие через Всероссийский земский союз помощи больным и раненым и Всероссийский союз городов помощи больным и раненым воинам. В составе Временного правительства, образованного в результате Февральской революции 1917 года, действовало Министерство государственного призрения [5(18).5 - 25.10(7.11).1917].

Благотворительность В Российской империи получили развитие все основные виды благотворительной помощи - от огромных пожертвований на строительство капитальных зданий для больниц, школ и богаделен до пособий бедным в виде мелких сумм (50 копейка) или даже вязанки дров. Значительные пожертвования денежных капиталов и имущества были сделаны графом С. В. Орловым-Давыдовым на детскую больницу Святой Ольги в Москве (679 тысяч рублей в 1884-98 годах), графиней Н. А. Стенбок-Фермор на приют для детей-калек, Надеждинское убежище и другие заведения Санкт-Петербурга (свыше 178 тысяч рублей в 1898 году), А. Г. и Е. И. Елисеевыми на содержание Еленинской больницы для онкологических больных в Санкт-Петербурге (300 тысяч рублей в 1911 году), кожевенными фабрикантами Брусницыными, которые по случаю 50-летия своего предприятия в 1895-98 годах передали свыше 1,5 миллиона рублей муниципальному управлению Санкт-Петербурга, а в 1898 году - комплекс зданий стоимостью 800 тысяч рублей (в них разместились богадельня на 60 человек, приют со школой, ремесленные мастерские на 160 детей). Д. И. Стахеев завещал свыше 721 тысячи рублей на благотворительность в своём родном городе - Елабуге. В Москве 11 человек (А. В. Алексеева, В. А. и А. А. Бахрушины, Н. И. Боев, Ф. Я. Ермаков, А. И. Коншина, А. К. Медведникова, К. Т. Солдатёнков, Г. Г. Солодовников, К. В. Третьяков, П. М. Третьяков) пожертвовали на муниципальную благотворительность свыше 1 миллиона рублей каждый. Регулярно в пользу неимущих из личных средств жертвовали российские монархи. Анонимные пожертвования, воплощавшие наивысшую ступень христианского смирения, в денежном выражении составляли 10-15% от всех пожертвований. На рубеже 19-20 веков большое значение приобрели формы массового сбора денег и вещей в помощь бедным и малоимущим - подписки, благотворительные лекции и концерты, лотереи, благотворительные базары в дни главных православных праздников, особенно в Рождество и на Пасху; сборы - кружечные (например, в пользу детских трудовых артелей и детских ночлежных домов; проводились Елисаветинским благотворительным обществом) и в так называемые дни цветов (например, в «День белой ромашки»; проводились Всероссийской лигой для борьбы с туберкулёзом). Начиная с последней четверти 19 века статья на благотворительность предусматривалась в бюджетах крупных фирм их уставами; например, Товарищество чайной торговли «Петра Боткина сыновья» ежегодно отчисляло 5% прибыли на благотворительные цели; за 1894-1914 годы общая сумма составила свыше 120 тысяч рублей. Благотворительные организации учреждались землячествами - национальными (латышские, эстонские и другие общества) и иностранными (швейцарские, французские, итальянские и др.), а также лицами одного вероисповедания (католические, лютеранские, иудейские, мусульманские и другие общества).

После Октябрьской революции 1917 года функции опеки и попечительства остались практически всецело только у государства. Был создан наркомат государственного призрения [29.10(11.11).1917 - 26.4.1918], преобразованный в наркомат (затем - министерство) социального обеспечения с одновременным расширением сферы его деятельности. Благотворительность стала рассматриваться как «буржуазное явление», несовместимое с идеологией социалистического общества, благотворительная деятельность общественных организаций и частных лиц практически прекратилась. До 1922 года действовали политический «Красный крест», затем организация «Помощь политическим заключённым» (Помполит; закрыта в 1938 году), которую возглавляла Е. П. Пешкова. Во время голода 1921- 1922 годов благотворительная помощь оказывали зарубежные организации - Американская администрация помощи, Международный союз помощи детям и др. (действовали наряду с образованными при ВЦИК Центральной комиссией по борьбе с голодом, затем - Центральной комиссией по борьбе с последствиями голода). Среди сельских жителей в тот период сохранялась крестьянская взаимопомощь, главным образом трудовая (так называемые помочи - общественные запашка и уборка полей, разные сборы нуждающимся; с мая 1921 года возникали крестьянские общества взаимопомощи).

Благотворительность Возрождение благотворительности в стране относится к периоду перестройки, первыми образованы Детский фонд (1987 год), Фонд милосердия и здоровья (1989 год) (ранее, в 1986 году, создан Фонд культуры). Позднее по инициативе граждан возникли менее крупные благотворительные организации, появились частные благотворители. Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 год; участниками благотворительной деятельности для целей этого закона признаны граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, или те, в интересах которых она осуществляется) и др. По экспертным оценкам, в 2001 году на благотворительность, главным образом российскими компаниями, направлена сумма, эквивалентная 500 миллионам долларов США. Вновь возникла и получает распространение практика предоставления помощи нуждающимся людям вне организационных форм.

Источн.: Сборник сведений по общественной благотворительности в России. СПб., 1880-1886. Т. 1-7; Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге и Москве. СПб., 1899; Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900. Т. 1-3; Благотворительность в России. СПб., 1907. Т. 1-2; Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907; Благотворительные учреждения России. СПб., 1912.

Лит.: Георгиевский П. И. Призрение бедных и благотворительность. СПб., 1894; Максимов Е. Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения. СПб., 1895; он же. Очерки частной благотворительности в России // Трудовая помощь. 1897. №1-2. 1898. №3-4, 6; он же. Очерк исторического развития и современного положения общественного призрения в России // Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907; Щапов Я. Н. Государство и церковь в Древней Руси Х-XIII века М., 1989; Lindenmeyr А. Poverty Is Not а Vice: Charity, Society and the State in Imperial Russia. Princeton, 1996; Ульянова Г. Н. Благотворительность московских предпринимателей. 1860-1914. М., 1999; Бочанова Г. А., Горюшкин Л. М., Ноздрин Г. А. Очерки истории благотворительности в Сибири во второй половине XIX - начале XX века Новосиб., 2000; Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001; Благотворительность в России: [Ежегодник]. СПб., 2001-2005.

Г. Н. Ульянова.