Дортмунд

ДОРТМУНД (Dortmund), город на западе Германии, земля Северная Рейн-Вестфалия, в Рурском индустриальном районе. Расположен на реке Эмшер, у начала канала Дортмунд - Эмс. Население 586 тысяч человек (2007), второй по численности жителей город Рура и третий в земле Северная Рейн-Вестфалия. Входит в состав крупнейшей в стране полицентрической городской агломерации - Нижнерейнско-Рурской конурбации с населением около 11,8 миллионов человек; вместе с фактически слившимися Дуйсбургом, Эссеном, Бохумом и рядом других менее крупных городов образует её ядро - так называемый Рурштадт. Крупный транспортный узел, восточные «ворота» Рура (река Эмшер и рурская система каналов соединяются с каналом Дортмунд - Эмс, который обеспечивает водный путь к Северному морю, минуя устье Рейна). Порт Дортмунд (грузооборот 5-6 миллионов тонн в год, длина причальных линий 9 км) сохраняет в начале 21 века большое экономическое значение. Через Дортмунд проходят шесть автобанов и пять скоростных трасс, а также железнодорожная магистраль Париж - Кёльн - Дюссельдорф - Берлин. Аэропорт (обслуживает в основном местные авиалинии). Метрополитен.

Реклама

Возник как поселение при одном из каролингских королевских дворов. Впервые упоминается между 881 и 884 под названием Тротманни (Throtmanni), с 1152 - под названием Тремония (Tremonia), с 1222 - Дортмунд(е) [Dortmund(е)]. Около 990 получил право на проведение ярмарок и приобрёл значение важного центра на торговом пути Хелльвег (соединял Вестфалию с Рейнландом). С 1220 имперский город, наделённый правом свободной торговли. В 13-15 веках один из богатейших ганзейских городов, крупный торгово-ремесленный  центр.  В  1388-90 годах отстоял свою независимость в борьбе с имперскими князьями и рыцарством. В период Тридцатилетней войны 1618-1648 был разорён и утратил экономическое значение. К концу 18 века численность населения Дортмунда сократилась до 4,5 тысяч человек. В 1803 году лишился статуса имперского города и отошёл к княжеству Нассау, в 1808 - к Великому княжеству Берг, в 1815 - к Пруссии. С середины 19 века началось экономическое возрождение Дортмунда, предпосылки для которого создала разработка Рурского угольного бассейна. Дортмунд стал одним из крупнейших центров германской угледобывающей промышленности, металлургии и машиностроения (в 1852 возникло первое акционерное общество рурской металлургии - «Нӧrder Bergwerks- und Нüttenverein»; в 1860-70-х годах появились предприятия по производству стальных конструкций и тяжёлого машиностроения; в 1880-е годы создан металлургический и машиностроительный завод фирмы «Hoesch», который в начале 21 века остаётся крупнейшим промышленным предприятием Дортмунда), а также важным центром пивоварения. Большое значение для развития города имели сооружение Кёльнско-Минденской железной дороги (прошла через Дортмунд в 1847), открытие канала Дортмунд - Эмс и крупного речного порта (1899). К началу 20 века Дортмунд - крупнейший город Рура; численность его населения достигла 142,7 тысяч человек (541,9 тысяч человек в 1939). В 1-й половине 20 века Дортмунд стал одним из главных центров тяжёлой промышленности Германии. В рамках Четырёхлетнего плана 1936 года были построены заводы по производству жидкого синтетического горючего, парафина, предприятия военно-химической промышленности. В период 2-й мировой войны 98% зданий старого города и 59% жилого фонда были разрушены в результате налётов англо-американской авиации. В 1945-49 в британской зоне оккупации Германии, с 1949 в составе ФРГ, полностью восстановлен к 1957. После войны экономика города сохранила угольно-металлургическую специализацию и ориентацию на развитие связанных с ней отраслей тяжёлой индустрии. В конце 1950-х годов в угледобыче начался структурный кризис; в 1960-80-е годы все шахты в городской черте Дортмунда были закрыты. Переход на использование импортной железной руды негативно сказался на развитии чёрной металлургии, Дортмунд стал всё более уступать главному металлургическому центру ФРГ Дуйсбургу. Концерн «Hoesch AG» (после поглощения металлургической фирмы «Dortmund-Нӧrder-Нüttenunion AG» фактически ставший монополистом в чёрной металлургии восточного Рура) перенёс главное направление производственной деятельности в сферу машиностроения и металлообработки; с конца 1960-х годов Дортмунд становится центром банковского капитала. С последней трети 20 века главный сектор экономики Дортмунда - сфера услуг.

Старый город (Альтштадт) окружён кольцом улиц, проложенных на месте бывших крепостных валов. На площади Фриденсплац  расположены  Ратуша,  здание  городского управления, Дом информации и прессы. К Альтштадту примыкают микрорайоны, выросшие из возникших в последней трети 19 - начале 20 века шахтёрских и заводских посёлков и окрестных деревень, вошедших в городскую черту Дортмунда. После 2-й мировой войны восстановлены средневековые церкви Райнольдикирхе, Петрикирхе (резной золочёный алтарь, 1521), Мариенкирхе (алтарь, 1420), так называемая Орлиная башня, замки на воде (Боделынвинг, Делльвиг, Роденберг) и др. Памятники: мемориал трагедии Хиросимы (2000, скульптор А. Трезе), колонна Мира и др.

Около половины территории Дортмунда занимают сады и парки; крупнейший - Вестфальский парк в южной части города; в его пределах  - телебашня   Флориан   (1959, 2 смотровые площадки), так называемый Немецкий розарий (свыше 3 тысяч видов роз).

Важный центр науки и образования. Среди научных учреждений (всего около 30) - институты: спектрохимии, молекулярной физиологии Общества М. Планка, материальных потоков и логистики Общества Фраунгофера, геронтологии, регионального и городского планирования, социальных исследований. Дортмундский университет (открыт в 1968; 25 кафедр, более 21 тысячи студентов; ведутся разработки в области информационных технологий и программного обеспечения, электротехники, химических технологий и др.); Высшая инженерная школа, Высшая горная школа, Педагогическая академия, Университет прикладных наук, Международная школа управления. Дортмундская городская и земельная библиотека (1907; одна из крупнейших в   земле  Северная  Рейн-Вестфалия, более 1,2 млн. томов). Музеи: истории искусства и культуры (1883; история города, народное и прикладное искусство и др.; в музее хранится так называемый дортмундский клад - более 400 золотых монет), естественной истории (1910), Вестфальский музей школы (1910; история народного образования в Вестфалии), «Ам-Оствалль» (1947; современное искусство), пивоварения (1981), Вестфальский промышленный (экспонаты по истории техники и хозяйства Вестфалии 19-20 века) и др. Театры: оперный (1904; здание 1966, архитекторы Й. Клеменс, Э. Фраш и др.), драматические Большой (1966) и Малый, а также Детский и молодёжный театр на Восточном валу, Театр танца К. Нольте и др. Филармонический оркестр (1887). «Дортмундский ораториальный хор» (1899). «Концертхаус» (2002; 1500 мест) - одна из лучших концертных площадок Европы. С 1996 года регулярно проводится международный «Бах-симпозиум». Многофункциональный выставочный центр «Вестфаленхалле» - место проведения международных ярмарок и выставок (в том числе промышленные «Techmo», 2 раза в год), конгрессов, конференций и других мероприятий. Морской аквариум (2002; 30 бассейнов).

Дортмунд - один из ведущих в Германии центров профессионального спорта и место проведения крупных международных соревнований (проходят, в том числе на одном из крупнейших в Европе крытом спорткомплексе на территории центра «Вестфаленхалле»; трибуны на 23 тысячи мест; включает универсальный, легкоатлетический и 6 специализированных залов, крытый ледовый стадион). Футбольный клуб «Боруссия» - неоднократный чемпион Германии, победитель Лиги чемпионов (1997), проводит матчи на стадионе «Сигнал Идуна Парк» (до 2006 «Вестфаленштадион»; около 80 тысяч мест). Ежегодно (с 1973) проводится шахматный фестиваль, главный турнир которого является одним  из  самых  крупных  состязаний года.

Основные отрасли сферы услуг (занято около 80% экономически активного населения, включая транспорт и связь) - сектор деловых и профессиональных услуг, банковско-финансовая сфера, транспорт и связь, наука и образование, а также спортивный бизнес. Дортмунд - значительный центр издательского дела, крупные издательства  были  основаны  в  конце 18  -  начале 19 веков уроженцами города Д. Бедекером (дед К. Бедекера) и Ф. А. Брокгаузом. Крупнейшее издательство - «Harenberg Kommunikation Verlag» (его высотное здание, построенное к началу 21 века, - один из новых символов города; в здании размещаются также офисы многочисленных фирм сферы услуг); в городе расположен имеющий мировую известность Научный институт газетно-издательского дела. Дортмунд - крупный региональный инновационный центр; особенно велика его роль в подготовке технических кадров, проведении НИОКР и их внедрении в производство. В конце 20 века на базе университета создан технологический парк Дортмунд, крупнейший в земле Северная Рейн-Вестфалия (более 150 фирм, специализирующихся в основном в области электроники). С начала 21 века реализуется (при участии «ThyssenKrupp AG» и консалтинговой компании «McKinsey&Co») инновационный проект («Dortmund-Projekt»), направленный на привлечение в Дортмунд фирм, специализирующихся главным образом в области информационных технологий и электронного бизнеса. В Дортмунде расположены головной офис фирмы «Hoesch» (ныне подразделение концерна «AG Hoesch-Krupp», с 1999 входит в корпорацию «ThyssenKrupp AG»), правления крупных пивоваренных компаний «Brau und Brunnen AG» и «Dortmund Brauerei AG», а также одной из ведущих рурских логистических компаний В&С GmbH, ряда специализированных радиоэлектронных и машиностроительных фирм.

Дортмунд Дортмунд - один из важнейших индустриальных центров Рура. Ведущая отрасль промышленности - машиностроение и металлообработка; особенно развиты электротехника и радиоэлектроника (предприятия концерна АВВ и др., в основном небольших, радиоэлектронных фирм), производство стальных конструкций («Hoesch Stahl» - филиал «ThyssenKrupp AG»), станков и кузнечнопрессового оборудования («Maschinenfabrik Deutschland AG»), а также локомотивостроение, производство металлургического, горно-шахтного, подъёмно-транспортного оборудования. Ряд машиностроительных предприятий Дортмунда выпускают продукцию преимущественно на экспорт: компания «Wilo AG» (1872, оборот более 800 миллионов евро, 2006) - один из мировых лидеров в разработке и производстве насосной техники для систем тепло- и водоснабжения; завод фирмы «Montanhydraulik GmbH» - крупнейший поставщик гидравлических цилиндров для горного оборудования в страны ЕС. Дортмунд - второй по значению (после Дуйсбурга) центр чёрной металлургии Рура и один из ведущих в стране. В начале 21 века загрузка производственных мощностей снижается, демонтирован ряд крупных предприятий (к концу 20 века сохранился один из трёх действовавших в 1980-х годах комбинатов полного металлургического цикла; к 2010 году планируется полное прекращение чугуноплавильного производства); вместе с тем в Дортмунде и его окрестностях продолжают работать специализированные металлургические заводы (по производству листовой нержавеющей стали, легированных сталей, листового проката и др.). Химическая промышленность ранее специализировалась на переработке отходов коксования, выпуске тяжёлых химикатов (в том числе хлористая серная кислота) и пластмасс; к началу 21 века объёмы этих производств резко сократились. Крупнейшие химические предприятия расположены в городах-спутниках Дортмунда: Кастроп-Раукселе (к западу от Дортмунда; производство аммиака и азотных удобрений) и Уине (к востоку от Дортмунда; выпуск искусственных и синтетических волокон); с 1980-х годов развивается фармацевтическое производство. Среди отраслей пищевкусовой промышленности традиционно выделяется пивоварение (старейший пивоваренный завод основан в 1293), по масштабам которого Дортмунд значительно опережает Мюнхен и другие германские центры производства пива. Шесть основных пивоваренных заводов Дортмунда («Union», «Kronen», «Their», «Actien», «Hansa», «Ritter») ежегодно производят свыше 7 миллионов гл пива (2-е место среди городов мира после американского Милуоки, 1-е место в Европе); в центральной части города сохранились построенные в средние века небольшие пивоварни. Действуют также предприятия полиграфической и лёгкой (главным образом швейной) промышленности.     

О. В. Вишлёв (история);  В. Н.  Стрелецкий  (экономика).